О Боге
О Плотине – Сб. Норман Л.Гайслер, - «Энциклопедия кристаллической апологетики», С.Петербург, - изд. «Библия для всех», 2004, стр.719-722.
11.01.2011-16.01.2011 -20.04.2013
1. Бог и мир.
2. Неизъяснимое и непознаваемое.
3. Уровни реальности, - Нус, «Мировая душа» и Материя.
4. Человеческие существа: участь человека, шаги познания.
Три ступени бытия.
Перед бытие и вне бытия существует Единое. Единое – безсоставное, это абсолютный источник бытия. Единое - существует вне бытия и первично по отношению к нему. «Единство должно предшествовать реальности и быть её создателем». (6-6-13).
Единое – неизъяснимое и непознаваемое. Плотин доказывает, что Единое трансцендентно всему, источником чего служит, всему существующему в реальности. «Природа его такова, что о ней ничего нельзя утверждать – это не существование, не сущность, не жизнь, поскольку Он есть То, что трансцендентно всему этому. В соответствии с Единым (Абсолютом) «истина заключалась бы в молчании». Цель его учения – направить мысли слушателей – в сторону Абсолюта (Единству).
Единство предшествует множественности.
Первый уровень реальности – Нус – это божественный разум, чистое бытие, которое проистекает из эманации Единого. Происхождение Нуса – возникает дуализм познающего и познаваемого. Этот дуализм порождает следующие эманации – когда Нус обращается на самого себя – это несчётные разумы и формы. Когда эти формы образуются во вне – они порождают «мировую душу», которая в свою очередь порождает разновидности индивидуальных душ, то есть Единое, Нус и «Мировая душа» образуют эманационную триаду. Из этого трёх ступенчатого Бога проистекают все остальные сущности.
Второй уровень реальности «Мировая душа» - промежуточные положения между Нусом и телесным миром. Она отображает Нус и организует телесное. «Мировая душа» анимирует Вселенную во всей её множественности, придавая ей Единство и Целостность.
Третий уровень реальности – материя. Она самая множественная из всех. Плотин описывает материю – как небытие. Это – образ бытия, или даже нечто большее. Шаги, которые идут от Единого к Абсолюту, к Материи. Материя – множественная. Чем больше множественности, тем меньше Блага. Материя сохраняет только потенциал Блага, но и она есть Зло.
Нус – это Единое, обретшее самосознание, раскрывшее и выявившее самое себя. Когда Нус обращается внутри себя, он порождает познающие существа, а когда он обращает восприятие во вне, он порождает «Мировую душу» - Единое и Множественное. Из «Мировой души» проистекает всё остальное, в том числе множественное. Нус – как зерно родит цветок.
Вторая сторона процесса – возврат от Множественности существования – к Единому, то есть от Единого к Множественному. Этот процесс аналогичен растяжению гигантской резиновой ленты. Её можно растягивать до тех пор, пока она не рванётся назад к источнику.
Человеческие существа, по его выражению, человек – это душа вечная, обладающая телом. Из-за этой связи с телом душа оскверняется. Если человек не устремляется к Высшему Благу и Единству, а озабочен только материальным, его Я идёт к абсолютному Злу. Чтобы спастись и достичь Высшего Совершенства, человек должен обратиться от материи к Единству. Спасение состоит в преодолении единству души и тела. Оно происходит через много циклов реинкарнации. Вырваться из этого круга реинкарнаций можно только через аскетизм и медитацию, то есть через свой внутренний мир.
Участь человека.
Первый шаг освобождения осуществляется как выход из чувственной сферы в мыслительную сферу Нуса.
Второй шаг – продолжает восхождение от внутреннего мира (души) к вечному (к Нусу). Человеческий разум должен достичь тождественности с разумом. Познающий и познаваемые должны слиться в одно – через медитацию.
Третий шаг – ведёт к слиянию с Единым. Достичь этого можно только через мистическое приобщение. Здесь отбрасывается всё множественное, даже ум и рассудительность. Всё что источается Богом, должно вернуться к Богу (Абсолюту).
16.01.2011
Особенные Элементы бытия, конечные и постоянно меняющиеся. Их комбинации: тело, ощущения, впечатления, переживания – спады и подъемы «океана жизни». Для человека это – процесс бесконечного перерождения – сансара (круг перевоплощений). « Я прошел через сансару многих рождений. Рожденье вновь и вновь – горестно», - так говорил великий Будда. За все действия в прошлом человек несёт ответственность. Действует закон возмездия – карма. Причина страданий – чрезмерная привязанность человека к жизни и к наслаждениям.
«Победа порождает ненависть; побеждённый живёт в печали. В счастье живёт спокойный, отказавшийся от победы и поражения», - Будда….
Третья благородная Истина.
Можно остановить страдания ещё в текущей жизни. Человеческое желание охватывает все мотивы человеческой деятельности, например, такие как намерение, сделать весь мир – «Моим». Выход – не в притеснении воли. Воля должна быть направлена в средину, на отторжение нашего «Я» от соблазнов и наслаждений, от внешнего мира, от иллюзий абсолютности человеческого «Я». Моральные пороки, эгоизм, можно таким образом преодолеть, нравственное совершенство достигается посредством радикальной трансформации «Я».
Четвёртая Благородная Истина.
Это путь к освобождению, путь, ведущий к «нирване» (преодоление круга превращений) как высшей цели. В буддийском человеческого саморазвития указано 8 этапов, преодолев которые, «Я» достигает «нирваны». Речь идёт:
1) правильная вера – признание четырёх благородных истин;
2) правильная решимость – отказ от вражды, дурных намерений;
3) правильная речь – воздержание от обмана, наговоров и т.д.;
4) правильное поведение – отказ от практики причинять зло всему живому, отказ от кражи;
5) правильный способ жизни – опора на честный труд;
6) правильное усилие – вытеснение таких идей хорошими идеями;
7) правильное направление мыслей – взгляд на вещи, которые подлежат вытеснению из сознания;
8) правильное сосредоточение – принятая йогою психотехника достижения «нирваны».
Производный от индуистской мировоззренческой системы, как её философский эквивалент, буддизм и доныне сохраняет все признаки прогрессирующего миропонимания с присущей ему громадной энергией оригинальности, он спасительно консервативен, то есть находит себе всё новые и новые силы для противостояния мощным бифуркационным, диффузионным процессам, сферой развития которых, неизбежно становятся пограничные области крупнейших цивилизаций мира.
Буддизм в таком смысле не стар и не молод, являя собой существующую мысль Будды. Подобных явлений в истории человеческого рода всего несколько. Мы предлагаем читателю согласиться с допущением, что отказ Будды от признания бессмертия души является чисто научным феноменом. В то же время иного рода концептуализм никак не доказуем, поскольку в его основу заложены многоцелевые идеи, в том числе, идея сотворения Богом Мира из ничто, а также идея конечности мира. В кругу подобных интеллектуальных конструкций находится уже вышеупомянутая идея вечно живущей души, идея верховенства веры над разумом, идея тотальной зависимости человека от фортуны или судьбы.
Живший в I столетии н.э. китайский философ Ван Чун рассматривал идею судьбы – как важнейший элемент миропонимания личности, её свободы и счастья. «Начиная от правителя до простого человека, от мудрого до глупого, - говорил он, - для всех, имеющих голову и глаза, для всех, в ком течёт кровь, существует судьба.… Поэтому, если судьба определяет знатность, знатность достигается, несмотря на низкое положение, если судьба предопределяет бедность, богатству создаётся опасность». То, что принято называть «порядком вещей» Сидхарха Гаутама, Ван Чун и другие мыслители предпочитают рассматривать как мегафеномен, как течение времен и калейдоскоп меняющихся пространств. Однако человекоцентричная апологетика ни в одном случае не может быть отодвинута к периферийным законам жизни. Прямо или косвенно мыслестроение цивилизаций утверждает себя посредством человека, для человека, а иногда и без человека. В последнем случае возникает и пытается утвердить себя религиозно-мифическая минимизация человека, который может быть назван «тварью», грешником, ничтожной богобоязненной бездарью.
Азартность и презрение их авторов не могут не вызвать симпатии. Подкупает порыв этих смелых разрушителей схоластики – как формы претенциозного бесплодия. Эксперимент, накопление и изучение фактов, сложные расчёты и логично построенные доказательства, наблюдения и сопоставления, целесообразно построенный анализ разнохарактерных явлений природы и общества – вот элементы новой мировоззренческой целостности. И здесь будет вкладываться и постоянно усиливаться прекрасный и счастливый демиург, имя которого будет дано уже в более позднее время.
Потерять человека, как фаворита земной жизни, царя природы оказалось возможным в постантичную эпоху. Но известно также, что тьма Средневековья будет развеяна, и наступит черёд рационалистических доктрин. Относительно пути, по которому должны идти искатели счастья, Ф.Бэкон скажет, - как о пути искателей Знания. Тогда уже стало актуальным признание возможности человека преодолевать идолов театра пещеры, рынка и площади.
Мистический смысл понятия судьбы (рока, участи, фатума) был постепенно оттеснен в область красных и сложных фантазий. А предметы, которым обучались в школах того времени были для их слушателей собранием всего цветного, актуального и прозаического. Да, да, именно так. Потому что культурный прагматизм остановил свой выбор на музыке, арифметике, геометрии и астрономии. Тогда уже сообразительность ценилась выше сословной респектабельности знати. Автор «Нового Аргонона скажет в этой связи: «Нельзя отрицать того, что внешние обстоятельства способствуют счастью человека. Но главным образом судьба человека находится в его собственных руках». Недалеко от той поры находится и период спокойного и внимательного рассмотрения всех сторон Необходимости, мысль о которой сопровождает человеческий ряд с самых первых состояний перехода к Здравомыслию.
Неисчерпаемость этой гигантской силы, заключённой в представителе рода Homo Sapiens, по-своему заповедно и непредсказуемо. Но именно в ней найдёт источник оптимизма любой, кто по судьбе или случайно будет видеть этот мир по формулам китайского, индийского, европейского, славянского умозрения. В Средневековом эпосе Викрамачарита Индус говорит о себе и обо всех людях, о том, что было, есть и будет, и ни красота, ни знатное происхождение, ни добрый нрав, ни даже знания или усердные труды не приносят пользы. Лишь счастливая судьба, которой можно добиться, вершив писание, со временем принесёт человеку свои плоды».
В таком понимании событийного ряда и стихий разных исторических планов самоорганизации «Я» и, «героев свободы», призванием которых был бунт против власти очевидного и скрыта интрига перемен. Уточним, что «герой свободы разнолик и симпатичен, но всегда последователен и готов предпочесть целесообразность другим форматам мысли объясняющей эту реальность.
Свидетельство о публикации №113042005958