ХХ- Цифровой психоморфоз, инфантильность и психоте
Рассматриваются негативные и позитивные стороны влияния массового проникновения интернета на индивида и общество в целом. Среди негативных описаны такие интернет-индуцированные изменения психологического и социального функционирования пользователей (цифрового психоморфоза), как цифровая социализация и социомедийный инфантилизм, цифровая гипомнезия и клиповое мышление. В качестве позитивных сторон рассмотрены возможности социомедийной психотерапии в формате психологической взаимопомощи участников сетевых сообществ и психологического краудсорсинга.
Что происходит в жизни общества по мере того, как люди все больше доверяют компьютерам, объединенным глобальной сетью, не только используя их в качестве помощников, но и начиная от них зависеть, перепоручая им свою жизнь? Интернетизация становится частью современного образа жизни, давая основу еще одному тренду последнего – виртуализации. Тем самым информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся важным фактором эволюции общества.
«Проникновение интернета» растет не только количественно (процент населения, имеющего доступ в онлайн и регулярно его использующего), но и качественно. Из представления статистического оно превращается в экзистенциальное - буквальное проникновение в повседневное человеческое существование в качестве неразлучного спутника жизни. Уже сегодня жизнь обычного, среднего человека становится все более ИКT-енсивной, в двух направлениях:
а) утилитарности интернета, который проникает во все большее число сфер жизнедеятельности;
б) его доступности, главным образом вследствие мобилизации, т.е. расширения мобильного доступа, связанного с использованием портативных устройств (смартфоны, планшетные компьютеры). Кажется, что до грядущего Smart-общества [25], основанного на ИКТ и призванного благодаря «цифровому равенству» решить многовековые проблемы человечества, как в области экономической (e-business, «экономика знаний»), так и социальной (e-government, электронная демократия участия), рукой подать. И все благодаря интернет-технологиям!
Но станет ли сам человек от этого лучше, справится ли он и дальше со своей миссией прогресса цивилизации? Ведь на цифровом горизонте уже маячит призрак технологической сингулярности (Д. Фон Нейман, В. Виндж), когда компьютеры превзойдут интеллект Homo sapiens, и человечество будет вынуждено играть на сцене эволюции роль второго плана. Впрочем, этот критический для судеб человечества переход может произойти и раньше - в силу того, что технический прогресс сопровождается гуманитарным регрессом. Одновременно с совершенствованием интеллекта компьютерного, по мнению некоторых экспертов, происходит интернет-опосредованная трансформация, а то и деградация интеллекта человеческого. По аналогии с законами сохранения в физике и биологии, работает своего рода социальный «закон сохранения интеллекта»: чем больше нарабатывается в обществе искусственного интеллекта - тем меньше суммарно остается естественного.
Таким образом, интернетизация социальной реальности – явление комплексное, имеющее наряду с позитивными сторонами еще и негативные. И по мере того, как интернет все больше интегрируется в нашу жизнь, становятся заметны и негативные моменты всеохватывающего проникновения интернета. Особенно актуальны последние в аспекте онлайнового влияния на детей [20].
Так же, как и в сложных социальных системах, связанных с массовым поведением людей, эти негативные моменты и возникающие в виртуальной коммуникационной среде проблемы обусловлены отклонением от рациональности. Точнее с тем, что реальные действия людей отклоняются от оптимальных, теоретически прогнозируемых на базе модели разумных, рациональных ожиданий. Сравнивая «поведение» интернета с поведением людей, образно можно сказать, что глобальная Сеть в отдельных сегментах демонстрирует свою «неразумность». Конечно, не как обезличенная структура, а как «виртуальная толпа» пользователей. Общество перерождается: перейдя в информационное и сетевое, по М. Кастелсу [35], теперь оно превращается в социомедийное. И сегодня «век толп», описанный Г. Тардом и вслед за ним С. Московичи [10], превратился в «век цифровых толп» .
Вот почему в наше время повальной компьютеризации, наряду с модернизацией технического интерфейса "человек-компьютер", все более важную роль играет усовершенствование социального интерфейса "человек - интернет - общество". "Это все из-за интернета," - подобная фраза в наши дни становится распространенным объяснением проблем и оправданием ошибок. Перефразируя известное крылатое выражение, можно сказать, что интернет виноват, но... он не виноват [20]. В возникновении тех или иных проблем, связанных с интернетом, виноваты люди, им пользующиеся. И причина не в том, что они делают это неправильно и тем обращают достижения технического прогресса себе во вред. А в том, что не понимают, не задумываются - интернет меняет их самих. Это процесс двусторонний: интернет изменяет массовое сознание, с одной стороны – и конечно, обновляет, "апгрейдит" сознание отдельных пользователей. Последнее влияет также на личностное развитие, особенно у представителей поколения «цифровых аборигенов» (digital natives, по M. Prensky [41]), или «поколения Z», которые погружены в виртуальную среду с детства [16]. Результатом же подобного «виртуального апгрейда» пользователей в масштабах общества становится цифровой психоморфоз.
\сокр\
Свидетельство о публикации №113043002450