О поиске истины

Моисей, воздевая руку к небу: Там ИСТИНА!
Соломон, постукивая себя пальцем по голове: Вот, где Истина!
Христос, прижимая руку к сердцу: Истина Здесь!
Карл Маркс, сыто отрыгивая и похлопывая себя по разбухшему брюху: Вот, тут, тут Истина!
Зигмунд Фройд, стыдливо опуская руку с указательным пальцем ещё ниже:  Тааам... Истина!
Альберт Эйнштейн, разводя руками: Всё относительно!

Что есть критерий истины?

Согласно диалектическому материализму критерием истины является общественная практика.
Правда, честно признаётся, что критерий этот и абсолютный и относительный одновременно.
Абсолютный – так как НЕТ другого!
Относительный – ибо не даёт нам ответа окончательного и неизменного.
Хорошо было бы найти такой критерий истины, пусть сто раз относительный, который бы давал нам если не ответ, то хотя бы намёк АПРИОРНО, до опыта, подсказывающий: Верна ли некая гипотеза или нет?
Автор попытался даже предположить, что такой, пусть весьма субъективный и интуитивный, критерий существует: Это КРАСОТА гипотезы (теории).
(См. «Красота, как пророчество» и «Дополнение к статье «Красота как пророчество»)
Но автор довольно быстро обнаружил, что его гипотеза о красоте, не выдерживает экзамена  суровой реальности. Ещё одна  неудачная априорная гипотеза поиска априорного критерия истины. Увы!
Было много красивых теорий, которые, как оказалось, совершенно неверны.
Себя тоже автор поймал на том, что одна довольно красивая гипотеза, им выдвинутая, (подчёркиваю, красивая с его субъективной точки зрения) оказалась неверной. (См. «Кастрюльный Эффект» в миниатюре: «О пользе мытья тарелок»)
И всё же, полагаю, следовало бы подумать над таким «внепрактичным», априорным критерием.
Польза от этого очевидна:
Экономится масса средств, мышления и усилий, долженствующих подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу.
Главный вопрос: Способно ли наше мышление (Сознание и Надсознание), интуиция или хотя бы некое эмоциональное восприятие, художественное чутьё, способны ли они по-одиночке или вместе взятые ПОДСКАЗАТЬ нам ДО ОПЫТНОЙ ПРОВЕРКИ, верна ли некая гипотеза или нет? В пользу такого подхода говорит одно заметное обстоятельство:
По какой-то проблеме высказываются несколько разных гипотез-решений.
Но обычно лишь немногие из этих догадок берутся для дальнейшего исследования и проверки в эксперименте.
Значит есть в мышлении специалистов некий априорный, неосознанный, возможно, критерий для подобной селекции! Некое «чувство» направления поиска истины.
Рассказывают, например, что авиаконструктор А.Н.Туполев обладал таким чувством:
Стоило ему бросить взгляд на эскиз какого-либо самолёта, он мгновенно определял его судьбу:
«Этот вариант не полетит!
Этот – развалится в воздухе!»
В совсем другой области, Пушкин, прочитав «Горе от ума» тут же предсказал, что половина фраз и выражений из этой пьесы в стихах, войдут пословицами и цитатами в русский язык! И оказался прав!
Интересно, было ли сделано такое же предсказание ДО опубликования романов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», многие выражения из которых тоже вошли в лексикон российской интеллигенции.
Возможным методом поиска такого Априорного Критерия Истины (АКИ) или ДоОпытного Критерия Истины (ДОКИ) может быть также и следующий:
Взять несколько десятков или даже сотню неких гипотез, которые впоследствие прошли опытную проверку и подтвердили свою правильность (пусть даже на ограниченном отрезке времени). Проанализировать их с целью найти некую общность качеств этих всех «удавшихся теорий» (догадок). Разумеется, не бросающуюся в глаза «общность» в том, что все они прошли проверку практикой, экспериментом. Причём взять эти теории из разных областей науки: физики, химии, биологии, общественных наук, психологии и прочее. Если удастся обнаружить нечто общее для всех них, в постулировании основных положений, в характере предсказаний, в логической подаче материала, то ЭТО ОБЩЕЕ может оказаться именно искомым АКИ – ДОКИ!
Итак, вперёд! В мышление! К победе АПРИОРИЗМА!

4 V 2013


Рецензии
Писатель ставит на стол стаканы с пивом.
ПИСАТЕЛЬ. Ну что ж, в таком случае разрешите представиться. Меня зовут...
СТАЛКЕР. Вас зовут Писатель.
ПРОФЕССОР. Хорошо, а как зовут меня?
СТАЛКЕР. А вас... вас - Профессор.
ПИСАТЕЛЬ. Ага, понятно, я - писатель, и меня, естественно, все почему-то зовут Писатель.
ПРОФЕССОР. И о чем же вы пишете?
ПИСАТЕЛЬ. Ой, о читателях.
ПРОФЕССОР. Ну очевидно, ни о чем другом и писать не стоит...
ПИСАТЕЛЬ. Ну конечно. Писать вообще не стоит. Ни о чем. А вы что... химик?
ПРОФЕССОР. Скорее, физик.
ПИСАТЕЛЬ. Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищете, то здесь копнете, то там. В одном месте копнули - ага, ядро состоит из протонов! В другом копнули - красота: треугольник а бэ цэ равен треугольнику а-прим бэ-прим цэ-прим. А вот у меня другое дело. Я эту самую истину выкапываю, а в это время с ней что-то такое делается, что выкапывал-то я истину, а выкопал кучу, извините... не скажу чего.
Сталкер кашляет. Профессор понуро смотрит в стол.
ПИСАТЕЛЬ. Вам-то хорошо! А вот стоит в музее какой-нибудь античный горшок. В свое время в него объедки кидали, а нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичностью рисунка и неповторимостью формы. И все охают, ахают... А вдруг выясняется, что никакой он не античный, а подсунул его археологам какой-нибудь шутник... Веселья ради. Аханье, как ни странно, стихает. Ценители...
ПРОФЕССОР. И вы все время об этом думаете?
ПИСАТЕЛЬ. Боже сохрани! Я вообще редко думаю. Мне это вредно...
Аркадий и Борис Стругацкие. Сталкер
литературная запись кинофильма
(режиссер Андрей Тарковский)

Саша Эпигонов   12.05.2013 14:11     Заявить о нарушении
Дорогой Саша Эпигонов,
Спасибо!!!
Как и Вы ценю Стругацких (точнее, ценил, когда-то).
"Сталкера" не читал, ибо не знаю, ЧТО это такое.
Разговор умный ... для дураков.
Наверно этим и объясняется притягательная сила произведений Стругацких -- напыщенные многозначительные благоглупости.
Но Вас, как тоже искателя истины, УВАЖАЮ!
С благодарностью Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   12.05.2013 17:21   Заявить о нарушении