Молодежь уже не та

 Не буду говорить за всех, но Молодожь не та!И даже когда спросили молодеж про Мо Янь!
Кто такой Мо Янь?Какие книги он написал? Такова была первая реакция пользователей Интернета, после того как в Китае узнали о присуждении Мо Яню Нобелевской премии по литературе.
 
   Если бы Мо Янь не получил Нобелевскую премию, то о его творчестве вряд ли бы знали сегодняшние китайцы, в частности молодежь. Действительно, большинство молодых китайцев ранее не читали ни одного из произведений Мо Яня, да и вообще в современном Китае мало кто уделяет внимание писателям, чье творчество относится к «чистой литературе».

    В 80-х годах прошлого века в стране было огромное количество любителей литературы. Как в шутку написал известный китайский критик Сюй Чжиюань, в то время, если молодой человек хотел добиться расположения понравившейся ему девушки, самым беспроигрышным вариантом было «притвориться» горячим поклонником изящной словесности. Молодые люди часто начинали разговор с вопроса: «Вы любите литературу?» Далее можно было завести беседу о любимых авторах, о духовном состоянии человечества и т.д. Не будет преувеличением сказать, что именно из-за популярности у противоположного пола и повальной увлеченности литературой в обществе многие молодые люди того поколения выбирали для себя путь литературного творчества. Некоторые из них впоследствии стали знаменитыми писателями и поэтами.
       
         Однако, сейчас времена изменились, и все обстоит совсем по-другому. Число любителей литературы и тех, кто читает серьезную литературу, становится все меньше и меньше...

    В кинофильме «Не уходи, пока не встретимся» (в 1999 г. он побил рекорд по кассовым сборам в Китае) герои читали стихотворение, в котором была такая строчка: «Ночь подарила мне черные глаза, но я все равно ищу свет...» Несмотря на популярность и широкое употребление этих слов, к сожалению, мало кто знает, что это цитата из поэмы «Одно поколение» знаменитого поэта 80-х годов 20 в. Гу Чэна.
   
 Многие восприняли это с негодованием. Ведь было время, когда все наизусть помнили стихи Гу Чэна и декламировали их друг другу, а теперь чтобы заставить современную молодежь читать стихи, поэзии стала необходима яркая «обертка» кино. Это говорит о том, что любители литературы уже больше не играют ведущую роль в обществе, и все большее количество молодых людей неумолимо отдаляется от литературы и от самой культуры чтения.

   *  Появление новых средств массовой информации только усилило эту тенденцию.*

    Согласно результатам 9-го национального исследования относительно чтения и читательских предпочтений среди китайцев, в 2011 г. количество прочитанных бумажных книг на душу населения в Китае составило 4,35, в то время как количество электронных книг – 1,42. И число читателей, и объем прочитанных книг резко снизились по сравнению с данными 5-летней давности, а вот показатель суммарного времени, проведенного перед экраном компьютера и мобильного телефона, как и времени, потраченного на чтение с мобильных телефонов и электронных ридеров, наоборот, значительно возрос (соответственно, на 31,1% и 77,7%).
       По своей сути, сетевая литература представляет собой, скорее, «коммерческое творчество» (см. статью «Сетевые авторы»), направленное на создание предназначенного для продажи продукта. На фоне распространения сетевой и популярной литературы интерес читателей к «чистой литературе» ослабевает. Люди перестали читать серьезные литературные произведения, не испытывают энтузиазма в отношении литературы, поднимающей острые проблемы и требующей вдумчивого чтения, и предпочитают читать исключительно в целях развлечения. Молодежь читает исключительно популярных авторов, считая, что именно за ними будущее.

    Сегодняшние молодые читатели, которые незнакомы с «чистой литературой», относятся к нобелевскому лауреату Мо Яню как к яркой фигуре в литературной и культурной жизни современного Китая, т.е. скорее, как к звезде, нежели чем как к писателю. Вряд ли победа Мо Яня ознаменует возврат к былым временам, когда литература повелевала умами и вдохновляла к новым свершениям. Сам Мо Янь, кстати, признал, что в сложившейся ситуации нельзя надеяться на возрождение китайской литературы, ведь для осуществления настоящего возрождения сначала необходимо превратить «нечитающую молодежь» в людей, интересующихся литературой.

 Спасибо нашим бабушкам и дедушкам за что научили нас читать и сохранили этот навык!
               
                Ковальський Валентин


Рецензии