Иду по городу в ночи...
Луна бессонницу привычно сторожит.
Целуют звёздочки загадочную в темя,
Притихнув лишь у горизонтовой межи.
Иду по городу, а он меня не видит...
Качают свет повдоль дороги фонари.
Сошлись Невы волна и ветер на корриде,
А мостовые ладят с лужами пари.
И я смотрю по сторонам заворожённо.
На мне не виснут взгляды суетной толпы.
И даже будь я совершенно обнажённой -
Заметит город лишь фонарные столбы.
03.05.2013
Краткий анализ стихотворения
Тема: одиночество лирического героя в ночном городе; созерцание ночной атмосферы как способ отрешения от суеты.
Основная мысль: ночь раскрывает таинственную красоту мира и позволяет герою ощутить внутреннюю свободу, оставаясь невидимым для городской среды. Даже в состоянии полной открытости («обнажённой») город не замечает человека — его внимание приковано лишь к неодушевлённым предметам (фонарям).
Композиция:
3 строфы по 4 стиха;
1;я строфа — пейзажная зарисовка: ночь, луна, звёзды, горизонт;
2;я строфа — движение героя по городу и образ «корриды» волн Невы с ветром;
3;я строфа — рефлексия героя о невидимости в городском пространстве.
Тип речи: лирическое описание с элементами рассуждения (размышление о своём месте в городе).
Стиль: художественный (поэтический), с яркой образностью и субъективной эмоциональностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («ночь», «город», «фонари»);
местоимения («он», «я», «мне»);
синтаксический параллелизм («Иду…», «И я смотрю…»);
семантические поля: ночь (луна, звёзды, фонари), город (мостовые, лужи, толпа).
Средства выразительности:
эпитеты: «удивительно таинственное время», «загадочную», «заворожённо», «суетной толпы»;
метафоры: «Луна бессонницу привычно сторожит», «Целуют звёздочки… в темя», «Сошлись Невы волна и ветер на корриде», «мостовые ладят с лужами пари»;
олицетворения: луна «сторожит», звёздочки «целуют», город «не видит», мостовые «ладят»;
антропоморфизация города: город предстаёт как субъект, способный видеть/не видеть;
контраст: тишина ночи vs суета толпы; видимая обнажённость героя vs невидимость для города;
инверсия: «Притихнув лишь у горизонтовой межи», «Качают свет повдоль дороги фонари»;
архаизм/поэтизм: «в темя», «ладят».
Размер и рифма:
четырёхстопный ямб;
перекрёстная рифмовка (АБАБ) в каждой строфе;
рифмы преимущественно точные, чередуются мужские и женские.
Настроение: созерцательное, меланхоличное, с оттенком тихой свободы и отчуждения. Ночь становится пространством внутренней гармонии, где герой остаётся наедине с собой и природой, вне внимания городского мира.
Свидетельство о публикации №113050310156
Так тихо, как-будто шёпотом звучат задумчивые строчки! Понравилось!
Кононенко Ольга Петровна 07.05.2013 12:58 Заявить о нарушении
Буду в гости)
с теплои, Оля.
Ольга Сергеевна Василенко Красни 12.05.2013 19:57 Заявить о нарушении