Он не вернулся из боя. Вечность И. Царева-36

ОН  НЕ ВЕРНУЛСЯ  ИЗ БОЯ   ПОЭТ 21 ВЕКА

Недописанное
Игорь Царев

...Так важно иногда, так нужно,
Подошвы оторвав натужно
От повседневной шелухи,
Недужной ночью с другом лепшим
Под фонарем полуослепшим
Читать мятежные стихи,
Хмелея и сжигая глотку,
Катать во рту, как злую водку,
Слова, что тем и хороши,
Что в них - ни фальши, ни апломба,
Лишь сердца сорванная пломба
С неуспокоенной души...
http://stihi.ru/2012/04/06/11665

Это стихотворение Игоря Царева называется «Недописанное», хотя все самое важное и главное Поэт нам поведал, но теперь навсегда оно так и останется недописанным.

В минуты потрясений всегда непроизвольно из глубин памяти вырываются строки, дремавшие там до поры, но  как-то связанные с печальным событием.

Почему – то на этот раз вспоминалась песня В.Высоцкого, которую я когда-то  слышала самой первой, и до сих пор она была связана исключительно с фронтовиками:

Почему все не так? Вроде - все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только - он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас -
Когда он не вернулся из боя.

Вот такие странные случайные  тексты вспоминаются вдруг, хотя, конечно, ничего не бывает случайного. В последнее время, особенно  в 2012- начале этого года Игорь Царев был на передовой  линии борьбы за Поэзию,  и передача «Вечерние стихи» - самое яркое тому подтверждение. Живое свидетельство этой борьбы, которая со временем становится только яростнее и ожесточеннее.

Этому нашлось  подтверждение и в статье Турунтая памяти поэта:
Его тихая понимающая улыбка, всегда спокойный уверенный голос. Даже когда его доставали недалёкие тролли, он был также спокоен, вежлив и корректен. Но слова находил точные.

Когда выяснилось, что в Вечерних стихах волею судеб должны были оказаться весьма одиозные персонажи, я не выдержал, написал ему – «Игорь... неужели Вы будете в таком окружении?». На что он спокойно ответил: – «Если здоровье позволит, непременно пойду на эфир. Если добровольно самоустраняться, то "их" автоматически будет больше чем "нас". И помахал издалека копьём.

Вот в этом он – весь. Не я первый сравниваю его с Дон-Кихотом
http://stihi.ru/2013/04/09/5204

Только я все-таки сравнивала бы его  скорее не с Дон-Кихотом, а с Рыцарем Печального образа, которым и стала наша многострадальная поэзия, а он был именно Рыцарем, боровшимся реально, проявляя при этом не только  силу, но и мужество и твердость. Для этого стоит только заглянуть в рецензии и посмотреть, как  твердо стоял он на земле и именно сражался, не отступая до конца.

И образ древнего рязанского князя Добрыни Никитича возник  не из моих фантазий, и желания как-то все  обозначить. Есть «Троянская опупея» (ТРОЯ и ТРОЕ (три автора)  http://termitnik.dp.ua/poem/73110/, где,  насколько можно судить, роль Добрыни Никитича досталась именно Игорю Цареву, и не  Дон Кихотом, а светлым славянским князем он и останется в этом творении и нашей памяти

ТРОЯ И ТРОЕ

Недавно при попытке прорыть прямой переход с Арбатско-Покровской на Калужско-Рижскую линию метро московские диггеры откопали несколько дощечек, исписанных грамотой, получившей у историков название "черты и резы". Предлагаем читателю первый перевод уникального документа эпохи Гомера, проливающий свет на культурные связи Древней Греции и Древней Руси. Неизвестный автор (вещий Боян?) воспроизводит моменты общения героев этого эпоса.

Перевод и литературная обработка:

Михей Студеный,
Евгений Дейк,
Игорь Царев.

Но об этом творении речь впереди, очень надеюсь на то, что  Михей Студеный – один из этой тройки любимых наших героев напишет о том, как все возникло, создавалось, продолжало жить, когда ушел из мира Евгений Дейк, когда  опустело  место в стане русских богатырей. А 4-ого апреля вместе с Михаилом Анищенко им там пришлось встречать и Игоря Царева.

Поэзия Игоря Царева – явление уникальное, те, кто не глух и не слеп, понимают это сразу. А вот в чем ее уникальность, об этом и стоит начать говорить уже сегодня. Хотя по опыту знаю, что  осознание приходит через дюжину лет после ухода поэта. Так было с Олегом Чертовым, которого мы слышали, знали, любили ( благо тогда были дискуссионные клубы, где на одной скамейке сидели и профессора и студенты, и декан факультета мог пригласить любого самого уникального гостя). Это потом они стали губернаторами и  главными экономистами заводов, а тогда были самыми, самыми близкими и дорогими поэтами и философами, с которыми мы общались и спорили…

Сегодня я понимаю, кем для нас  был Олег Владиленович Чертов, хотя седовласым его представить невозможно, он навсегда останется 37 летним.
Но что касается Игоря Царева, Михаила Анищенко, у нас нет столько времени, его может просто не оказаться, потому что человек смертен, человек внезапно смертен. Мы в этом убедились  за эти полтора года уже дважды…

Потому приходится торопиться.
Горько от того, что сделал он до обидного мало, тому есть документальное свидетельство, а рецензии:

Рецензия на «Пока свеча не погасла Вечерние стихи 24апреля» (Любовь Сушко)

В ноябре 2011-го, когда в его 56-й день рождения единички готовились выстроиться в сплошной ряд, Игорь посетовал на исчезающий кураж:
-Что-то в последнее время работы все больше и больше. Или я от нее утомляться стал сильнее?
-Ты ещё много чего не написал.
-Я еще вообще ничего толком не написал :))

Михей Студеный 22.04.2013 22:06

http://stihi.ru/rec.html?2013/04/22/13914

Но это не совсем так, сколько успел сделать Игорь Вадимович, мы все знаем. При всей его невероятной загруженности в журналистике, сколько раз он появлялся в  передаче, и согласился стать Членом Художественного совета, по причинам, о которых он сам сказал выше.  И для многострадальной поэзии его присутствие, его веское слово на передаче было очень важно, весомо, зримо.

Когда я пытаюсь представить степень влияния Игоря на окружающих, вспоминается яркий пример со знаменитым актером и режиссером Робертом Редфордом, когда спросили о его влиянии на избалованных Голливудских звезд, то кто-то из актеров сказал:

- Когда он появляется на съемочной площадке, все встают, идут  к нему навстречу и начинают говорить вполголоса – вот это как раз тот случай. Да и по сути своей они с моим любимым актером, настоящим мужчиной на фоне всех Бредов Питтов, очень похожи. Одними можно любоваться, восхищаться, визжать от восторга, а перед другими просто встать и чуть понизить голос, понимая значимость того, кто стоит рядом, чтобы услышать то, что он скажет.…

Это особенно важно, если вспомнить, какая бесовщина царит последнее время в поэзии и вокруг передачи «Вечерние стихи» в первую очередь. Самым сильным и мужественным ее воинам и защитникам приходится именно сражаться…

Сливки общества

Твердили миру Плиний и Авиценна:
Поэзия — дар небесный и тем бесценна.
И вот она дура-дурой в дырявом платье
Стоит на сцене, а денег никто не платит.

Поэты косят в народ одичалым глазом,
А мир торгует мочалом,навозом, газом
И все норовит повыше задрать тарифы.
Его не волнует драма глагольной рифмы.

Остались из миллиардов едва ли тыщи
Таких, кто ищет вкуса духовной пищи.
Но я для них твердить буду неустанно:
Вы сливки общества! Даже его сметана!

Вы сливки! Пускай вас слили, но вы не скисли,
Храня калории чувства и градус мысли.
Вы помните, что был Плиний, и Авиценна,
И что Поэзия — дар, и она - бесценна.
 
http://www.poezia.ru/article.php?sid=59427

К счастью, в отличие от Пушкина, Лермонтова, Блока – Игорь Царев прожил на 20 лет больше, но так ли велик этот срок в  пределах вечности. И все-таки много это или мало?

Почти все написано было им в эти именно годы, да с 2002 –го в 45 лет  его стихотворения появились на сайтах в сети, что сыграло важнейшую роль для распространения поэзии.

Никакие издания и тиражи не смогли бы сделать так много, просто потому что они тонут в этом море, исчезают часто бесследно. Но, даже добравшись до читателя, они не дают нам возможности пообщаться с Поэтом, услышать из первых уст  какие-то важные   установки, поговорить о  творчестве. Это все  может подарить только сеть, как и тот достаточно широкий круг  авторов, которые становятся родными и близкими…

О роли поэтов Пушкинского круга в его творчестве, мы прекрасно знаем, здесь только предстоит изучить и понять, но он есть, и он чрезвычайно важен, если речь заходит об Игоре Цареве…

Стихотворение Владимира О.Сергеева – самое яркое тому свидетельство
На смерть Игоря Царева

Владимир О.Сергеев

«И тебе дан шанс – в небеса лицом –
Не спеша, в подробностях, помолиться,
Ведь, когда распутица, под Ельцом
Бог куда доступнее, чем столица.»
Игорь Царев

Нет слов, а только горькая печаль
Свершившейся отчаянной неправды…
Разбита благородная скрижаль –
С не высеченной строчкой – жизни равной.

Молитва есть, как есть, свечой во мгле…
Но почему не дать по той причине –
Свечой гореть подольше на Земле
«В подробностях» молившемуся сыну?!

О чём молился он в своей строке,
Не много говоривший, много знавший,
На самом главном в чувствах языке
О Бродском лучше Бродского писавший?..

И как бы ни нелепо, но пока
Смерть Игоря Царева не приемлю!
Поэта - ч е л о в е к а, на века
Собой облагородившего Землю.
 
http://stihi.ru/2013/04/06/2632

Это были годы  напряжённого  труда, работы над словом, ритмом, рифами. И прав Владимир Сергеев , когда пишет о самом главном:

Не много говоривший, много знавший,
На самом главном в чувствах языке
О Бродском лучше Бродского писавший?..

Легкость, мелодичность, певучесть, невероятная энергетика, можно только представить с каким трудом все это дается поэту. Сколько времени и сил требует такая работа над  уже готовым текстом, когда понятно, что нет предела совершенству, но кажется, что все и без того прекрасно.

Об этом часто появляются записи в откликах на рецензии, особенно, когда собеседники спорят, предлагают свои версии для текста. Вот здесь Поэт не отступает ни на шаг от своего замысла, доказывая свою правоту..
Рецензии Игоря Царева – это особая часть творчества, важная и интереснейшая, там все еще звучит его голос, интонации, ирония, радость и печаль.

Важно посмотреть, как изменился сам поэт за эти почти 11 лет. Удивляет его краткость и лаконичность, должно произойти нечто, чтобы возник какой-то монолог, пояснение, объяснение. И все-таки он много нам рассказал о времени и о себе.

Но в 2002-2005 годах было много откликов в стихах, и там так же точно и четко  передана мысль, чаще восхищения текстом

Я напился молчанием радуг твоих,
Я умылся проточным речным серебром,
Я согрел свою душу свечой сентября...
Как небесно построен твой пламенный мир!

Игорь Царев 24.05.2002 16:48

У сосен ржавеют иголки, желтеет Парнас.
Но Ваши стихи - дуновение свежего ветра.
И хочется верить - мы просто уходим из лета,
А вовсе не лето навеки уходит от нас…

Игорь Царев 12.09.2002 15:21 •

Большинство этих  строк из рецензий заслуживают того, чтобы быть изданными в «Избранном» и остаться в нашей поэзии, и пусть гордятся ими люди, к которым они были обращены, потому что это настоящие жемчужины,  оставленные  нам всем на память.

Наверное, только А.Блок мог так серьезно относиться к письмам , записным книжкам , к которым можно отнести и отклики на стихотворения собратьев по перу, и не делал разницы между тем, что будет опубликовано в сборнике, и тем, что  пишется по случаю.
И второе уникальное качество, восходящее к А.Блоку – это предельная честность.

Всем известно, что именно он запрещал близким говорить о том, что его нет дома, если не хотелось встречаться и разговаривать с непрошенными гостями. Казалось бы, мелочь для простых смертных, но это было очень важно для самого поэта.

Так и здесь, Игорь всегда говорил о том, что думал и чувствовал. Фраза : все хвалят, а мне не понравилось- встречается довольно часто. А потом аргументы, почему не понравилось, что там не так. И для человека чуткого, готового прислушаться, работать над текстами, это очень важно, значимо, заслуживает особой благодарности
В последние годы откликов в стихах почти не встречается, но тем важнее все рецензии, которые пишет Игорь Царев всегда по делу, четко формулируя все, что ему хочется сказать.

И чем больше углубляешься в его стихотворения, рецензии,  его монологи, тем яснее становится величина личности поэта.

И для меня снова возник вопрос: откуда приходят к нам поэты?
Ведь они явно не от мира сего, хотя у них есть дата рождения, дата ухода, сохранились портреты, которые по утверждению Ахматовой меняются после их ухода. Нам еще остаются  видеоролики, записи голоса
А. Блок утверждал, что первым поэтом был Демон, тот самый, о котором так много и упорно  с самого начала писал М.Ю.Лермонтов. Демон- это душа, поэзия, без энергетики и без души не реальна, это то само стихоплетство, которое никогда не станет поэзией.

Потом вспомнились строки М. Цветаевой, обращенные к А.Блоку, вернее, ее Реквиема поэту:


     Думали -- человек!
     И умереть заставили.
     Умер теперь, навек.
     -- Плачьте о мертвом ангеле!

     Он на закате дня
     Пел красоту вечернюю.
     Три восковых огня
     Треплются, лицемерные.

     Шли от него лучи --
     Жаркие струны по снегу!
     Три восковых свечи --
     Солнцу-то! Светоносному!

     О, поглядите, как
     Веки ввалились темные!
     О, поглядите, как
     Крылья его поломаны!

     Черный читает чтец,
     Крестятся руки праздные...
     -- Мертвый лежит певец
     И воскресенье празднует.

Разве это не похоже, не относится к любому из поэтов?
     Умер теперь, навек.
     -- Плачьте о мертвом ангеле!

И более того, в ангельской теории происхождения поэтов убедил меня Олег Чертов еще в студенческую пору. Он был уверен в том, что когда-то Господь собрал дюжину ангелов и отправил их в этом мир, чтобы нести в тот мир, в его тьму  свет поэзии, они обречены уходить  и снова  возвращаться, чтобы  оставался свет, чтобы свеча не погасла. И в подтверждение этой теории есть  стихотворение Олега Чертова.

Кстати, именно этот философ поможет нам многое понять в природе творчества.

Олег  Чертов
* * *
Еще охвачен тяжестью земною,
Но оттолкнусь – и вверх, по вертикали,
Скользя и обрываясь, как над Икви,
Уйду навечно, полуневесом.
И, может, распахнутся за спиною
До времени упрятанные крылья,
И погружусь в космические вихри
И в Млечный снег пылающим лицом.
Господь нас собирал перед отбытьем,
Перстом листая судебные книги,
И нам в лицо показывал друг друга,
Чтоб мы не потерялись на Земле.
И отсылал затем в мирскую битву,
Отягощая души воплощеньем,
А мы бредем и ищем звездных братьев -
Огня живого ищем в мертвой мгле.
Бредем во тьме, рассеянное братство,
И забываем вещие страницы.
Само обетование Господне
Нам кажется нелепым детским сном.
Но помнят крылья звездное пространство,
И нас своими почитают птицы.
И чувствую, как Божие дыханье,
Молочный снег – пылающим лицом!

1982
http://olegchertov.narod.ru/lirika.html

Вот из такой поэтической ангельской братии, которые сразу узнают друг друга, стоит им где-то столкнуться, несомненно, был и Игорь Царев.
Но как говорил на вечере памяти Лешек, самое страшное, если мы сделаем из него того каменного, бронзового пиита, забыв о том, каким он был живым.

Надеюсь, до этого дело не дойдет. И не случайно звучит слова песни Высоцкого, как только вспоминаешь об уходе Игоря Царева
В.С.Высоцкий 1969

Он не вернулся из боя

Почему все не так? Вроде - все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только - он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас -
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, -
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, - не про то разговор:
Вдруг заметил я - нас было двое...
Для меня - будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь прикурить!" - а в ответ - тишина...
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, -
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло - для обоих...
Все теперь - одному, - только кажется мне -
Это я не вернулся из боя.
 
Жизненный путь Игоря Царева оборвался 4 апреля,  творческая жизнь его только начинается.

Едва прикоснувшись к его  творчеству, я уже наметила дюжину тем для анализа его стихотворений в контексте поэзии серебряного века, поэзии 20 века, и бардовский песни, значительной частью которой  было  несомненно его творчество... О роли В.Высоцкого в его жизни и творчестве отдельная тема.

И любой из нас увидит и поймет, как много все-таки удалось сделать Игорю Цареву для поэзии начала 21 века…Он стал Поэтом года и станет несомненно поэтом века...

Анализ творчества начнется в Блоковском контексте, и для  этого стихотворение "Старая незнакомка" – подходит как нельзя лучше, и не только оно одно, все только начинается

Старая незнакомка
Игорь Царев

Дыша духами и туманами...
А.Блок

* * *
По скользкой улочке Никольской,
По узкой улочке Миусской
В разноголосице московской -
Едва наполовину русской,
Ни с кем из встречных-поперечных
Встречаться взглядом не желая,
Вдоль рюмочных и чебуречных
Плывет гранд-дама пожилая.

Ни грамма грима, ни каприза,
Ни чопорного политеса,
Хотя и бывшая актриса,
Хотя еще и поэтесса,
Среди земных столпотворений,
Среди недужного и злого,
В чаду чужих стихотворений
Свое выхаживает слово.

В былинной шляпке из гипюра
Или другого материала,
Она как ветхая купюра
Достоинства не потеряла.
В нелегкий век и час несладкий
Ее спасает книжный тоник,
Где наши судьбы - лишь закладки
Небрежно вставленные в томик.

http://stihi.ru/2011/12/04/8928


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.