Khors - интервью для журнала atmosfear - 2013

Банальная фраза, но придётся её не только произнести, но и напечатать: «Группа KHORS не нуждается в представлении…» Одни из ярчайших представителей украинской дарк-блэк сцены наконец-то сегодня появятся на страницах этого журнала. Итак, специально для ATMOSFEAR лидер группы Khorus ответил на некоторые вопросы Георгича – нашего московского друга и коллеги. И такая вот беседа с пометкой «Москва-Харьков» предоставляется вашему пристальному вниманию!

- Что для тебя вечность? Вот в таком вот именно прикладном плане что ли – когда говорят или пишут слово «вечность» - что ты думаешь по этому поводу, чувствуешь, представляешь?

«Представляю себе нечто, не подлежащее изменению во времени. В большей степени философское и ассоциативное понятие, поэтому можно его относить и к людям и к их действиям. В моём представлении, «вечность» связана в первую очередь с историческими событиями и персоналиями».

- Так что в твоей личной системе координат уже сейчас стоит под грифом «вечность»? Какие исторические события и персоналии для тебя имеют особенное значение?

«Понимаешь, я могу говорить лишь о своём восприятии событий, исключительно своём. Но при этом я не возьмусь возвеличивать даже своих музыкальных кумиров, исходя из того, что я лично не знаю их человеческих качеств, а исходить из музыкальных вкусов будет необъективным в глобальном смысле. Если же говорить, допустим, об исторических событиях, то я могу, к примеру, сказать, что участники Освободительного движения 1920-ых годов на Украине лично для меня являются Героями, они определённо в вечности. Но ведь их оппоненты – персоны, которым наша страна должна быть «благодарна» за своё «развитие», «прирост» населения и прочие блага, также в вечности. И здесь моя система координат вряд ли может быть названа абсолютной».

– Да, я понимаю, о чём ты… Вот группа Khors, например, уже в «вечности» – ты уж прости... Были ли мистические вещи, связанные с вашим творчеством?

«Прощаю – хорошо, что хоть не в «забвении». Ничего такого мистического и сверхнеобыкновенного я не припомню. Были периодически пропажи мастер-дисков по дороге на выпускающий лейбл, но это мелочи».

- А какие у тебя «отношения» с процессом сочинения текстов, музыки? Это – конструктор, ремесло, или всё же бывают моменты, которые ты не можешь объяснить обычными категориями?

«Это непосредственно в определённые моменты приходит – это касается и желаний, и идей. Объяснить причину сложно – возможно, приток какой-либо информации, какие-то события, эмоции, состояние души».

- Подключился к источнику и варгань себе шикарные альбомы – и себе, и людям…! Ваш «имидж» – как шла эволюция вашего внешнего вида? Не принимая во внимание внешнюю традиционность и простоту вашего концертного прикида, у группы всё же есть некий стиль, гармония что ли... Вам всё ещё комфортно в шипах и коже или близок день, когда вы максимально упростите ваши сценические «костюмы»?

«Наш имидж перекочевал из моей предыдущей группы Astrofaes и в дальнейшем каких-либо серьёзных изменений не претерпел. Браслеты, чёрные футболки и кожаные штаны наиболее удачно, на наш взгляд, передают атмосферу Khors в живом исполнении. В шипах мне вполне комфортно, но возможно, они будут заменены на символы, подобные тем, что мы использовали у Helg’а и Jurgis’а. А кожей довольны все!»

- Раз уж зашла речь об амуниции, то расскажи ещё о своих инструментах – какие ты предпочитаешь, какое оборудование используешь и как именно к нему пришёл? В общем, что есть твоя кухня и как она формировалась?

«У меня бас-гитара Music Man «StingRay», преамп SansAmp «Bass Driver». На концертах предпочитаю использовать оборудование Ampeg. Сформировалось всё по схеме цена/качество и на данный момент нет причин, существенно влияющих на изменение моего выбора».

- Вы уже много чего видели-слышали о себе, о своих песнях. Что самое жёсткое о вас говорили, и что самое благостное?

«Практически всё из этого есть на нашем сайте в разделе рецензий. Не могу сказать, что я не читаю эти мнения, но и засорять этим голову не горю желанием».

- Не было ли таких моментов, когда ты (или вы в группе) думал (думали), что всё, пора завязывать, но какие-то слова со стороны вселяли в вас желание и силы продолжать? И что касается критики – она же бывает разной – что-то когда-то повлияло на вас положительным образом?

«У нас бывают различные конфликты. В творчестве это нормально и я не вижу в этом такой уж проблемы. Но до подобных кардинальных решений споры не доходили, хотя всё может быть, и тогда никакие слова со стороны не помогут. Конструктивная критика, конечно, приветствуется – её, как минимум, интересно читать, но сказать, что она может прямо повлиять на творчество группы, я не могу».

- Пробовал ли ты сам петь? Пробовал ли писать прозу? Когда, вообще, ты начал понимать, что становишься некоей творческой единицей? Когда это всё началось?

«Петь не пробовал, в группе и так уже два вокалиста – вполне достаточно, на мой взгляд. Прозу я писал, и уже неоднократно: тексты для Khors изначально писались(за исключением последнего альбома) с учётом того, что будут в дальнейшем переводиться на английский язык – соответственно, рифма была не нужна. Что касается каких-то произведений, то нет, мне до этого далеко и, думаю, дело до этого и не дойдёт. А «это всё началось» ещё в юношестве, когда захотелось играть музыку, и со временем эти желания стали приобретать всё более реальные очертания: сначала в каких-то невнятных группах, ну а затем – в Astrofaes и Khors. «Понимание» же пришло уже на поздних этапах, естественно, как и опыт, и знание».

- А вот если посмотреть на историю группы – можешь ли ты в нескольких фразах-предложениях написать историю KHORS хотя бы до сегодняшнего дня?

«Ну, не мне о Khors истории писать, это будет и не скромно и, как минимум, необъективно».

- Так объективность и не нужна! Мы же именно с тобой разговариваем! И не думаю, что ты был бы счастлив, если кто-то написал историю Khors, не знающий группу изнутри. Но вопрос даже был немного не о том – просто вот с точки зрения сегодняшнего дня можешь ли ты хотя бы попробовать взглянуть объективно на ваш путь, на ваши альбомы. На всё, что произошло с вами?

«Оглядываясь на восьмилетний путь, думаю, что на данный момент мы добились практически возможного максимума: 5 альбомов, издание музыки в разных форматах на маленьких и больших лейблах практически по всему миру. Мы стартовали с более плотной и однообразной музыки, со временем трансформируясь в более атмосферную сторону. Но я по-прежнему люблю наш первый альбом, впрочем, как и все остальные. Если что-то можно было бы изменить, то я бы улучшил качество записи первых двух дисков, но сейчас этого делать уже не стоит – это будет уже совершенно другой взгляд и в итоге другой альбом. Возможно, мы сейчас находимся на пике, возможно – нет. В любом случае, это неважно – главное это то, ЧТО мы делаем и полученное от этого процесса удовольствие».

- То же самое хотел бы спросить о твоём личном пути?

«Личный путь – на то и личный... Но, в целом, я доволен».

- ..и об украинской экстремальной сцене...

«Этот вопрос часто задаваем и видимо журналистам представляется, что для меня он интересен. Какие-то события происходят – это, наверное, хорошо. Мы не общаемся практически ни с кем, за редким исключением».

- А речь не о ком-то конкретно, а как раз именно о «сцене» - некий короткий обзор на уровне резюме – как ты это всё видел изнутри да и со стороны в какой-то степени тоже: как всё это зарождалось, продолжалось и какова ситуация сейчас?

«Дело в том, что мы всегда были обособлены, я имею в виду харьковский блэк-метал. Наше развитие и рост никак не связан с украинской экстремальной сценой абсолютно. Даже с харьковской метал-сценой, по большому счёту, мы практически не поддерживаем отношения, не говоря уже в целом о стране. Скажу больше: вопросы об украинской сцене, из раза в раз задаваемые, как правило, западными СМИ, порядком надоели. У меня нет желания быть путеводителем по данному предмету».

- Понимаю, о чём ты – но я бы и читатели Atmosfear об этом и не узнали, если б мы это не обсудили сейчас. Когда интервью увидит свет, пока неясно, но не поговорить о вашем последнем альбоме мы не можем. Он – особенный по двум причинам: и по трек-листу, который будто представляет одну песню, требующую, чтоб её прослушали от начала до конца, чтобы понять, оценить, прочувствовать, и по языку – первый раз всё спето на украинском, что было продиктовано и концепцией и темой альбома…

«Для меня `Мудрість Століть` - самый важный и правильный альбом во всех отношениях. Возможно, с этой точки зрения таковым он останется для меня навсегда. В духовном и эмоциональном плане он – вершина творчества. Альбом концептуальный и, действительно, его нужно слушать полностью. Посвящён он событиям, происшедшим на Украине в 1920-ые годы прошлого века. Послереволюционная борьба украинского народа за независимость была ожесточённой, но, к сожалению, безрезультатной. Мы решили отдать дань нашим славным предкам и посвятить этот альбом им. Соответственно и выбор украинского языка, думаю, всем понятен».

- Вообще, это очень показательно и символично. Вас обвиняли и обвиняют, что ваши альбомы «англоязычные», а теперь «Мудрiсть Столiть» – стал вашим манифестом что ли. Это замечательно, что вы захотели и смогли сделать то, что требовала душа. А, и совсем забыл – буклет нового альбома! Расскажи о нём подробнее – мне он, наверное, понравился больше всех ваших предыдущих релизов!

«Автором фотографий, которые мы использовали при разработке буклета, является украинская фото-художница Olga Shtryga – на них изображены окрестности села Підкамінь, которое находится во Львовской области. Оформлением буклета, созданием визуальной атмосферы, передающей суть альбома, занимался наш постоянный дизайнер Sir-Gorgoroth».

- Вот передай им отдельный привет и благодарность от меня лично и, уверен, от всех ваших поклонников тоже!

«Да, спасибо. А раз уж ты вспомнил и предыдущие релизы, то первые четыре альбома мы планируем переиздать на относительно молодом украинском лейбле Svarga Music, специализирующемся на продвижении украинской музыки. Также в ближайшее время Eclectic Productions планирует издание в формате CD нашего концертного альбома, записанного в 2010-ом году на фестивале «Коловорот».

- С аудио-носителями-релизами понятно и это здорово! А что с новым видео?

«Что касается DVD, то мы располагаем достаточно качественной картинкой и звуком с последнего выступления группы на фестивале Metal Head’s Mission. Возможно, мы издадим его в будущем в DVD формате, а пока зрители могут увидеть песню «The Last Leaves» на youtube».

- Ну, тоже хорошо. А DVD новый, конечно, не помешает, мягко говоря! Давай теперь немного отвлечёмся от Khors, ведь в этом разговоре нельзя не спросить и о группе/проекте Ulvegr – с чего всё началось, как ты стал «продюсировать» их последний альбом и какова ситуация у них сейчас?

«Совершенно дурацкое слово «продюсер» – меня оно дико раздражает, но, видимо, да, по-другому назвать подобный процесс сложно. Я занимался Ulvegr’ом с самого начала, помогал Helg’у c поиском лейблов, контактами с печатными и виртуальными изданиями и прочим. На последнем на сегодняшний день альбоме `Arctogaia` участвовал в формировании структуры и аранжировках песен. И сейчас уже достигнуто соглашение о выпуске следующего альбома – `Зов Ледяной Пустоты` – на французском лейбле Those Opposed Records. Думаю, что альбом выйдет в конце весны – начале лета сего года».

- Это интервью мы делаем с тобой для журнала с «говорящим» названием Atmosfear... Знаю, что ты ценишь в музыке именно атмосферу. На каком вашем альбоме её больше/меньше, где удалось/не удалось создать и донести ту атмосферу, которая "планировалась", которая сама материализовалась? И какие альбомы других групп для тебя лучшие образцы атмосферности?

«Думаю, что больше атмосферы на последнем альбоме и на «Мистицизме». Меньше, соответственно, на остальных. Удалось всё, как и планировалось – с атмосферой у нас всё, как правило, получается хорошо. Качественно передающих атмосферу групп в современной музыке очень много, я не склонен выделять кого-либо. Тем более, каждый слушатель по-своему воспринимает атмосферу и приведенные мною примеры могут его лишь озадачить».

- А давай всё же озадачим!!

«Хорошо: Pink Floyd, Type’o’Negative, Porcupine Tree, Anathema, Riverside, O.S.I, Ulver, Fields of Nephilim, Winter, Triptykon, Burzum, Solstafir, Lycia, Sadness, Black Sabbath, Mercyful Fate, King Diamond, The Cure… Я могу долго перечислять».

- Ещё знаю, о нашей с тобой давней любви к Depeche Mode – вот ещё, уверен, группа, которая тоже создала свою атмосферу, свой саунд, свой музыкальный язык. Вообще, doom можно играть и на инструменте с одной струной, как это делает басист группы KYPCK, но если нет «погружения в ощущение», то количество струн и скорость беготни пальцев по грифу вряд ли помогут. Ну, да ладно… Так, а я хотел бы ещё раз «поэксплуатировать» название журнала Atmosfear – помнишь ли свои детские страхи? Что для тебя сейчас «страх»?

«Давай мои детские страхи оставим в детстве. А сейчас страх (или беспокойство, так будет правильнее сказать) – это всё, что связано с моей семьёй. Всё остальное на очень дальнем плане».

- Нет ли страха потерять возможность заниматься музыкой? Вообще, если не будет вариантов выходить на сцену, записывать альбомы, то кем ты себя видишь в таком случае?

«Нет, такого страха нет. Не должно быть страха перед неизбежным, а вот кем я себя вижу, сложный вопрос. Как-то я себя занимать в любом случае буду – есть масса книг, которые я не прочитал, фильмов, которые я не видел или хочу посмотреть ещё много раз. Также у меня обширная фонотека, ну и, возможно, семья наконец-то получит меня в полном объёме, а не только тело с душой и мыслями, витающими где-то в ином измерении, как это зачастую бывает».

- А что, кстати, сейчас читаешь? Какие книги, а ещё и фильмы, например, сейчас у тебя являются «настольными»?

«Сейчас начал читать «Утро Магов» Повеля/Бержье. Времени мало – так что это долгий процесс. Из того, что читал в последнее время и произвело сильное впечатление, это «Чёрная Легенда» Гумилёва, «Залишенець» Шкляра и «Холодний Яр» Горлиса-Горського. Фильмы вообще практически не смотрю, не считая исторических, документальных да семейные походы на какие-нибудь расслабляющие комедии, фэнтэзи или мультики. «Хоббит» вот впечатлил всю семью!»

- Жена, дети… Естественно вопрос: проявляют ли они, а особенно детишки, интерес к твоей музыке да и к музыке, вообще?

«Я бы не сказал, что они проявляют особый интерес, но они вынуждены слушать ту же музыку, что и я. Жену я себе подбирал не по музыкальным интересам – это не является важным фактором, но, скажем так, ей нравятся более лёгкие формы моей музыки. В будущем дети будут сами определяться со своими интересами, я не буду на них давить».

- И снова о детстве – помнишь ли ты себя ребёнком? Думал ли тогда и думаешь ли сейчас – что будет, когда ты станешь старше, взрослее, старее?

«Помню. Сейчас на фоне общения со своими детьми из памяти многие моменты выплывают. О том, что будет в будущем, я, конечно, задумывался, но реальность с теми думами не совпадает никак».

- Ты относишь себя к людям, которые ставят цели и строят планы или больше действуют по ситуации?

«Нет, по ситуации я готов действовать, но лишь в сложившихся обстоятельствах, а в остальных случаях предпочитаю эти обстоятельства складывать сам».

- Мы с тобой можем, конечно, очень долго говорить – а если ещё и с чайком да печеньками на кухне, то… Так что давай однако же на этом завершим сию беседу. Но я тебе всё равно желаю, чтоб поводов доставать тебя всякими вопросами у журналистов было с годами только больше! Мира, Сил, Терпения, Здоровья, Радости, Вдохновения и Развития – тебе, твоей семье и, конечно же, вечной и бесстрашной группе Khors!! У-РА!

Георгий «Георгич» Арустамьян (Москва - Харьков)


Рецензии