У вас в лесу разве тоже празднуют

В этом году к 9-е мая в украинской прессе необычно много материалов о том, как по-разному отмечают на Западной и Восточной Украине этот день.

Как страдают дети, которые узнали правду о Войне, когда их в школе заставляют писать сочинения, в которых надо прославлять антигероев.

Как страдают ветераны с обеих сторон, наблюдая по телевизору и на улицах своих городов не те парады и попрание своих знамён.

Я, житель Восточной Украины, всегда отмечал этот день как День Победы и хочу поделиться своими личными впечатлениями о том, как однажды отмечал 9-го мая на Западной Украине.

В 2011 году в начале мая я находился в частном санатории под Трускавцом.

Два десятка бревенчатых домов в горной ложбине на лесной поляне, общей вместимостью около 200 отдыхающих, столовая, медицинский корпус, баня, спортзал и прокат горных велосипедов.
Маленький зоопарк с фазанами и зубром, которому вот-вот должны привезти пару.

Весь младший персонал – украиноязычная молодёжь из окрестных прикарпатских сёл – горы нависли над нашей ложбиной, но до них за десять дней я так и не добрался – далековато на китайском велосипеде по бездорожью, а по трассе – только бензином дышать почём зря.

Врачи – двуязычные профессионалы из Трускавца.

Среди персонала несколько львовян, говорящих на русском языке без акцента.

Украинский язык у всех сильно полонизирован и латинизирован – такой диалект сегодня претендует стать литературной нормой, о чём иногда дискутируют, но речь сегодня у меня не об этом.

Главный врач всем без исключения независимо от диагноза прописывает нафтусю – минеральную воду с сильным вкусом углеводородов.

Вода вытекает из пяти кранов под номерами 1-5 и имеет разную температуру от холодной до тёплой.

Воду по утрам привозит водовоз, в котором все типы воды перемешаны.

Местные берут минеральную воду не в санатории, а в источнике где-то в лесу.

Вода оттуда вообще по вкусу чистый керосин.

Весь персонал – приветливые жизнерадостные скромные простые люди.

Отдыхающих человек пятьдесят. На праздники собралось до сотни с детьми.

Большинство отдыхающих местные – русскоязычных всего несколько семей – ехать сюда далековато, санаторий новый малоизвестный.

По слухам владелец нашего санатория местный. Он работает главврачом в другом очень крупном санатории в Трускавце.

Тот крупный санаторий в Трускавце, бывший флагман курортной отрасли СССР был приватизирован и куплен какой-то европейской фирмой.

Эта фирма платит главврачу такую зарплату, что тот смог построить себе свой санаторий.

А может быть, воспользовался кредитом банка. Неважно.

В центре Трускавца установлен памятник Степану Бандере – на тот момент Герою Украины.

Исследуя на велосипеде окрестности, я обнаружил у дороги обелиск: «Здесь в 1939 году поляки зверски казнили 29 жителей местных сёл». Надпись сделана на украинском языке. Перечислены фамилии и сёла, среди которых неизвестный житель такого-то села. Убийцы так и названы «поляками», а не польскими властями – я это хорошо помню. Меня такие вещи всегда обескураживают.

9-го мая с утра на территории санатория громко играет репродуктор. Исполняются советские песни военных лет. У всех праздничное приподнятое настроение. У старшего персонала выходной, а младший персонал на работе. Здороваясь, все поздравляют друг друга с праздником.

Приехал главврач – пожилой высокий, лет 70 мужчина. Надел белый халат. Здоровается со всеми за руку, поздравляет, улыбается отдыхающим.

Красный флаг не вывешивается.

Завтрак и обед праздничные: дополнительные блюда, фруктовый салат, торты, конфеты. На обед предлагаются фронтовые 100 грамм русской естественно водки, белое вино.

Всё это входит в стоимость путёвки, которая в мае не дороже, чем в другие периоды, а даже дешевле – не пик сезона, хотя длинные праздники и клиентов, казалось бы, должно быть больше.

Поздравляя друг друга на украинском языке, местные иногда иронизируют. Запомнились такие фразы: «Вы-то наверное не с той бы стороны воевали», «У вас в лесу разве тоже празднуют?».

Вторая – более тонкий юмор – в лесах скрывались после войны остатки повстанческой армии.

Вообще местные все в основном «на Вы» между собой – частота обращения «на Вы» бросается в глаза – намного чаще, чем на Востоке. Но по интонации всегда можно уловить, если это ирония: снижая или повышая тон, говорящий другому «Вы» даёт ему понять, что шутит.

Так любовники, встречаясь на людях, говорят «на Вы» и всегда заметно, что в этом «Вы» скрывается подтекст.

Главврач стоит в у входа в столовую, рядом с ним спортивный инструктор. Подхожу. Здороваемся за руку. Поздравляем друг друга. Говорим на русском языке без какого-либо напряжения с их стороны. Я спрашиваю об истории обелиска на лесной дороге.

Рассказывает инструктор, выпускник Львовского инфиза лет до 50-ти возрастом. Главврач уточняет и кивает.

«До Войны мы были под Польшей. А до этого под Австро-Венгрией. Австрийцы развивали край – курорты, нефтедобычу, а поляки занимались только ополячиванием и насаждением католичества. При поляках появился у местных сепаратизм. Элита стала искать опору против Польши за рубежом. Лидер местных сепаратистов Бандера нашёл поддержку в Германии. Немцы финансировали и вооружали протестное движение в Галиции. Но Бандера в основном действовал как террорист. Его головорезы не только убивали представителей власти, но поджигали дома простых поляков. Бывали случаи убийств семей поляков целиком, вместе с детьми. Польские власти не церемонились: брали в сёлах заложников, расстреливали без суда пойманных террористов. Особо поразил случай, в память о котором канадские потомки расстрелянных поставили этот обелиск.

В 1939 году незадолго до прихода Советов бандеровцы подожгли несколько зданий в Трускавце и убили несколько польских семей и полицейских. Поляки озверели и похватали по сёлам кого смогли поймать из обычных сельчан. Такого до этого ещё не бывало, чтобы хватали и расстреливали из каждой десятой хаты молодого мужчину. Такая история у этого обелиска».

Через несколько дней мне уезжать. Администратор провожает до такси. Предлагает скидку 30%, если буду приезжать каждый год на 10 дней.

По дороге в аэропорт разговор с таксистом всё о том же: о разнице в менталитете Запада и Востока Украины.

На Западе каждый даёт тебе визитку с телефоном, предлагает свои услуги в организации отдыха и лечения, мужчины практически не пьют алкоголь, все работают на земле – на своих огородах, ездят на заработки в Европу и Москву – местной промышленности очень мало и она в глубокой депрессии, но покидать родные места галичане не спешат – на последние деньги строят себе частные дома и намного больше, чем на Востоке здесь говорят о доме, семье, детях, родственниках.

Таксист показал мне униатский храм, где священник очень хороший экзорцист – изгоняет бесов.

Эти ли бесы не дают покоя всей Украине!

Я сам долго не мог примириться с тем, что символами страны стали бело-голубой флаг и трезубец – для меня они всегда были знаками вражеской силы.

Постепенно привык, перестал думать об этом.

Я не знаю, как примирить одних участников Войны и их потомков с другими. Тёмные силы нас злобно гнетут.

Ни один немец не сделал мне ничего плохого, но я всегда вздрагиваю, когда слышу живую громкую немецкую речь, а при встрече с немецкими пограничниками всегда боюсь им нагрубить – есть большой соблазн.

Говорят, что в США до сих пор есть проблемы на бытовом уровне между людьми из-за войны между Севером и Югом, и у них разные учебники истории в северных и южных штатах, а туристу из Германии лучше не оставлять на ночь машину на улице нигде в Европе и немцы это знают.

Попытки восстановить СССР в головах людей кажутся мне бессмысленными, но глядя на современную Германию, я понимаю, что победа над немецким фашизмом это праздник и для Германии, а может быть, прежде всего, для Германии.


 


Рецензии
Так не победа ещё, к сожалению.

Борис Рубежов Пятая Страница   15.05.2013 19:03     Заявить о нарушении
Я тебя понимаю. На Донбассе точно нет. Не жизнь а малина.

Уменяимянету Этоправопоэта   15.05.2013 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.