Старый колодец

   Старый колодец

Наезжая  в прошлые годы  на свою  «малую родину», в село, я шла по улице Вишнёвой, где стоял наш дом. И непременно останавливалась возле старого колодца.  Кто и когда его вырыл, не помнила даже моя мама. Я же только помню, что его всё время прихорашивали. Подштукатуривали, бетонировали к нему дорожки, чистили изнутри и вешали новое ведро, когда старое приходило в негодность.
Этим колодцем пользовалась почти вся наша Вишнёвая. Хотя он и стоял в огороде, хозяева разрешали брать воду всем. Поэтому и ремонтировали его вскладчину.
В конце улицы находился ещё один колодец. Но воды в нём хватало на два-три двора. А наш колодец был щедрый. Даже в самое жаркое лето вода в нём не иссякала. Только ведро приходилось опускать глубже.
Возле колодца всегда были люди. Здесь не только брали воду, но и обменивались новостями. Под эти неспешные разговоры скрипел воротом и звякал цепью старый колодец. Будто тоже рассказывал о чём-то своём...
Я тоже приходила сюда за водой. Нужно было, так изловчится, чтобы не зачерпнуть полное ведро. Вытащить полное было для меня не под силу без помощи взрослых. Тут, у колодца, я и услышала, уже не помню от кого, что если бросить в колодец серебро, вода в нём будет всегда чистой и полезной для здоровья.
Сколько нужно серебра, я не знала. Дома у нас была десертная ложечка, говорили, что она серебряная. Когда и как она к нам попала, я не знала. Считалось, что эта ложечка моя. И я, не задумываясь, тайком от всех домашних, взяла её с собой, когда мама послала меня за водой, и бросила её в колодец, чтобы все пили чистую воду и были здоровы.
Дома осталось четыре алюминиевых ложки. А нас в семье было пятеро. Кому-то приходилось пользоваться старой деревянной ложкой – облезлой и щербатой. Алюминиевые ложки я по субботам старательно начищала толчёным кирпичом, и они блестели. А мама хвалила меня и говорила, что я – умница…
Потом прошёл слух, что в село проведут водопровод. Но к этому времени я уже выросла и жила в городе….
А воду действительно провели, и дорожка к колодцу запустела и заросла. Сельчане огородили свои дома заборами, в каждом дворе появились краны и старый колодец оказался ненужным.
Как-то приехав в село,  и неспешно шагая по своей улице, я невольно обратила внимание на то, сколько новых домов появилось в нём. Старых, неказистых и аляповатых мазанок почти не осталось. Возле колодца тоже стоял новый дом – кирпичный, двухэтажный.
Я остановилась и долго не могла оторвать взгляд от колодца. Воспоминания нахлынули на меня. Колодец был таким же, только сильно постаревшим. Из дома вышла пожилая женщина. Спросила, что я хочу. Я ответила: «Ничего, просто смотрю на колодец». «Да вот», - сказала женщина, - «Мои молодые строили дом, так этот колодец им сильно мешал, хотели засыпать его. А я им сказала: «Вот когда умру, делайте, что хотите, а пока живу, не дам его засыпать».
«А вода в нём есть?» - спросила я. Женщина пожала плечами: «А Бог его знает! Туда много лет уже никто не заглядывал» - «А мне можно посмотреть?». Женщина кинула на меня удивлённый взгляд, спросила: кто я такая. Я назвала своих родителей.
«А, знаю»,  - улыбнулась она. И пригласила: «Заходи, ты может, пить хочешь? У меня есть холодный компот». Я поблагодарила и прошла к колодцу.
Та же самая тяжёлая цепь и ведро на крючке, совсем ржавое. Сруб был  испещрён трещинами – будто морщинами на лице – глубокими и мелкими. Я повела по ним рукой, и мне показалось, что колодец узнал меня.
Крутя ворот, медленно опустила ведро в колодец. Всё тот же скрипучий звук, который я слышала много лет назад, показался мне музыкой. Колодец будто рассказывал мне о чём-то своём, может быть жаловался на свою старость и ненужность.
Ведро ударилось о воду, и я стала крутить ручку ворота, в обратную сторону. Цепь натянулась и ведро пошло вверх. Я слышала, как из ведра вытекает вода – оно было дырявое. Молча постояв, я попрощалась с женщиной и ушла.
…Прошло два года. Я снова приехала в родное село и опять шла по Вишнёвой улице. На ней действительно росли вишни. Они свисали гроздьями с веток деревьев. Много прибавилось новых домов. Молодёжь вовсю гоняла по улицам на мотоциклах.
Я подошла к дому, где был колодец, но на его месте стоял гараж. Никаких следов не осталось от моего друга детства. Будто и не было его никогда. А где-то здесь, глубоко под землёй, на дне колодца лежит моя серебряная ложечка.
Мне стало грустно, я жалела колодец, как человека. Он прожил долгую жизнь, безотказно служа людям. И вот его нет…
А я до сих пор не забываю его, как не забывают своих друзей.


Рецензии
Рассказ трогательный и замечательный. Вы прекрасно написали и передали чувства тоски и воспоминания. Низкий поклон вам. с ув.

Михаил Кюрчевский 2   09.08.2013 11:45     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, если сможете, прочтите, пожалуйста, " Мне было четырнадцать". Он там где-то рядом со "Старым колодцем".Всех вам благ.
С большим уважением

Ольга Шевченко 4   09.08.2013 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.