ii- Чем опасен интернет?

Чем опасен интернет?

По мере того, как интернет все больше интегрируется в нашу жизнь, наряду с его позитивными сторонами, становятся заметны и негативные моменты всеохватывающего проникновения интернета. Особенно актуальны последние в аспекте онлайнового влияния на детей. 

С психологической точки зрения, негативное влияние интернета можно разделить на:
1. Тактическое - создание актуальных для юных пользователей (и их родителей) стрессов (по классификации Г. Солдатовой, 4 группы рисков - троллинг/кибербуллинг; груминг/секстинг; интернет-мошенничество; вирусная опасность)
2. Стратегические - негативное влияние на психическое развитие ребенка и подростка.

Влияние интернета на возрастное формирование психики описывается как цифровой психоморфоз. Среди его составляющих, которые несут в себе негативный потенциал, необходимо отметить такие, как:
а) Цифровая гипомнезия, или снижение эффективности запоминания (нет необходимости хранить информацию в долговременной памяти, если она всегда доступна по поисковому запросу в онлайне)
б) Цифровое (клиповое) мышление, характеризующееся поверхностностью суждений, снижением критики и соответственно поспешностью принимаемых решений.
в) Цифровая социализация - чрезмерное увлечение общением виртуальным, онлайновым общением в ущерб живому, офлайновому чревато развитием коммуникативной и эмоциональной некомпетентности, дефицита навыков взаимодействия с окружающими в реальном социуме и соответственно нарушением социально-психологической адаптации. 

Регулярность повторения подобных состояний, их суммарная длительность (практически ежедневно, до нескольких часов в день, особенно если пользование интернетом оказывается вне родительского контроля и у ребенка возникает интернет-зависимость) могут быть достаточными для того, чтобы оказывать на психическое развитие ребенка/ подростка значимое влияние.

В целом рассматриваемое влияние интернета на психическое развитие можно рассматривать как цифровую неотению, сдерживание развития, особенно а аспекте формирования личностной зрелости, результатом чего становится инфантилизация.

Механизмом такого влияния выступает возрастная регрессия (применительно к пользованию компьютером/ интернетом - цифровая регрессия). Причины ее возникновения - психофизиологические, связанные со специфической гиперактивацией/ синхронизацией мозга (обоснование - Гринфилд, Смолл, Карр):
а) информационная избыточность (которая ассоциируется с онтогенетически ранним опытом первичного научения),
б) длительное сосредоточение внимания на одном источнике информации (экран компьютера или мобильного устройства), в т.ч. фиксация взгляда,
в) отвлечение от окружающей реальности: изменение восприятия времени ("время летит незаметно"), места (пользователь абстрагируется от своего физического окружения, забывая о нем) и собственной личности ("растворение своего Я").

Как предотвратить описанные негативные последствия пользования интернетом для детей? На физиологическом уровне, необходимо обеспечить баланс активности левого и правого полушария. Для этого после просмотра интернет-контента, ребенок должен рассказывать об увиденном, соответственно вербализовать и перерабатывать свой непосредственный опыт.

Простыми способами реализации такой задачи являются онлайновые игры с включением элементов обратной связи ("викторины"): ребенку после просмотра фрагмента интернет-контента задаются  вопросы, за правильные ответы на которые он получает виртуальные поощрения.

В школах это могут быть специальные упражнения/уроки, цель которых - выработать правильный динамический стереотип пользования интернетом: переосмысление полученной в сети информации через ее пересказ (для подростков - составление конспекта, "ментальной карты").


Рецензии