Последние признания
«СЧ»-55, стр. 146-147.)
НАДПИСИ
Чарорэ стэтостыр
скхэдэнтипе кхэтанэ!
Цыганский монастырь,
цыганское скитанье.
Жизнь – это боль, но боль
никак не жизнь, не счастье.
Мы правду режем вдоль,
и поперёк не страшно.
Я вижу край земли –
нам обещали волны,
закат рассвет сулил,
причём сверх всякой нормы.
А вот не рассвело,
и я уже не жажду.
Закатное жерло…
Ни шагу, друг, ни шагу!
Тут, у высоких трав,
тропа уводит в землю.
Свести бы счёты, брат,
пока глаголы внемлют.
Кузнечик, кыш с моей
ладони испещрённой, -
я раб минуты сей,
там, высоко, прощённой.
Забытым быть легко –
не ждать, не надрываться,
а словно бы ледком
навечно покрываться.
Ты слышишь, как шумят
забытые деревья:
они рассвет сулят,
и веря, и не веря.
*
Тело внушает страхи –
дело диктует стихи:
не провернуть шахер-махер
с наилегчайшей руки.
В самых пушистых строфах
строчкой пробьётся дрожь:
словно запутавшись в стропах,
камнем к земле пойдёшь.
Падай, земное созданье,
к местности припадай.
Хватит уже на собранье,
всё же ещё накропай.
В тихом умопомраченье
есть своя кривизна –
сладостное скольженье
без правящего весла.
*
Каменка – тихая маменька.
Тясмин – тесный, как ясли.
По улице водят мамонта –
он шерсть обдирает до мяса.
После проносят трипольцы
обращённые к солнцу лица.
После теряются кольца,
чтобы в воде раствориться.
Потом съезжаются гости,
привозят бумажные дести:
выкладывают на помосте,
как на самом заметном месте.
Пусть глядят узкоплечий Тясмин
и хохлушка – живая Каменка:
было тёмным, а стало ясным, -
мы ещё не утратили навыка.
*
Выветрился запах нафталина
дух поэта выветрился раньше.
В старенькой разбитой мандолине
паучки наигрывают марши.
Посреди несбережённой речки,
в донельзя раздолбанной гондоле,
странные родные человечки
ловят рыбку, разделив на доли.
Парк, в котором не витают души
храбро гарцевавших на тростинках.
Монументов бронзовые туши
возлежат на мраморных подстилках.
Грот недаром сопределен с гробом:
оба в точку - оба в темнотищу.
Тот поэт был первой Божьей пробой –
перед тем как выходить на тыщу.
Не выходит, и уже не выйдет.
Пролетая над материками,
Он слезу небесную не вытрет,
Не всплеснёт небесными руками.
*
Негр сдохнет с тоски на Кераме,
потому и не едет негр.
В этой дважды и трижды яме
запах вырванных с мясом недр.
Потому и никто не едет,
и не надо сюда приезжать.
Чёрных дыр несуразные дети,
мы умеем слово держать.
Эта чёрная клятва сквозь зубы -
присяга под медной звездой.
И не любят убогие судьи
наш насыщенный жёлчью настой.
Так богатые бедных не любят,
так успех отрицает провал.
Мы колотим в шаманский бубен,
выколачивая права.
Но и наша рука не правее,
ритм не складывается в судьбу:
он немеет, мы глухонемеем,
вместо слёз подбирая слюду.
КРЫМСКИЙ ВАРИАНТ
Жмётся месяц к форточке:
станьте, мысли, голыми.
Девочка на фоточке –
из огня да в полымя.
Очи – нету моченьки
глянуть в эти оченьки.
Взгляд скользнёт по кофточке
и отпрянет к форточке.
В азии, в европе ли
сладко аж до горечи, -
В отчем симферополе
не сидится дочери.
Ходят-бродят во поле
серафимы сирые:
крылышки прохлопали –
не спасут гусиные.
Что за сон навеяла,
продолбавши темечко,
ведьмочка Матвеева,
золотая девочка!
Выражаясь вычурно,
знать, не в должной фазе я:
отвернусь – не вычеркну
смутные подглазия.
Небеса не сдунутся,
жизнь до них охочая.
Стих – не страх: да сбудутся
наши многоточия!
*
Век любит красное: как хлорка,
оно въедается в рассудок.
Большие траурные хлопья
ложатся в подступивший сумрак.
Змея, кормилица врачей,
над чашей мира изогнулась:
на дне её пустых очей
жизнь отразилась и запнулась.
Стечётся в каплю тишина,
стекутся обстоятельства.
Перебери стакан пшена
на грани помешательства.
Слежу, как движется по краю
перелопаченный позор,
и подписать не успеваю
общественный колдоговор.
Зрачок совсем как молодой
летит на свет придуманный,
и поздно выставлять ладонь,
когда из бездны дунуло.
Высокое лицо слепого,
с гекзаметром вполне сравнимое,
скопленье ужаса степного –
святого, вечного, совиного.
Гомер подсолнуха и гречки…
В войну играют человечки,
и стыд эпохи – личный стыд,
весь этот спад, весь этот спид.
День не помечен был, не выделен,
так разошёлся по рукам:
он, как яйцо, был нами выеден,
жизнь разошлась по четвергам.
*
Где отчаянье, там начинается ода –
вызов карку вороньему и кутежу.
Здравствуй, солнце две тыщи девятого года! –
ты находишь меня, я тебя нахожу.
Осенённые гибелью десятилетья,
как доспехи сдвигаемые, гремят.
Сокрушаясь, ликуя и сатанея,
человечество выстроилось на парад.
Принимающих нет – воздух глухо мерцает
золотистым погон и петличек шитьём:
перед выставленными напоказ образцами
мы идём, и проходим, и снова идём.
Позади пошевеливается баррикада
из сермяжных, обрыдлых, облупленных правд.
Мы не чувствуем мер и весов перепада,
потому что привычен любой перепад.
Где отчаянье, там начинается ода –
вызов карку вороньему и кутежу.
Здравствуй, солнце две тыщи десятого года! –
ты находишь меня, я тебя нахожу.
*
Если что и было, то в задатке, -
брось считать унылые ку-ку:
на шестом ли, на седьмом десятке
ляжешь ты в последнюю строку, -
взятки станут гладки, святки сладки,
счастье улыбнётся дураку.
Нету упоительнее ритма,
проще и сердечнее в стопе:
это ретро поострее бритвы,
не вмещается в самом себе,
и субтитры прямо и открыто
проступают на глухой стене.
«Выхожу один я на дорогу», -
слишком широка для одного,
здесь немыслимо идти не в ногу,
жаль,недолго и недалеко:
верный слову, а вернее – долгу,
рухнул дом, хоть он не домино.
«Не жалею, не зову, не плачу», -
этих НЕ достаточно вполне…
Нет: ещё не жажду и не алчу,
пусть моё останется во мне:
больше ни копейки не потрачу
с тёплой пустотой наедине.
«Спичка отгорела и погасла»,
всё, что требуется, осветив:
тело прежней сети неподвластно
в глубоко заброшенной сети.
Будто на подушечке атласной,
голову навечно остуди.
*
Тот начинает с молитвы,
тот начинает с битвы,
все начинают с ловитвы,
ловли чего-нибудь.
Чтобы к судьбе подлизаться,
я начинаю с абзаца:
рисую волка и зайца,
стрелою пронзаю грудь.
Унылый психоанализ:
и в этом, и в том сознались,
сложили и вычли – аллес
никак не выходит гут.
Так что же – капут, братишка?
Как прежде сказали б – крышка…
Густеют потёмки, слышь-ка,
мы, чай, засиделись тут?
Зачем раскрывать Монтеня?
Не та у тебя антенна.
Чем ползать в чужом, потея,
плесни голубой слезы.
Какие на стенках виды,
такая краса, иди ты! –
ликвиды и неликвиды –
от ангелов до лозы.
А лучше раскрой Жюль Верна –
и думать забыл, наверно,
как одолевалась скверна,
и гору брало добро?
Давай закруглять самоедство,
пора погружаться в детство –
издревле известное средство
гнилое избыть тавро.
За верность и за исправность
неужто не дастся радость –
простая заморская пряность,
щепотка восточных див?
Представь: золотые колёса,
домчав, поднимают с откоса
и в воздух, и выше уносят
туда – в абсолютный отрыв.
*
Странное словечко – чистоплюйство:
чисто плюнуть, хорошо нагадить…
Выбор между буйством и холуйством
кратким был, а вот ведь не изгладить.
Человек по имени Никто
для кого живёт и душу греет?
Уйму лет носимое пальто,
как одушевлённое, стареет.
Вещи людям так и не признались…
Придорожным чудится столбам,
что они сбиваясь с ног примчались
по сто раз отложенным делам.
Мы спешили, и сглотнуть слюну
некогда и всплёскивать руками:
влипли в клип, впечатались в смолу, -
жёлтый свет уходит в жёлтый камень.
Как болит! Хоть вскрой да посмотри,
там, внутри, пустое место ноет.
Утро, словно дерево, растёт,
может быть, оно меня укроет?
У какой дороги отыскать
подорожник, до того огромный,
чтобы даже тех уврачевать,
кто и в собственном дому бездомный.
*
Не думайте – я не юрод:
мне есть чем наполнить сказку,
чем снять одурелые спазмы
и время послать вперёд, -
толкнуть, плечом упираясь,
чтоб булькнуло и пошло…
Спохватываюсь, озираясь,
и делается смешно.
И делается понятно,
куда и откуда свет,
зачем золотые пятна
ночной забивают след.
Мы живы, приятель, живы, -
да здравствует наша глушь!
По-прежнему нерушимы
фортеции яблонь и груш.
Дозревшие падают ядра
на утреннюю траву.
Ещё я неоднократно
тело себе верну.
Уймись, не перечь, рассудок, -
доверься глазам любви:
за рыхлой горою шмуток
живой – сколько хочешь! – листвы.
*
журчит вода набираемая для полива
беззвучно спадает чернея ягода шелковицы
годы отпущенные тебе проходят бесследно
что-то тут не стыкуется не связывается в одно
вместо слова «ретиво» вторгается слово «паршиво»
песок а не порох накапливается в пороховнице
ни чёток – молиться ни любоваться – браслетов
как в математике детской не продвинуться дальше «дано»
чтение старых газет наводит на скорбные мысли
боже! чем тешились мы что считали важным и вечным
теперь мы куда скромней набираем журчащую воду
обдуваем чёрную ягоду взятую с грешной земли
единственной в своём роде тонко мыслящей слизью
кочуем по лабиринтам по мрачным путям и млечным
по лунному календарю по солнечному обводу
пока в оборот не взяли и попросту не замели
используем меру веса как меру стыда и пота
площадь сужается скоро достанешь руками грани
даже воображенье ограничено часом и местом
местом где ты проснулся и часом когда молчишь
жизнь состоит из трепета нет на него укорота
и возвращаешься в поля идёшь ли на поле брани
быть человеком тошно хотя безусловно лестно
довольствуйся малым – сказано
куда ж ты ещё мельчишь?
*
Блаженствуя на голой сетке
С её подпольным холодком,
С железной койки-раритетки
Скажу прозрачным языком:
Блаженствую на голой сетке!
Мой виноград не дозревает,
Но от него роскошна тень,
А кто чего тут зарывает,
Я мало озабочен тем:
Пусть виноград не дозревает.
Чем не вино тягучий вечер?
А чистый утренний настой
Я пью из каждой части речи –
И осквернённой, да святой.
Чем не вино медовый вечер?
Жара колышется, как студень,
Проходим призрачный июль.
Набор разнообразий скуден,
Да бог с ним! Я ещё налью…
Жара нарезана, как студень.
И вы налейте, где вы, други?
Всех назову по именам.
Над нами ангельские трубы
Своё расплещут трам-там-там, -
Услышьте ж, вы, друзья-подруги!
За нами век и перед нами –
Живой, кудрявый, молодой.
Когда мы разведём руками,
Накроет эхом с головой,
Но век останется за нами.
*
Не бойся бытия
И не гнушайся быта -
Ни божьего копья,
Ни чёртова копыта.
Отвалит тело вспять –
Душа вперёд умчится,
Чтоб спозаранку встать
И чистым днём умыться.
Будь жизнью и живи,
Другого не умея, -
Всё, что летит, лови,
Держи его, немея.
По капле отпускай,
Чтоб до утра хватило.
Как быстро вес куска
Смывается в обмылок.
Счёт перепутан весь,
И, не привязан к дубу,
Живу такой как есть,
Каким уже не буду.
Нью-Йорк на Кривом Торце. 2007 – 2010
Свидетельство о публикации №113042007531