Портрет М. К. Тенишевой. К. Коровин

Задумчивой,  в сиренях Врубеля*,-
Она привидится весной
в санкт-петербургских светлых сумерках,
в Париже встречена тобой

в  голубовато-нежно-палевом,- 
/припомнишь репинский портрет!/,
на броши яркой и эмалевой
изящным вензелем - МТ. 

Но есть картины, как предчувствие
предназначения души, -
в том сила личности,  искусства ли,-
разбередить,  наворожить.

Благословенна кисть смятённая
в благоговении  пред  той,
Талантами  непревзойдённою,
Княгиней с русскою судьбой!

Портрет М.К. Тенишевой. 1899 г.  К. Коровин 
Портреты, судьба
http://bellezza-storia.livejournal.com/133856.html
* Сирень Врубель 1901  http://art.liim.ru/galleries_hr/hr12m/hr12m-6-48.html

С благодарностью Ивану за отклики

http://www.stihi.ru/2013/04/23/2134  Портрет Тенишевой. Коровин.Иван Есаулков
http://www.stihi.ru/2013/04/23/2022  Портрет Тенишевой. Репин.  Иван Есаулков
http://www.stihi.ru/2013/04/23/4874  Портрет Тенишевой. Серов.  Иван Есаулков


-------- Николай Забелкин о К.Коровине

Творя картину иль набросок -
Всегда висишь на волоске:
Сквозит святая сердца робость
В твоём уверенном мазке.

Так трепетно твой тёплый Гений
Коснулся тайны Красоты…
Так в каждом из своих творений
Пел о России вечной ты.

--------------

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867—1928), выдающаяся деятельница в области русской культуры, знаменитая меценатка, была, по свидетельству современников, «гордостью всей России», одной из самых незаурядных  женщин.
Мария Клавдиевна была художницей и коллекционером, педагогом и профессиональной певицей.

Возродила эмалевое дело в России.
Она постоянно экспериментировала и создала в мастерской более двухсот новых оттенков непрозрачных эмалей
Сама прекрасно овладела мастерством художественных эмалей. Ее работы выставлялись в Париже, Риме, Лондоне.
Защитила диссертацию.
Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.

Обладая незаурядными голосовыми данными - меццо-сопранно, в молодости училась пению в Париже у знаменитого педагога Матильды Маркези де Кастероне.
Пела на любительских вечерах, на одном из которых встретилась с будущим 2-м мужем -князем В.Н.Тенишевым.
В круг её знакомых входили П.И. Чайковский, И.С. Тургенев, А.Г. Рубинштейн, К.С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин и другие ведущие мастера искусств.
Значительные средства своего мужа она тратила на организацию художественных школ и студий (в Петербурге в
ее доме, одной из них руководил Репин), мастерских прикладного искусства (Талашкино, Фленово), на издание журналов ("Мир искусств"), на поддержку художников (А.Бенуа и др.- обучение в ее студиях и школах,мастерских было бесплатным, включая материальное обеспечение, за ее счет).Особенно ценила М.Врубеля и Н.Рериха.
Живописи она училась в Париже у Жульена.
Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Музею Александра III в Санкт-Петербурге.
Много сил и средств отдала на развитие русских народных промыслов. Работы ее мастерских были представлены на выставках в Париже.
В Смоленске и поныне действует созданный ею музей русской старины.

----
Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после ее смерти воспоминания княгини Тенишевой охватывают период с конца 1860-х годов до новогодней ночи 1917 года.

-------
Коллекция эмалей.
1916 году, уезжая за границу, Тенишева положила свою коллекцию и записные книжки с рецептами эмалей в банк, оставив своей хорошей знакомой Вере Орфановой доверенность на получение вклада - на всякий случай. Когда в Москве начался революционный хаос, та начала тревожиться за сохранность коллекции и успела забрать ее прежде, чем новая власть поставила крест на деятельности буржуазных кредитных учреждений. Княгиня в Россию так и не вернулась - Мария Тенишева скончалась в 1928 году под Парижем, а Вера Орфанова и ее сестра Нина Кострова так и жили на Арбате. Драгоценности советской власти они не сдали, поскольку поначалу казалось, что все это ненадолго, а потом стало просто страшно - неизвестно, как отнеслись бы "органы" к "утаиванию" сокровищ.

- Трудно даже себе представить, через что прошли эти люди, это был настоящий гражданский подвиг, - поражается Тамара Исаченкова. - Что-то было спрятано у них за обоями, что-то еще в каких-то потайных местах... Было время - сестры буквально умирали от голода, и тогда они решились продать в один из московских музеев даже не пару сережек, а одну - чтобы вторая осталась в коллекции!
Сестры никому о доверенных им ценностях не рассказывали, вообще избегали приводить в дом посторонних, но в какой-то момент им все-таки пришлось решать, что делать с коллекцией. И зная, с какой любовью княгиня Тенишева относилась к Смоленску, Вера Николаевна Орфанова решилась связаться со Смоленским областным музеем изобразительных и прикладных искусств.

Клавдиевной - вещи должны принадлежать Смоленску. Что касается самой ценной части коллекции, то, во-первых, директор сразу изъял из нее массивный золотой крест, во-вторых, никаких документов, подтверждающих получение этой части ценностей смоленским музеем, хранительницы не дождались. Потом Вера Николаевна Орфанова скончалась, а ее сестре недосуг было искать следы коллекции - и так из-за нее натерпелись.

Народные контролеры сумели разобраться в ситуации: поговорили с Ниной Николаевной Костровой, изучили книгу Тенишевой "Эмаль и инкрустация", где была описана коллекция, и уличили директора смоленского музея в злоупотреблении служебным положением, нарушении требований по учету и хранению ценностей и финансово-хозяйственной дисциплины. Полученная им в 1971 году третья часть коллекции была оценена тогда в 7,5 тысяч полновесных советских рублей, и тот факт, что директор продержал ее у себя два года, по мнению суда, вряд ли свидетельствовал о его намерении пополнить драгоценными экспонатами фонды своего музея. За присвоение музейных ценностей с целью личной наживы директора музея сняли с работы, исключили из рядов КПСС и приговорили к году исправительных работ.
Но вот что важно: за сорок лет, которые прошли с момента передачи тенишевской коллекции смоленскому музею, широкая публика ее так и не увидела. Приезжали специалисты из Москвы, сотрудники центральных музеев, работали с коллекцией, изучали экспонаты, но - для себя, для собственных диссертаций и научных работ, где про сокровища смоленского музея-заповедника теперь можно прочитать.

- Все в целости и сохранности, я сама все видела, - утверждает Тамара Исаченкова.

И все же сорок лет - это очень много. Имя княгини Тенишевой стараниями смоленских музейщиков возвращено из забвения, историко-археологический комплекс "Теремок", работающий на месте ее усадьбы в Талашкине - один из самых популярных музеев Смоленской области, а главное сокровище, оставленное княгиней, остается недоступным. Сейчас сотрудники музея-заповедника надеются, что коллекцию можно будет выставить в музее "Русская старина". Некогда там размещалась художественная галерея, а в 2010 году его закрыли - вроде бы на ремонт, в надежде подготовить выставочные площади для тенишевских сокровищ.
 


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.