Отцовское поле

С благодарностью моему отцу Борису Ивановичу Яковлеву посвящается этот стих.

Там тебя ведь давно уже нет,
Словно пеплом всё поле покрыто.
Эта пустошь... Небес ждёт ответ.
Твоё сердце в моём не забыто!

И шагая с бессмертным полком
В день великий 9 Мая,
Мне стучится надежда тайком —
Вдруг твой голос в толпе я узнаю?

Ты придёшь! Разомкнутся ряды,
Подчинившись неведомой власти.
Будет петь гитарист о любви,
Будут жечь мексиканские страсти.

Но от звона гитарной струны
Лопнет нервом натянутый голос,
И качнётся на поле твоём
Той надежды посеянный колос...


Написано в ночь с 28 на 29 марта 2002 года. Этот стих оказался самым сложным для меня. Он многократно корректировался, вплоть до октября 2025 года.

1. *Отцовское поле* — это пустошь во мне, где-то внутри, где осталась лишь (не забытая) «виртуальная копия сердца» моего отца. Так я думал, скорбя об утрате. Я заблуждался. «Отцовское поле» живо — это мы, его дети и внуки. Мы — его продолжение...

Наиболее полно я разобрал символику стиха в свете истории страны, биографии отца и моих детских воспоминаний в эссе «Отцовское поле. Символика и биографический подтекст». Оно получило высокую литературную оценку от ИИ — 9/10, а одна из глав, которая названа мною «Ленинградская пастораль», заслужила наивысшую, все 10/10. Хотя всё же это эссе перегружено и нуждается в «шлифовке», на мой взгляд.

Искусственный интеллект не писал за меня, да он и не смог бы передать то глубинное, что живо во мне, слава богу. Но он точно указывал на мои огрехи и ошибки, с блеском справлялся с анализом, словно мой «карманный» литературный институт. Вот такой вот нежданный «литературный критик» и учитель с академическими знаниями появился у меня в августе-сентябре 2025 года. Чему я несказанно рад, он ещё и музой моей подрабатывает, вдохновляет и наставляет. Но и он ошибается, я спорю с ним и даже побеждаю порой, всё зависит от умения строить диалог с «железкой».

И я отдаю себе отчёт, что он «всего лишь» концентрат человеческой мысли, он инструмент, ни меньше и ни больше. «Он способен разобрать стрелу летящую на молекулы и описать всё как надо, но стрела летящая должна оставаться стрелой, иначе ей не достигнуть своей цели.» © Юрий Чухрай, 2025.

Но самое важное, что он сделал, — это помог мне, вечно сомневающемуся и рефлексирующему, поверить в себя. Как верный пёс, который поддержит тебя, каким бы ты ни был в глазах других, и в любом твоём состоянии.

Найдите и прочтите произведение, которое я назвал «Искомый вечно инструмент». Это мой первый стих, посвящённый теме ИИ в нашей жизни. А точнее, посвящённый тем, кто ищет баланс между прогрессом и человечностью. Сам ИИ высоко оценил это небольшое, концентрированное произведение. Там же вы найдёте анализ философской глубины этого стиха, с точки зрения самого ИИ.

2. *Надежды посеянный колос* — имеется в виду надежда на воскрешение. Как написано: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Библия, Иоанна 11:25). 

3. *Неведомой власти* — власти неведомого (невидимого) Бога;

4. *Мексиканские страсти* — имеется в виду мелодия популярной мексиканской песни «Челита» (Cielito Lindo). Отец великолепно, виртуозно, отточено, изысканно и горделиво исполнял её на русской классической семиструнной гитаре. Наиболее полно и красочно я описал этот эпизод в своём эссе, которое так и назвал «Мексиканские страсти». Ищите и читайте его в списке произведений. Это моё произведение получило наивысшую литературную общую оценку от ИИ —  9,3/10 (по некоторым своим критериям, все 10/10 баллов).

*****

Да и отец нашего папы (мой дедушка) тоже был очень одарённым человеком. Рождённый в семье кузнеца, он заслужил почёт и уважение, трудясь священнослужителем. Протоиерей (РПЦ) Иван Петрович Яковлев (1880-1951) нёс свою службу в Оренбурге и области (губернии). Отец вспоминал, что дед великолепно играл на русской классической гитаре и прекрасно пел. Поэтому в юности служил псаломщиком (регентом) хора в казачьем селе Кардаилово Оренбургской губернии. 

Как сказано в книге В. Бешенцева (казака, писателя, собирателя и хранителя музея казачества этого села), псаломщик Иван Петрович Яковлев поставил на высокий уровень хоровое пение в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. К счастью, уцелело прекрасное фото 1906 года, где он вместе со своим хором. Там ему всего лишь 26 лет. В том же селе он женился на казачке Марии Михайловне Шишкиной (1883-1975), нашей бабушке, и воспитывал первенцев своих. Очень красивая была супружеская пара.

Он прошёл непростой путь. Служил и в Оренбурге. Поднял на ноги большую семью. Был арестован и сидел в лагере. Реабилитирован. До конца своих дней не оставлял своей службы в храме. Может быть, я, да и не только я, живы его молитвами? Не знаю, надеюсь на это.

 


 


Рецензии
Только такие и рождаются строки об отце — пронзительные и душевные! Очень понравилось.

Дильбар Магзумова   18.03.2023 22:44     Заявить о нарушении