Рецензия на книги В. Коростелёвой Золото судьбы и

                Золото судьбы Валентины Коростелёвой

     Первая презентация сразу двух книг известной поэтессы Валентины Коростелёвой: «Золото судьбы» (стихи, поэмы, сказки) и «На ветрах горячих лет» (проза, публицистика) прошла в сентябре 2012 года в подмосковном Железнодорожном, где более десятилетия живет и работает литератор, и стала первым крупным мероприятием, проходившем в рамках празднования Дня города в честь его 60-летия. Переоценить это событие невозможно. Во-первых, потому, что в современном мире издание художественной литературы массовым тиражом – бизнес, ориентирующийся на непритязательный вкус некоего усредненного потребителя. Но и в данном случае о поэзии современных авторов речь не идет, тем более, если голос поэта не сломался в годы перестройки, а сам поэт остался верен выбранному в юности пути. Во-вторых, издание было поддержано администрацией города, Вятским землячеством (со своей малой родиной и земляками Валентина все эти годы связей не прерывала). Не осталась в стороне и творческая интеллигенция Железнодорожного. Так, художник Галина Дашевская предоставила шестнадцать своих живописных работ, репродукции которых украсили книгу прозы.
Итак, можно только порадоваться и по-хорошему  позавидовать автору, чья «Главная просьба» не только исполнилась, но и воплотилась в два достойно  изданных тома:

Когда стихи желтеют, словно листья,
В глухих и тесных ящиках стола –
Ломаться начинает голос чистый
И кружится отчаянья юла.

И нету изощрённей наказанья,
И рвётся дней живительная нить…
Не надо нам ни должности, ни званья,
Но с родиною дайте говорить!
                («Главная просьба»)
 
   Получив с благодарностью в дар от автора обе книги, с двойственным чувством приступила к чтению, и вот почему. Хотя знаю Валентину как крепкого профессионала давно и даже вела презентацию её книги «Петушиный царь» в Центральной детской библиотеке соседнего города Балашиха, но к «избранному» отношусь с опаской. Тревожусь, не получится ли так: то, что приходило в руки читателя постепенно (а за 50 лет творческой деятельности, помимо отдельных публикаций, к 2012 году вышло 16 книг), будет сорвано со своих «законных» мест, и под солидной яркой обложкой окажется нечто неудобоваримое. (Как гласит русская народная пословица: «С личика – яичико, а в середине – болтыш»).
   Открываю том лирики «Золото судьбы». В поэтическом обращении к читателю («в ком ещё душа живая») вижу автора, осознающего важность своего призвания даже в наше социально напряжённое время («И, может быть, кто-то, побитый Безбожностью нынешних дней, - Склонится над книгой открытой, Спасётся любовью моей»).
На страницах книг В.Коростелёвой много очень разного, что не прошло мимо её острого памятливого взгляда, в том числе люди, у которых «был культ один – работа», однако же не заслонившая красот родной земли. Оттого, где бы ни оказывалась поэтесса: на Елисейских полях, в Альпах, в старинных замках Европы, у кромки Чёрного моря, - в центре внимания всегда оставался человек. Одно из стихотворений цикла «Здесь край земли, души истома…» завершается так:

«… Его святым уже представить впору,
Быть может, там не будет одинок?..
Ах, нынче Моцарт кормит целый город,
Который прокормить его не смог!»

   Валентина Абрамовна, при всей своей внешней миниатюрности – настоящий боец за подлинные ценности. В 2000-х, когда в нашей стране всё подвергалось пересмотру, Коростелёва пишет в 2006-ом об Александре Сергеевиче Пушкине, к которому также подбирались некоторые ниспровергатели, грубо вторгаясь в его личную жизнь.

«…Что там ни пишите,
В нём – и свет, и высь.
А без них, скажите,
Что это за жизнь?!»

    В главе «Но остаются чувства и слова…» читатель найдёт много посвящений поэтам, жизнь и творчество которых нашли живой отклик в душе Валентины Коростелёвой. Это, кроме Пушкина, - и Анна Ахматова, и Николай Рубцов, и Марина Цветаева...
Но что за жизнь без весенней радости или осенней грусти, без сопереживания с родной природой:

...Наш  теплоход  неторопливо  вынырнул
На  ширь  залива  в  предзакатный  миг  -
И  хлынула  краса,  и  сердце  вынула,
И  показался  вещим  солнца  лик...

Река  переливалась  в  сонном  пламени,
Сливаясь  с  небом  там,  невдалеке,
И  каждой  краской  оставалась  в  памяти,
Её  заветном  самом  уголке...
                («Вечер на Вятке»)



 Или – о природе, но в традициях  фольклора:

«…Раньше ягод было много,
Дак дорога через гать,
Хороша теперь дорога,
Дак и ягод не видать!»
 
   Кстати, частушечные россыпи (а их немало в разделе «Тёща зятю варит кашу…») снова возвращают нас в особый мир деревни, которую хорошо помнит поэтесса. Ту деревню, что держалась не только на труде, но и на природном юморе. К примеру, те же «страдания».

«…Костерок росой сморило,
Уголёчки пыхали…
Почему не полюбила
Тимофея Тихого,

Чтоб дарил бы новы платья,
Не загуливал, дразня,
И лежал бы на полатях
И смотрел бы на меня!»
                «Сожаления»

   Правда, о своём любимом, с которым всю жизнь – вместе, всегда – светло, сердечно:

«…Поросли быльём свиданья,
Год за годом вместе мы,
А над нами – та же тайна,
Те же светлые громы».

   Но за какие бы темы не бралась В.Коростелёва, - все они пронизаны  чувством любви к родине, к близким людям: дед– крестьянин, отец – защитник отечества (погиб в 1943-м под Киевом), мама–просто МАМА. Подкупает то, что стихотворений, посвящённых ей, немало, в том числе и прижизненных:

«Слава Богу, жива ещё мама,
Не качнулся пока ещё свет,
И для счастья так надобно мало –
Только б слово услышать в ответ!..»

   Немало в книге «Золото судьбы» стихотворений, посвящённых поколению победителей. Это не только стихи о военной поре, но и о том, как не просто живётся ветеранам нынче. И, конечно, стихи о женщинах–вдовах, солдатских матерях; о детях войны («Сухари»), к которым относится и сама поэтесса… Но как бы там ни было, она со свойственной прозорливостью женщины и поэта утверждает:

«…А наш Иван – он всё такой же грешный:
Охотней сердцу верит, чем уму,
Но грянь гроза – и целый мир с надеждой
Вновь обернётся именно к нему!»

   Целый раздел посвящён Подмосковью, что особенно приятно. За несколько десятилетий жизни здесь Валентина не только узнала об истории и природе многих замечательных мест, но и сумела рассказать о них с любовью в лирических стихах.

Подмосковные  бродят  туманы,
Что  ни  утро  -  дивишься  земле.
Ах,  волшебные  эти  обманы
До  чего  же,  признаться,  по  мне!

Разметались,  замешаны  густо,
Достают  до  небес  головой,
И  стоят  облака,   как  Эльбрусы,
Под  холодной  ещё  синевой!

Всё  плывёт,  всё  играет   под  ветром,
И  щемящей  полны  ворожбы
Эти  сны  разомлевшего  лета,
Эти  сказки  живые  судьбы...
                «Подмосковные туманы»

   И, конечно, один из самых весомых разделов – «Жить в эпоху перемен».
Тут и горечь потерь и разочарований, связанных с перестроечными катаклизмами,
и острая публицистика, и всё-таки надежда на лучшие времена.

Нынче жвачка облепила ранцы,
И ТВ, и неба окоём...
Наступило время самозванцев,
Потому и весело живём.

...А Россия в худеньком пальтишке
Стынет, словно брошенная мать,
И летят на «мерседесах» Гришки,
А Пожарских что-то не видать...
«Гришки на «мерседесах» 2005г

Но, если автор и сам старается делать что-то весомое и необходимое людям, то непременно просятся на бумагу и такие строки:

... И  пускай   нас  не  хвалят,               
Пусть  замучила  грусть, -
Выше  голову,  Ваня,
Выше  голову,  Русь!
Не  согнёмся,  и точка,  -
Утверждать  я  берусь.
Выше  голову,  дочка,
Выше  голову,  Русь!

    И вот передо мной вторая часть двухтомника - книга прозы «На ветрах горячих лет», название которой дала лирико-детективная повесть. С первых же строк поневоле увлеклась – и энергичным сюжетом, и  реалиями так узнаваемой нынешней жизни, перипетиями судеб героев, «рождённых в СССР», которым выпало испытаний перестроечных лет. Живые диалоги, ярко очерченные характеры, эмоциональная заряженность повествования, - не дают читателю не только скучать, но и желания прервать чтение. И стихи не забыты: от имени героев повести автор высказывается в более откровенной, порой жесткой форме - о том, что мешает нам сегодня жить в гармонии с собой и обществом. Здесь, как и в рассказах, представленных в книге, явен профессионализм Валентины Коростелёвой как писателя: язык  ёмкий, образный; фраза – без искусственных длиннот, смысловая нагрузка равномерно распределена, до последней строки автор владеет читательским вниманием.
Солидные два раздела, занимающие по объёму треть почти 380-страничной книги, составляет публицистика, в том числе посвящённая 200-летию Бородинской битвы,  и путевые очерки (путешествия по Европе и связанные с ними раздумья).
Так, в очерке «Помолимся сегодня друг о друге», – проза, размышления и стихотворение, в которых прослеживается путь героини к православию, заключены, возможно, самые главные смыслы,  к которым пришло общество в целом.

«Опять метёт немыслимая вьюга,
И снова еле слышен Божий глас…
Помолимся сегодня   друг о друге,
Иначе кто ж помолится за нас?»

   «Золото судьбы» и  «На ветрах горячих лет» - две книги, не только юбилейные, но, главное, не случайные, изданные далеко не ради круглой даты. Автору было что сказать и с чем выйти к читателю по итогам нескольких десятилетий и плодотворной творческой работы, давно нашедшей признание на самых разных уровнях литературной и общественной жизни. И что особенно важно – принятой и умом, и сердцем читателя.
  …Выглянула в окно, и тут же возникла в памяти строчка «из Коростелёвой» - «и вот они, апрельские дожди…» и финал всего стихотворения:

«…И что ни почка – на унынье точка,
И всё ещё, ей богу, впереди!»
                Виктория ЯНШИНА


 


Рецензии