Блок о Светлом Будущем

Я тебе говорила, что для меня открылся Тонкий Мир со своими законами, обитателями которого являемся мы  в своем тонком теле, а так же и те, кто уже жил или будет жить, этот мир без времени и пространства. Но границы его все же есть - это твое сознание. Чем больше ты осознал в этом мире, или стремился хотя бы понять, тем шире будут границы Тонкого мира.
     Не знаю, будет ли тебе это близко так же как мне,скопировала выдержки из статьи о Рерихе и Блоке:
       "Нам не нужно никакого равновесия сил для того, чтобы жить в днях, месяцах и годах, эта ненужность затраты творчества быстро низводит большинство цивилизованных людей на степень обывателей мира. Но нам необходимо равновесие для того, чтобы быть близкими к музыкальной сущности мира — к природе, к стихии; нам нужно для этого прежде всего устроенное тело и устроенный дух, так как мировую музыку можно только услышать всем телом и всем духом вместе. Утрата равновесия телесного и духовного неминуемо лишает нас музыкального слуха" [40].
Это та музыка, которую "всем существом поэта" умели слушать Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Есенин и другие возвышенные творцы. Сократу демон приказал слушаться "духа музыки". Это дар, о котором писал Пушкин в своём "Пророке" (1826):
      Моих ушей коснулся он,
      И их наполнил шум и звон:
      И внял я неба содроганье,
      И горний ангелов полёт,
      И гад морских подводный ход,
      И дольней лозы прозябанъе.

Блок пояснял это прозой: "В бесконечной глубине человеческого духа, в глубине, недоступной для слишком человеческого, куда не достигает ни мораль, ни право, ни общество, ни государство, — катятся звуковые волны, родные волнам, объемлющим вселенную, происходят ритмические колебания, подобные колебаниям небесных светил, глетчеров, морей, вулканов" [41].
 И ещё: "Душа настоящего человека есть самый сложный и самый нежный и самый певучий музыкальный инструмент" [42] ; "Художник — это тот <...>, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя" [43].
Духовно сближали Александра Блока и Николая Рериха и темы возмездия-воздаяния и перевоплощения. К теме воздаяния Блок обращался неоднократно, но концентрированное выражение эта тема получила в поэме "Возмездие", над которой поэт напряжённо работал до конца своих дней, до смертного часа, оставив много подготовительного чернового материала. Анализируя этот материал в контексте незаконченной поэмы, можно определённо заключить, что блоковское понятие возмездия было близко восточному понятию кармы.
О том, что Блок принимал закон перевоплощения, прямо сказано в стихах:

 Слабеет жизни гул упорный.
 Уходит вспять прилив забот.
 И некий ветр сквозь бархат черный
 О жизни будущей поет.

 Очнусь ли я в другой отчизне,
 Не в этой сумрачной стране?
 И памятью об этой жизни
 Вздохну ль когда-нибудь во сне?

 Кто даст мне жизнь? Потомок дожа,
 Купец, рыбак, иль иерей
 В грядущем мраке делит ложе
 С грядущей матерью моей?

 Быть может, венецейской девы
 Канцоной нежной слух пленя,
 Отец грядущий сквозь напевы
 Уже предчувствует меня?

 И неужель в грядущем веке
 Младенцу мне - велит судьба
 Впервые дрогнувшие веки
 Открыть у львиного столба?

 Мать, что поют глухие струны?
 Уж ты мечтаешь, может быть,
 Меня от ветра, от лагуны
 Священной шалью оградить?

 Нет! Всё, что есть, что было, - живо!
 Мечты, виденья, думы - прочь!
 Волна возвратного прилива
 Бросает в бархатную ночь!
     Мысль о Свете, о светлом будущем России и человечества Блок пронёс до конца. Незадолго до смерти в письме Н.А. Нолле- Коган Блок, как бы подводя итог жизни и оценивая смысл своих "падений", писал: "Я бесконечно отяжелел от всей жизни, и Вы помните это и не думайте о 99/100 меня, о всём слабом, грешном и ничтожном, что во мне. Но во мне есть, правда,1/100 того, что надо было Передать кому-то, вот эту лучшую мою часть я бы мог выразить в пожелании Вашему ребёнку, человеку близкого будущего" [46]. Блок завещал нам Свет в своем творчестве; чтобы приблизить светлое будущее, Блок и погружался в ад жизни. в "гибель". И более верно, чем Даниил Андреев, увидела это Аврил Пайман: с точки зрения Блока, искусство, как и сама жизнь, - ад, через который надо пройти, чтобы выйти за пределами жизни и искусства в освещённую невообразимым Светом новую Жизнь. В этот ад Блок, уже будучи автором "Стихов о Прекрасной Даме", долго не решался погрузиться, и Белый, взяв на себя роль "сына света", отчаянно пытался его удерживать. Иванов же, припомнив о скитаниях Данте и не сразу поняв максималистскую тягу к гибели младшего поэта, в 1906 г. и позднее благословлял его на хождение по мукам" [47]. Блок выбрал этот путь осознанно:

     Благословляю всё, что было,
      Я лучшей доли не искал.
      О, сердце, сколько ты любило!
      О, разум, сколько ты пылал!

     Пускай и счастие и муки
      Свой горький положили след,
      Но в страстной буре, в долгой скуке —
      Я не утратил прежний свет.

     И ты, кого терзал я новым,
      Прости меня.
      Нам быть — вдвоём.
      Всё то, чего не скажешь словом,
      Узнал я в облике твоём.

     Глядят внимательные очи,
      И сердце бьёт, волнуясь, в грудь,
      В холодном мраке снежной ночи
      Свой верный продолжая путь [48].
                15 января 1912

О необходимости испития полной чаши яда земного для обретения прозрения учит Живая Этика: "Русла Благодати и приёмники яда земного" — так называются избранные, готовые принести себя на пользу мира. Приём яда непосилен без сил Благодати, но без земного яда сила Благодати унесла бы; так устремление кверху имеет земное основание. Конечно, приём яда непосилен многим, но для утверждения Благодати тоже нужна явленная испытанность сердца. У Нас отмечают как сокровище, когда сердце уже без напряжения всегда готово звучать на окружающее" [49]; "Кто же может утверждать, что легко идти за Учением, если недостаточны накопления? Но зато когда переполнена чаша, тогда путь Учения неизбежен. Мы можем понять трудность приёма яда земного, ибо каждый из Нас принял неисчислимое количество яда. Как магнит притягивает известные металлы, так сердце принимает Благодать. Как губка впитывает жидкость, так поры кожи набирают яд земной. Но прана, сознательно поглощённая, умиротворяет истечение ядов" [50].
Эти положения можно в полной мере отнести и к Александру Блоку, избравшему самый трудный путь, путь испития яда земного во имя Вести Благодатного Света, переданной им в будущее.

Блок был пророком в том же смысле, что и Пушкин, Лермонтов, Гоголь, другие русские великие художники слова. Для подтверждения этого тезиса напомним, и наш взгляд, самое главное пророчество Блока, выраженное им в трёх коротких предложениях: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди" [51]. Это предсказание напрямую перекликается с духовидением Рерихов, выраженном в их книге "Знамя Преподобного Сергия Радонежского" (1934).
               


Рецензии
Елена, очень благодарна Вам, что Вы раскрыли мне Блока с иной стороны, которую я в нём не знала. Ещё из Вашего произведения узнала, что Блока "связывала творческая дружба с Н. Рерихом". Интересна также Ваша переписка с близким по духу человеком, с которой я также внимательно ознакомилась. С нежностью, теплом, пониманием и созвучием сердца!

Валентина Пейль   15.10.2018 20:24     Заявить о нарушении
И я благодарна Вам. Всё это было "на заре" моего духовного развития. Сейчас многое уже воспринимается более реалистично, а мой собеседник был более воображаемым. Но статья интересная, пусть будет и дальше на странице.

Под Созвездием Близнецов   15.10.2018 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.