Лампочка
нехотя по Лондону скользя.
Я на аукционе Кристи
покупаю на лампу Ильича.
Там в цене «Подсолнухи» Ван Гога,
но зачем мне вечные цветы.
Мне отдайте только, ради бога,
ту стекляшку — детские мечты!
Шик и блеск чужого изобилья
не заменит простоты твоей.
Нет в тебе насилья и бессилья*,
только тёплый свет родных ночей.
Лето/осень 1996, редакция от 17.07.2025.
Посвящается Глебу и Жанне, нашим детям, родившимся на излёте «ламповой» эры.
Иллюстрация — © Яковлев Сергей (Юрий Чухрай) июль 2025 г.
Модели для арта: Сергей и Алёна Як. (почти как коньяк, только лучше)
~~~~~~~~~~~~~~~
*Подсолнухи* — одноимённое полотно художника Ван Гога проданное на аукционе Кристи за огромные деньги.
*Насилье и бессилье* — эти два слова символизируют крайние состояния в жизни взрослого человека. Часто сопровождающиеся разочарованием от жизни. В отличие от мира ребёнка — устойчивого, сбалансированного, полного восторга и надежд. Мира этой самой тёплой «лампочки» из детства.
~~~~~~~~~~~~~~~
Желаю и тебе сохранить эту детскую очарованность. Наверно, это и есть способность любить. Помни себя маленького, помни то хорошее, что жило и живёт в тебе от начала. Я знаю, что это осталось в тебе. Не предавай самого себя. Будь мудрым, сильным и счастливым.
Поездка в Лондон, аукцион, Ван Гог — используются здесь мною как поэтический приём, контрастное преувеличение. Придавая вес и значимость («пустяковой лампочке») главной теме этого стихотворения — возвращению к себе настоящему. Как в притче о «возвращении блудного сына» к своему Отцу. Ведь все мы (или почти все) рождаемся изначально счастливыми. Даже в самых захудалых условиях. Главное не растерять и не предать, идя по жизни, то лучшее, детское в себе. Тот «каркас», основу, «ламповый» свет из детства. Мы сами того не понимая порою, с этими ориентирами, заложенными в детстве, идём в своё будущее. Ведь даже в непростом, суровом детстве можно найти этот свет, по себе это знаю. На него и опирайтесь.
~~~~~~~~~~~~~~~
Что ещё можно отметить:
В 1996 году я ещё не встречал такого модного нынче понятия, как «ламповый». Это слово означает не только старую радиоаппаратуру, позволяющую «потрогать музыку» руками и увидеть рождение музыки. Оно объединяет индустрию и культуру, всю аналоговую эпоху до цифровой революции. Это моё детство и детство моей (бывшей) жены. И первая половина детства наших детей. Слово «ламповый» описывает атмосферу уюта, теплоты, дружелюбия и искренности. Также означая что-то природное, настоящее, вызывающее подлинные чувства и эмоции.
Стихотворение «Лампочка»... Наверно, это ещё и о попытке сохранить и передать тот огонёк, ту веру в чудо. Чистый, «ламповый» свет детства. Ведь чем дальше мы будем уходить в цифровой век, тем более ценным для нас будет становиться то «старое, аналоговое» время. Как жизнь невозможна без воздуха, так и настоящее счастье невозможно без этих, казалось бы, «легкомысленных и воздушных», но искренних чувств. Ведь черствея с годами, мы всё чаще и чаще забываем включать эту «лампочку» в самом себе и в своём доме. И порою уже не заметно сами превращаем собственную жизнь в плохо поставленный спектакль. А вчерашний трепет и горенье чувств всего лишь в их жалкую имитацию. Перестать верить в чудо — это как остановиться в развитии.
«Великий человек — тот, кто сохранил сердце ребёнка». — Мэн-цзы (372—289 до н. э.) Эти слова не указывают на инфантильность и страх перед ответственностью. Думаю, речь идет о том, что истинная мудрость и человечность связаны с сохранением в себе лучших качеств детства — искренности, любознательности, способности сохранять эмоциональную открытость и способность к эмпатии. Сохранять способность любить и доверять, прежде всего самому себе.
Создатель этого мира сотворил нас из любви к нам. Он является источником этого света, источником жизни. Бог есть любовь (Первое послание Иоанна 4:16). А человек, созданный «по его образу и подобию», является одновременно и его проекцией, и самостоятельным «проектором». То есть проводником его любви. Мы и есть эта детская «лампочка».
Свидетельство о публикации №113042807043
Каждая строчка — как кусочек памяти, от детства до взрослой жизни.
Очень понравилось, как Вы сравнили лампу Ильича с мечтами.
Это вроде простая вещь, но в стихе она стала чем-то очень важным.
Лондон, аукцион, Ван Гог — всё это кажется далёким и чужим.
А вот лампа, стекляшка, свет — близкие, свои.
Стих звучит мягко и по-настоящему.
Нет пафоса, но есть чувство.
Мне особенно близка последняя строфа.
Там столько доброты и спокойствия.
Простота тут — не бедность, а сила.
С уважением, Андрей Илюхин
Илюхин Андрей 11.06.2025 07:17 Заявить о нарушении
Я и сам иной раз сначала напишу, и потом, спустя время, осмысливаю «до конца» то, что написал. И порою удивляюсь, открывая эти смыслы. Или мозг поэта просто хороший «приёмник» вселенского разума, или наше подсознание богаче и честнее суетного сознания. Оно словно пробивается сквозь бреши, только успевай «хватать» озарение.
Ваши стихи когда читаешь, то с головой окунаешься в ваш мир, как в хорошее кино или книгу.
С уважением, Юрий Чухрай (Серёга Яковлев).
Юрий Чухрай 11.06.2025 09:55 Заявить о нарушении
Удачи в творчестве!
Илюхин Андрей 11.06.2025 19:09 Заявить о нарушении