Есть память обо мне...

Начало учебного года для меня как словесника и моих коллег ознаменовалось свиданием с большим искусством -- идем в ДК «Октябрь» Волжского на романтическую мелодраму «Пушкин» с народным артистом России, лауреатом Госпремии РФ Сергеем Безруковым в главной роли. Он и режиссер спектакля, в основу которого взял пьесу своего отца «И жизнь, и слезы, и любовь…» Виталий Безруков в мелодраме сыграл отца поэта.
 …У входа во Дворец культуры в памяти всплывает пушкинское: «Партер уж полон; ложи блещут…» Увы. В наших билетах места на балкон.
 От оформления занавеса защемило в груди и теплом отдалось в сердце. На него спроецированы рукописные страницы Пушкина: так узнаваема черная вязь строчек, рисунки поэта…Свет гаснет, поднимается занавес. Сквозь полумрак слегка различимы на сцене очертания человека, лежащего на диване. Послышались громкие завывания ветра --где-то бушует непогода. Неожиданно ярко вспыхивает экран на заднем плане сцены. Среди белых сугробов несется сквозь метель запряженная в « тройку» лошадей кибитка. У ворот останавливается. На крыльцо в одной рубашке выбегает Пушкин и с приветственными возгласами босиком по снегу бросается навстречу… Так перед глазами начинает оживать со школьной скамьи известный эпизод приезда в Михайловское, где поэт находился в ссылке, Ивана Пущина, его лицейского друга, декабриста.
 Незаметно для глаз зрителя действующие лица оказываются уже на сцене, в комнате Пушкина. В соответствии с исторической достоверностью она находится возле крыльца, с окном во двор. По той же причине создан поэтический беспорядок: везде разбросаны исписанные листы бумаги. Друзья восторженно празднуют кратковременную встречу. Пылко говорят о Родине, о свободе. Звучат стихи!.. Ими предельно насыщен весь материал спектакля. Цитаты логически переплетаются с репликами героев, но чаще тексты представлены полностью. Какое наслаждение - если исходят они из уст Александра Сергеевича Пушкина-Безрукова!..Сразу -- экспромт: « Мой первый друг, мой друг бесценный…» Написав последнюю строчку, поэт с гусиным пером в руке декламирует Пущину послание и вручает листок с автографом. Упомянув о соседях из Тригорского, вдохновенно читает: «Я помню чудное мгновенье…» Эффектна манера исполнения: как бы дирижирует себе поднятым подсвечником с горящей свечой, которую с заключительной фразой на выдохе задувает…
 Пушкин предельно узнаваем. Гримеры постарались. Курчавые волосы, бакенбарды, посмуглела кожа. Ярко выделяются белки глаз, сияет белоснежная улыбка. Невольно поддаешься обаянию артиста, благодаря талантливой игре которого «входишь» в мир русского явления - Пушкин, ниспосланного нам Богом., Сколько темперамента, пылкости в свободе проявления чувств!.. Очень впечатляет реакция Пушкина на разгром декабристов. Оглушающ бой барабанов, раскатист приказ военачальников разойтись с Сенатской площади и –команда: «Пли!» за сценой. Шквал эмоций, предел переживаний своего героя достоверно отразил Безруков, особенно в момент, когда раздаются залпы орудий. Четко видно в свете софитов мокрое от слез лицо Пушкина и слышен его полустон-полукрик, весь состоящий из ненависти и боли: «Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу…»
 Повинуясь волшебной силе искусства, не ощущаю сценическое время, растянувшееся на четыре часа. Благодаря сплетению театра и кино (четыре ключевые сцены-киноновеллы сняты в формате видео и спроецированы на экран), все кажется объемным, близким к реальности. После Михайловского, например, велика по силе впечатления красивая, трогательная сцена венчания поэта с Натальей Гончаровой. Таинство обряда воспринимается, как наяву. Смотришь на одном дыхании.
Впечатляют изящные декорации, особенные костюмы, атрибутика – антиквариат. Все направлено на создание у зрителя ощущения эпохи на сцене. Великолепно музыкальное оформление. Первый придворный бал Натали. Звучит пронизывающий душу насквозь полонез Огинского… Высший свет в роскошных одеждах чинно движется в танце…Раздается объявление: «Пушкин с супругой!». Под не менее пленительную музыку Георгия Свиридова начинается вальс. Действо на сцене превосходит все ожидания - это зажигательный танец-вихрь, где Наташа садится на шпагат: и в воздухе, и на полу... Напоминает современное шоу «Танцы со звездами», только без коньков. Странная трактовка бала у императора в 19 веке. Но очень красиво!
 На протяжении всего спектакля прослеживается совмещение Пушкина - гения и живого человека. Любит, ненавидит, страдает, мыслит… Он страстный, решительный, до самоотречения преданный друг, впечатлительный, влюбчивый, озорной… Велика гамма чувств, которую уловил и показал нам Сергей Безруков. В ней нет полутонов, размытости красок. С каким негодованием принял поэт пожалованное государем звание камер-юнкера, вопреки признанию жены, что очень рада этому! Человек обостренного чувства чести, Пушкин в бешенстве хватает мундир и рвет его в клочья, затем со словами обвинений швыряет их в нее. «Чистейший прелести чистейший образец» мечется по сцене, спасаясь от такого проявления эмоций мужа… А не так давно с нежностью надевал ей на шею подаренное дорогое колье… Разговаривая с отцом, Пушкин бескомпромиссно отвергает его оскорбительную, предательскую опеку - тайную проверку переписки.
 Сильнейшее волнение, трепетное состояние души вызывает сцена перед дуэлью. Пушкин бросает в бокал перстень и наливает вино. Звучит печальное стихотворение «Храни меня, мой талисман…» Такая боль выражена в голосе поэта, почти обреченность… И к жене протягивает руки: «Моя богиня!» Они в траурных одеждах танцуют под мелодию вальса Свиридова, только теперь строго и возвышенно - торжественно, как бы прощаясь. Все предрешено. Зал замирает. Не получается сдержать слезы -ощущаешь себя не свидетельницей, а участницей театральной игры…
 Дуэль происходит за сценой. Раздается выстрел…
…Закончилась земная жизнь Пушкина, представленная нам московскими актерами.
 На фоне его яркого, светящегося образа другие смотрятся несколько блекло. Николая I ожидала увидеть более респектабельным, серьезным, а шеф тайной канцелярии сыска Бенкендорф наоборот - даже вызвал симпатию. Он доброжелателен к Пушкину, ценит его творчество. По велению царя читать стихотворение «с чувством, с толком, с расстановкой», достигает большой выразительности и, расчувствовавшись, в конце со словами: «…Как дай вам бог любимой быть другим» достает носовой платок. За что получает аплодисменты государя и публики. Неинтересно сыгран Дантес – ничтожество в белоснежном костюме. Привлекательна невзрачная на вид, но, по спектаклю, преданно любящая Пушкина сестра Натали –Александрина. Волнующе показаны отношения с одними из самых близких друзей поэта – четой Нащекиных.
 Спектакль рождает добрые чувства, но, вместе с тем, обидно за многократно звучащую пошлость, сдвинутость временных рамок событий, за добавление отдельным образам надуманных отрицательных качеств (видимо, с целью приблизить сценических героев к живым людям) и т.д. Иван Пущин, будучи порядочным, воспитанным человеком, предстает эдаким разбитным малым, отпускающим сальные, недвусмысленные фразы, пристает к Арине Родионовне, сажает ее на колени, принуждает пить с ним на брудершафт… А потом всеми нами любимая с раннего детства няня Пушкина, приплясывая, начинает петь похабные частушки…
 И все- таки, осмысливая театральную постановку, понимаю, что негатив не остался в душе, а, как талая вода, умчался прочь. Осталось чистое, незамутненное представление о нашей драгоценной святыне – солнце русской литературы – Пушкине. Тем более, что создал его Сергей Безруков с такой ощутимой силой любви, самоотдачи и страсти!


 


Рецензии
Добрый день, Галина!
Вы пишете, что с первых минут почувствовали, что окунулись в ту далёкую
эпоху, в то щемящее Пушкинское время, благодаря замечательным декорациям,
костюмам, антиквариату, и, главное, благодаря превосходной игре главного
героя в исполнении Сергея Безрукова.
А мы, читатели, тоже почувствовали себя находящимися вместе с Вами в том
зале, в той эпохе, благодаря Вашему мастерству изложения, Вашей искренности,
Вашей восторженности.
Конечно, коробит неудачная игра других актёров, но в Вашей чистой душе
она ведь не осталась, а "как талая вода умчалась прочь".
Спасибо, Галина, за то, что Вы осветляете и наши души.
С неизменным теплом.
Израил.


Израил Медведь   06.10.2020 18:38     Заявить о нарушении
Дорогой Израил!

От всего сердца благодарю за замечательный отклик на мой материал о посещении спектакля.. посвященного А. С. Пушкину.

Приятно, что моё впечатление и читателей переносит в атмосферу.. которой наполнена сцена. Актеры играли по-разному... вероятно.. так.. как.. задумал режиссер. Внесена практика современности... которая не очень - то нравится в некоторых моментах. Но в общем - представление восхитило... Осталось надолго прекрасное настроение...

С теплом

Галина Клинкова   07.10.2020 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.