Жизнь в танце

Скорее всего, он родился танцовщиком по склонности и таланту: природа щедро одарила своего сына необыкновенной выразительной пластикой тела, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, высоким ростом.
Даже то, что первые годы жизни прошли в далеком чеченском ауле, ничего не изменило в его судьбе. В ауле танцевали все, а этот мальчик – гибкий, стройный, с осиной талией – лучше всех в ауле. Без него не обходилась ни одна свадьба, хотя каждый раз приходилось долго уговаривать его отца разрешить сыну танцевать: отец считал это занятие недостойным мужчины и настойчиво отправлял его в горы пасти овец.
Но он и там танцевал – один, под аккомпанемент собственного пения.
Махмуд Эсамбаев. Легенда советской сцены. Человек, протанцевавший всю свою жизнь по всему свету…

Махмуд Алмсултанович Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги 15 июля 1924 года. Махмуд танцевал всегда. Танцевал с тех пор, как помнит себя.
Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Махмуд мог без устали, ведь это занятие с детства было его любимым делом.
В большой семье Эсамбаевых никто не смел ослушаться отца. Недовольный увлечением сына, Алисултан отправил сына в пастухи. Но юный Махмуд не унывал, вынося оскорбления братьев и побои отца. И только в самые трудные минуты мальчик, пряча красные от обиды глаза на плече своей матери, возбужденно твердил:
- Я хочу танцевать, я не могу жить без танцев…
И мать многочисленного семейства, Бикату, гладила сына по голове, вселяя в него силы и надежду. Ее сын мечтал стать артистом, а она верила в его талант.
Что ж, в пятнадцать он стал солистом Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, города Грозного, куда переехала их семья. Наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины, Махмуд Эсамбаев стал артистом. При этом он с трудом окончил лишь шесть классов средней школы.
Когда началась Вторая мировая война, Махмуд вместе с концертной бригадой ансамбля уехал на фронт. Во время одного из выступлений Эсамбаев был ранен в ногу. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать… вы не сможете». Но Эсамбаев уже не мыслил себя без танца. И танцевать – смог.
Он не только лечился после ранения, но и не переставал тренироваться, возвращая себя к прежней жизни. Оказавшись в 1943 году в освобожденном Пятигорске, он так покорил администрацию местного театра оперетты своими танцами, что ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы. Махмуд танцевал в спектаклях «Роз-Мари», «Холопка», «Раскинулось море широко». Несмотря на молодость танцора, никто из актеров не сомневался в его несомненном таланте.
Окончилась война. Казалось, что все самое плохое в жизни уже позади. Но когда Махмуд приехал в Грозный, то не нашел ни родных, ни друзей. Cталин принял решение о выселении чеченцев и ингушей с территории их национальной родины. Далее последовал Указ Верховного Совета СССР, который ликвидировал Чеченскую республику. Людей насильственно депортировали 23 февраля 1944 года в Среднюю Азию, Сибирь. Длилась депортация около 13 лет, она унесла жизни многих переселенцев.
Для многих семей, в том числе и Эсамбаевых, это стало трагедией. Матери Махмуда уже не было в живых, а отец тяжело заболел . Горе сблизило отца с сыном. Когда Махмуда – самородок! - приняли в Киргизский театр оперы и балета, он, увидев замечательных партнеров по сцене, начал упорно работать над своим телом у балетного станка. Потом это стало его ежедневной привычкой.
Как писала его дочь Стелла, отец Махмуда, живший с ним в те годы, отмечал упорство и настойчивость сына, его поистине самоотверженный труд.
- Прости старика, сынок, – как-то сказал он Махмуду, – только теперь я понимаю, как я был глуп.
Партии, исполненные Махмудом в спектаклях «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», стали в дальнейшем эталоном хореографии тех лет. Больше 10 лет он работал в Киргизии. О танцоре Эсамбаеве писали в газетах, он стал призером многочисленных фестивалей и конкурсов. Его высоко ценила балерина Г. Уланова. А балетмейстер Большого театра Ю. Григорович говорил, что «каждое выступление Махмуда – это законченный балет».
Но академическая сцена театра не удовлетворяла Эсамбаева: его манило народное танцевальное творчество. Он начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Возможно, это случилось еще и потому, что первой мачехой Махмуда была еврейка, обожавшая национальную музыку и танцы, а второй – цыганка (тут уж, как говорится, комментарии излишни). 
Эсамбаев создал уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. С программой «Танцы народов мира» он покорил не только Россию, но и весь мир. «На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы – «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет», - восторженно отмечал известный балетмейстер Юрий Григорович.
Видевшие в исполнении танцора испанский танец «Ля-коррида», индийский ритуальный танец «Золотой бог», таджикский «Танец с ножами» уже не могли забыть полученных ими впечатлений чего-то феерического.
Используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкую мужскую грацию, Махмуд Эсамбаев многие композиции поставил себе сам. Выступая в одиночестве, он искусно и легко подчинял себе любую сценическую площадку, артистично приковал к себе внимание и удерживал его.
Великая балерина Галина Уланова о танцовщике Эсамбаеве сказала:
«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы...»
Огромную помощь на протяжении всей жизни оказывала Махмуду его супруга Нина Аркадьевна, врач, с которой он познакомился, когда ему было всего 17 лет. Она всегда была рядом с ним – и в трудные, и в радостные минуты их долгой счастливой жизни. В 1957 году, когда была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Эсамбаев стал работать в филармонии своей республики. Именно в это время артист стал создавать свои танцы-новеллы, изучая культуру разных народов мира.
Махмуд с легкостью мог подчинить себе любую зрительскую аудиторию. В его театре танцев у него не было конкурентов. Его композиции не мог повторить ни один актер. Мало кто знал, что во время репетиции, Эсамбаев пользовался секундомером, чтобы выверить каждое движение, придать ему нужную пластичность и эффектность.
Из воспоминаний Махмуда Эсамбаева:
«Вторым браком мой отец женился на еврейке Софье Михайловне. Она меня воспитала. Ее и только ее я считаю своей настоящей матерью. Она звала меня Мойша. И когда в 1944 году чеченцев выселяли с Кавказа, она могла остаться, но она сказала:
- Мойша, я еду с тобой, без меня ты там пропадешь.
У нее я выучил идиш и говорил на нем лучше многих евреев. Мы жили во Фрунзе, теперь - Бишкек. Очень голодали. Я уже танцевал и пел еврейскую песню «Варнечкес», любимую песню мамы. Она меня и научила. И когда у местных богатых евреев был какой-либо праздник, маму и меня приглашали. Мама говорила:
- Завтра мы идем на свадьбу к Меламедам. Там ты покушаешь гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше.
На свадьбе я, конечно, танцевал. А потом мама просила:
- Мойша, а теперь пой.
Я становился против нее и пел «Варнечкес». Маме говорили:
- Спасибо Вам, Софья Михайловна, что вы правильно воспитали хоть одного еврейского мальчика, другие же, как русские, ничего не знают по-еврейски.
Они и не подозревали, что я чеченец.
Когда меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета, мама не пропускала ни одного спектакля с моим участием…»
А вот Эсамбаев – артист кино менее известен. Хотя и этому виду искусства он отдал должное.
Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету «В мире танца», а вскоре последовала и главная роль Ишкоева в киноленте «Я буду танцевать». В экранизация балета Петра Чайковского, в фильме-балете «Лебединое озеро» в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий – злого волшебника Ротбарта.
Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму «Земля Санникова» по сценарию «для денег» безработного оптимиста Марка Захарова. Это было до того, пока тот не стал еще тем «Марком Захаровым». В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана в окружении туземок — полуголых примадонн бурятских театров, отпугивая своими завораживающими танцами героев хождения к земле Санникова.
Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала и роль придворного Музыканта «Несравнейнейшего» Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников «Пока бьют часы», да и неугомонный «Огонь» в сказке - комедии Юрия Победоносцева «Честное волшебное» был в исполнении Эсамбаева весьма убедителен.
Велик был масштаб личности маэстро танца. Эсамбаева любили, его обожали за талант, режиссеров покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в «Приключения маленького Мука» по мотивам произведения Гауфа, но и в этой, немного необычной для него роли, Эсамбаев был превосходен.
Киногероям Эсамбаева свойственная особая, эсамбаевская стать! И этого просто нельзя было не заметить. Вот режиссер Георгий Базаров и утвердил актера на роль строго Учителя в политической драме «Репортаж из бездны», повествующей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 70-х годов. А в 1995 году Эсамбаев снялся и в международном кинопроекте. Кинолента «Зов Предков» - совместное производство Алжира и Узбекистана. В роли Великого Турана популярный танцовщик был как всегда неотразим.
Со своей программой «Танцы народов мира» Махмуд Эсамбаев сумел покорить не только Россию, но и весь мир. При жизни его вклад в культуру был оценен по заслугам. Он стал народным артистом не только СССР, но еще восьми республик. Эсамбаев неоднократно избирался Президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. Однако даже став академиком Международной академии танцев, Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета СССР, а потом и РФ, он всегда вникал в проблемы простых людей. Он умел примирить людей независимо от их национальности, веры и образа жизни.
В одном из позднейших интервью Эсамбаев с горечью сказал:
- Знаете, в чем была сила Советского Союза? В том, что мы не считали, кто какой национальности, просто наши национальные песни и танцы многоголосием вливались в общую гамму песни. Песни, танцы народов, как блестки, собирались в один огромный бриллиант. Поэтому нас восторженно встречали везде, поэтому в Америке люди не спали ночами, хотели попасть на наши концерты. Сейчас в Америке никто не стоит за билетами по ночам в очереди, чтобы насладиться нашим искусством. Мы себя сами опозорили на весь мир. Был у нас крепкий кулак, теперь получился шиш.
А он знал, о чем говорил. Популярный солист эстрадной сцены 50-70-х годов, герой светских хроник последних лет 20 века, Махмуд Эсамбаев был не только мастером танца, но и великим человеком, который через свое искусство приобщал людей к гуманизму. При этом он никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена. Его неизменная национальная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет его гордости - осиная до старости талия...
В 1995-м году Махмуд в присутствии «сильных мира сего» проклял разжигателей чеченской войны. Такую историю рассказал чеченский литератор и журналист Руслан Наршхоев.
«После спектакля в Большом театре в Москве фуршет был. Махмуд в папахе, галстуке, как всегда, подтянутый, грустный был, в очень депрессивном состоянии.
«Скажи?» Махмуд не решался. В конце концов, когда его доняли, а там был Лужков, там были министры, он сказал: «Я скажу», и он сказал очень грубые, но точные слова:
-Пусть сдохнут все, кто начал войну.
 Передохнул и сказал:
- И все, кто за это не выпьет.
И все выпили…»
Махмуд Эсамбаев пострадал от этой войны в точности так же, как сотни тысяч его соотечественников: остался нищим и бездомным. Ютился с семьей в однокомнатной квартире в Москве, принадлежавшей его дальним родственникам. Но ничего не просил у московских властей, хотя был лично знаком со многими высокими должностными лицами, вплоть до Лужкова. Вот он-то и распорядился немедленно выделить квартиру, сказав при это Эсамбаеву:
- Дорогой Махмуд! Нам стыдно, что вы, великий танцовщик, столько сделавший для нашей страны, живете в однокомнатной квартире. Вы принимаете много гостей, мы это знаем, но нам стыдно, что вы живете так стесненно. Мне стыдно как мэру города. Пожалуйста, примите квартиру на выбор в Москве.
В Грозном он потерял дом и все свое имущество - костюмы, картины, коллекции. Того, что было у Эсамбаева, не было ни у одного артиста Советского Союза, на средства от продажи только сценических костюмов можно было бы построить в Москве целую улицу. На одном из костюмов было нашито более 1200 бриллиантов. Многое было подарками, которые он получал в разных странах после своих гастролей и концертов. Все это пропало в один день, причем не в результате бомбежки или военных действий, а в ходе элементарного ограбления. Своими же соотечественниками.
А между тем к нему всегда одинаково хорошо относились и в Чечне, и в Москве, независимо от того, как складывались отношения чеченцев и русских. Наверное, потому, что вопрос о национальности никогда не был для него самого главным. Он не заглядывал человеку в паспорт – всегда только в глаза. А еще старался сеять добро между народами, что особенно ярко проявилось во время русско-чеченской войны.
«Видно, есть у меня в душе тот камертон, который позволяет мне настраиваться на любовь ко всем. Никто не будет любить тебя, если ты сам никого не любишь. Люди - не арбузы, их не надо выбирать - этот лучше, тот хуже. Надо относиться к ним как к равным. Я к людям с уважением, и они ко мне тоже».
Но только на обычном человеческом уровне. Мало кому известно, что при Джохаре Дудаеве Махмуд Эсамбаев был назначен министром культуры. Сам он об этом рассказывал с большим юмором:
«- Джохара Дудаева я знал очень хорошо. Ведь по его просьбе я стал министром культуры Чечни и пробыл на этом посту целых 10 дней. Успел за это время немало: заплатил работникам зарплату, которую те не получали 7 месяцев, снял с работы двух заместителей министра за взятки. А потом попросил Игоря Моисеева дать мне телеграмму, что меня вызывают на конкурс, поехал в Москву, оттуда позвонил Дудаеву:
- Джохар, я с большим уважением к тебе и к народу, но я не чиновник, быть министром - не моя сфера, не мое дело, сидеть в кабинете я не смогу».
Но при всей нелюбви к «руководящим должностям» Эсамбаев постоянно избирался депутатом ВС Чечено-Ингушской АССР, ВС РСФСП, ВС СССР. А как же – такой великолепный символ интернационализма! Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. При его активной поддержке в Грозном строились новые здания драматического театра и цирка…
Где все это теперь?
С 1966 года он был народным артистом РСФСР, с 1969 года - народным артистом Киргизской ССР, с 1974 года – народным артистом СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1984 года за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения народному артисту СССР Эсамбаеву Махмуду Алисултановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Трижды лауреат различных международных конкурсов. Кавалер Ордена Отечественной войны Второй степени, Ордена Дружбы (за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность), Ордена «За заслуги перед Отечеством» Третьей степени (за выдающийся вклад в развитие искусства танца).
… В Чечне шла война, а в Москве спокойно ходил по улицам едва ли не самый почитаемый в Чечне человек. И здесь к нему относились с добром и уважением:
«…Выхожу на улицу и ощущаю добрые взгляды москвичей. Вчера, например, было холодно (я - мерзляк, для меня один градус мороза - уже Сибирь), но пошел за брынзой. Занимаю очередь, жду. Передо мной человек пять-шесть. И вдруг они чуть ли не хором:
- Почему вы, товарищ Эсамбаев, стоите в очереди, подойдите, возьмите, вам же холодно, вы не должны стоять, вы - наш тепличный цветок.
Тут включилась продавщица:
- Вы - герой, ну подойдите, я вас отпущу.
Не скрою, все это мне приятно. Я никогда свои регалии не использую для получения каких-либо благ, льгот. Регалии нужны для похорон, чтобы все видели, чего ты в этой жизни добился, чем был отмечен. Для человека главное не погоны, не награды, а доброта…
…Если бы я был президентом, министром, разве допустил бы войну? Воюем потому, что попытались разъединить народы. А этого делать не надо. Чеченцы - гордый народ, он не хуже и не лучше других народов. Не надо его обижать, и так ему в истории сильно доставалось, частенько били ни за что. Чеченцы - люди очень скромные и сдержанные. Чеченец скорее умрет, чем попросит кусок хлеба, даже если очень голоден. Но когда Борис Николаевич Ельцин вручал мне орден Дружбы народов, я, поскольку дружил с ним 35 лет, приезжал в Свердловск каждый год, попросил:
- Не трогайте чеченцев, не надо блокады, пусть ходят к нам поезда, летают самолеты, ведь в Чечне живут и русские, и татары, и ингуши, и евреи, не надо перекрывать им дороги.
Я сказал:
- Каким бы ни был президент Чечни, он избран нашим народом, поговорите с ним, иначе добра не будет.
Он ответил так:
-Я помогу.
Думаю, если бы они с Дудаевым поговорили, войны не было бы…
…Сейчас уже не просто война идет - месть. В результате гибнут чеченские юноши, в вагонах отправляют в Россию не просто неопознанные трупы российских мальчиков, но и оторванные руки, ноги, тела. Результат мести...
Месть, кстати, подогревается телевидением. Оно, на мой взгляд, разжигает войну больше, чем кто бы то ни было. ТВ, получается, самое большое зло сейчас…
…Зачем показывать бесконечно одно и то же, одни и те же военные действия по тысяче раз? Не лучше было бы показать, как мы друг к другу относимся, все хорошее, что есть в наших отношениях, подчеркивая, что у нас есть возможность сделать шаг навстречу друг другу?
До недавних пор я еще предполагал, что придираюсь к ТВ. Но вот прошел мой 70-летний юбилей, четыре часа меня чествовали в торжественной обстановке, говорили много хороших слов, было много друзей и много цветов. Теперь вот уже полтора года пленка лежит, хотя с меня и взяли на первом канале 25 тысяч долларов за полуторачасовой фильм.
Я обращался - никакого результата. Виктор Степанович Черномырдин написал письмо в ОРТ:
 «В связи с тем, что идет война, покажите, как на вечере чествовали Махмуда Эсамбаева, всем будет приятно посмотреть, ведь Эсамбаев - сын всего российского народа».
Но в ОРТ на письмо Черномырдина не отреагировали. Им нужно американское телевидение, им такая архаика, как Эсамбаев, не нужна. Пугачеву показывают каждый день по нескольку раз, для Эсамбаева времени нет. Даже за его собственные деньги…»
Судя по всему, нет времени у телевидения и для чеченских, татарских, грузинских, армянских песен и танцев. Помните, как часто раньше мы могли все это видеть на экране? Теперь, кажется, нет ничего. К сожалению. Ответ стандартный: «Не формат». Великая певица Людмила Зыкина незадолго до смерти в ответ на просьбу о персональной телепередаче услышала то же самое… И Муслим Магомаев… И многие другие...
Не формат, однако.
 Махмуд Алисултанович Эсамбаев ушел из жизни 7 января 2000 года на 76-м году жизни, похоронен маэстро танца в Москве на Мусульманском кладбище, филиал Даниловского кладбища.
Его жена пережила его на два года.

P.S. 17 июля 2008 года состоялось торжественное открытие памятника танцору Махмуду Эсамбаеву в Грозном, приуроченное к 84-й годовщине со дня рождения танцора. Памятник установлен у здания Республиканского центра культуры и искусств.
11 августа 2009 года проспект Революции в Грозном переименован в проспект имени Махмуда Алисултановича Эсамбаева.
По центральному телевидению с успехом показывают «Шоу уральских пельменей».


Рецензии
В предания уходят Мастера -
увидим ли на старой киноплёнке?
"Формат" всем в серый выкрасил мозги,
и высосал безмозглые душонки.

Ингвар

Иисус Христос опять воскрес, который год уже

Ингвар Андварафорс   06.05.2013 10:08     Заявить о нарушении
Спасибо за экспромт, Ингвар.
Христос воистину воскрес.
Простите, на эти темы не шучу.

Светлана Бестужева-Лада   06.05.2013 13:47   Заявить о нарушении
Припадок. Воскресающий Христос.
Зачем воскрес? - пройти до магазина?
А на дворе еще не сенокос, и у забора лысая резина.
Пошел я в церкву - истину искать,
а поп сказал: "Отдай побольше денег...".
Христа пока что вовсе не видать,
пойду пешком, в лаптях, на другой берег.

И в зеркале не видно нимба мне -
щетина и натруженные руки.
Вместо хламиды майка на спине
и драные поношенные брюки.

Каких еще узилищ мне сыскать,
каких еще в кровь пыток мне изведать,
чтобы Христа воскресшего узнать,
в любом, который продолжает ВЕРИТЬ.

Ингвар

да и мне не до шуток Светлана. судя по "новостям"

Ингвар Андварафорс   06.05.2013 18:58   Заявить о нарушении
Прит.15:28 – «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло».

Светлана Бестужева-Лада   06.05.2013 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.