Демон. Раздел 4

      И далее, стих за стихом, поэт отбивается от наваждения, от своего демона и не может ничего сделать с ним. Этот Мефистофель учит презирать все кругом. Лерма лихорадочно торопится отделаться стихами от него, от вечной тоски. Стихотворения перемежаются драмами, драмы — поэмами, поэмы — прозой, но везде — демон, демонизм.
      Лермонтов не печатает своих стихов и поэм. И в этом одно из доказательств того, как мучительна для него тема демонизма.
      «Демон — это я», — мог бы сказать поэт. И с полным основанием. В этом вопросе, кстати, многие исследователи, поумней нас, единодушны.
      О стихах юношеских и даже вплоть до «И скушно, и грустно» говорить не стоит. Очевидно. … Насчет крупных творений я располагаю такими суждениями. Автобиографичность «Вадима» обосновывает А.Н. Коган, «Мцыри» — А.В. Попов и В.Г. Белинский. Ираклий Андроников абсолютно уверен, что все ранние драмы — это перевоплощения поэта. Эйхенбаум докажет вам, что Арбенин есть демон, а Белинский сделает то же самое в отношении Печорина.
     Следовательно, «объяв необъятное», мы неизбежно придем к выводу о своеобразном монизме Лермонтова. Монизм этот — проклятый демонизм, монотема.
      Можно привести тьму текстуальных доказательств родства всех героев Лермонтова.
Посмотрим хотя бы на этих героев-мужчин со стороны их демонической гордости и великолепной уверенности, что их страдания непостижимо глубоки и не чета бедам смертных.
       29-го года стихотворение «К другу». Отказала женщина поэту. Так что же он? Покорился судьбе? Как бы не так!  Смотрите: он мечет громы, ибо он Демон, а демон не терпит отказов:
     Навек мы с ней разлучены судьбою,
     Но я ношу отказ и месть с собою.
  Горец, дикий горец, право, а не  цивилизованный, утонченный дворянин. Бедная девушка!
     А «Демон»?
     Что повесть тягостных лишений,
     Тревог и бед толпы людской
     Перед минутою одной
     Моих непризнанных мучений!?
         Сюда же относит он, разумеется, и муки Тамары — что они по сравнению с его муками!?
     Или вот  Арбенин.  Прямо-таки раздувается от превосходства над той женщиной, которую любил страстно, но, отравив,  делает этакий легкий жест и возглашает:
    Плачь! Плачь! — Но что такое, Нина,
    Что слезы женские? Вода.
    Я ж плакал —
    я … мужчина!
    Я плакал — да!
    А ты не знаешь, что такое значит,
    Когда мужчина плачет.
    О в этот миг к нему не подходи —
    Смерть у него в руках и ад в груди!

    Подумаешь, мужчина! А спросите его, кто и когда обидел Арбенина, с чего он разозлился на весь белый свет? Были же в его время люди сильные, находившие применение своей демонической мощи!


Рецензии
«Кто драться не может за волю свою, чужую отстаивать может…» - эта строчка Байрона пленяла и переплавляла умы того поколения. Властитель дум, пример для подражания, кумир.
Лорд пошел до конца, его ничего не держало на родине, наоборот, отвращало, поэтому и получился такой тугой клубок. На первый взгляд, да и не только, покоряющий порывом свободолюбия и небывалым героизмом.
Вот и Лермонтов переплавлял по-своему, отчасти и по-русски, с тоской, тупиковой безисходностью, чередующейся взрывами активности и жаждой деятельности. Война, Кавказ, дуэли.
Чего больше в его клубке – веры в свою непохожесть на других, простых и скучных, в свое особое предназначение, путь, обязательно сопряженный с препятствиями, непониманием? Или же он, подражая кумиру в юности, так и не мог вовремя остановиться, понять, что как раз просто и предсказуемо пытается «делать жизнь с кого»?
Ведь помимо Кавказской компании он не предпринял никаких активных действий, воплощая и повторяя Байронические подвиги.
Речь сейчас не о стихах, вообще не о творчестве.
Да, был под пулями и кинжалами горцев. Да, искал ссор, дуэлей.
Но мелкотравчато упомянутое по сравнению с освобождением Греции и положенной на этот алтарь собственной жизнью.
Может быть, Лермонтов понимал, чувствовал, что дальше позерства и желания быть похожим на властителя дум не сможет подняться? Быть и казаться – вечная дилемма.
И эта мысль подстегивала его совершать новые безумства?
Своеобразный призрак, фантом, мираж. Сублимация отчасти.
Вообще ведь, любое творчество – сублимация.
Я по себе помню, что тоже была страстно увлечена Байроном. В каком там классе его проходили, по внеклассному чтению лишь только, в 9-м? Но я увидела его портрет раньше, в книге по истории, о, эти наивные девочки, по сей день ведущиеся на красавцев в демоническом обличии! Потом перерыла кучу литературы, но там были только сухие краткие факты. Нашла в областной библиотеке книгу из серии ЖЗЛ, по-моему, Виноградова, проглотила, заболела еще больше.
Мои одноклассники, когда собираемся на встречах выпускников и просто так видимся, любят вспоминать, как я доклад делала про Джорджа Ноэля (внеклассное же чтение, поэтому и готовили доклады, чтобы быстрее проскочить, родную литературу особо никто не горел желанием познавать). И не сам доклад они запомнили, а мою бешеную энергетику, дошедшую до экзальтации, когда по тексту шли стихотворные строки. Гимн луддитов, громящих станки, «кто драться не может…», стилизация индийского плача – «плач мой, сколь ты долог, долог, долог, я изнемогла в разлуке с милым, тягостная ночь мне не по силам…», ну и, конечно же, «Стансы к Августе» - «когда время мое миновало, и звезда закатилась моя, недочетов лишь ты не искала…».
Короче, классный народ слушал, нет, даже внимал, открыв рты. И классуха, словесница, вместе с ним. И не столько из-за самого доклада или образа мятежного лорда. От меня шли волны энергии, фанатизма, неподдельной увлеченности, жажды деятельности, которые передавались окружающим.
А потом одноклассники уже ждали моих декламаций всех последующих стихов, любых поэтов. Того же Лермонтова в моем исполнении, «Смерть поэта», тоже вспоминают, особенно как я пальцем грозила классному хулигану в строчках: «и вы не смоете всей вашей черной кровью…». Что обеспечило мне место пожизненной ведущей всех классных и даже школьных мероприятий.
Поэтому мне вполне понятны и объяснимы истоки демонизма Лермонтова.
На себе испытала.
Тут надо и отметить, что и в жизни я постоянно подпадала под обаяние схожих личностей, все мои «молодецкие» любови окрашены этими одиозными тонами. Иных парней, мужчин я возле себя не представляла, мне было с ними «и скучно, и грустно».
Вот такую ловчую яму я сама себе вырыла.
Вы вот, Юрий Петрович, на меня приобиделись за слова об Афгане, вообще об участии в войнах, действиях, событиях, которые мимо нас прошли.
Но не поняли Вы меня до конца. Одно дело теория, а другое – практика. Да, строчка «я все равно паду на той, на той далекой, на гражданской» способна своей энергетикой заставить много дел наворотить. Но когда бок о бок с тобой проживает личность, склонная к демонизму а ля ЛермОнт, это уже другой коленкор.
А отвратил меня от фанатизма перед демонизмом тоже Лермонтов.
Сценой все из того же «Героя». Перечитанной, когда сидела я дома в декретном отпуске.
Вера уехала, а Печорин загнал коня, но не догнал карету.
У меня окрепло убеждение, которое и раньше бродило, он просто не захотел догнать. Что бы он делал, догнавши?! «Все счастливые семьи счастливы одинаково»?!
А тут – красота, торжество жанра – упал в пыль, конь хрипит в мыле, оплакивал свою судьбину. Собой любуясь в горе, упиваясь им. Какая там Вера, помнил ли он о ней тогда?
Вот и получается, что в гомеопатических дозах демонизм может быть даже полезен. Сам заболел, сам и излечился.
Лермонтов прожил слишком короткую жизнь, чтобы понять это.

В результате сами видите, Юрий Петрович, что происходит – я напрочь забыла «правила жанра». Вылив на Вас опять и снова ушат своего субъектива. Не сколько оценивая написанное Вами, а уклоняясь в основу, которая, по идее, бесспорна.
Но меня спасет (надеюсь))) следующее – я рассуждаю, стало быть, не только существую. А существует для меня целый мир, жутко интересный и познавательный. Который открываете мне, и не только мне, Вы – поэт и писатель.
И существует финал этого исследования.
Вот там ужо!

Сотникова   04.06.2013 12:23     Заявить о нарушении
ИРина, Ирина! Сколь много ты пишешь! Спасибо, но только с одной стороны... Пусть я тебя и вдохновляю на эти подвиги, но и умеренность в подвигах тоже не повредит.. И еще пару слов: Лерма, и я говорил об этом, помог разработать философскую теорию личности. Именно философскую, ибо в других науках и учениях свои теории личности, и личность в исламе, например, резко отличается от личности в православии...
Поэтому скорость восхождения Лермы на вершину развития личности поистине неповторима, если помнить из каких душевных ям он был вынужден извлекать себя... И Байронизм одна из таких ям, хоть вот Пушкин-то в нее не попал. Словом, Лерма - это предел развития комплексов и маний и предел самопреобразования себя. За что и люблю его, особенно позднего... Спасибо за столь обширный комментарий, и мы тут сходимся.. А рассказ о себе любимой просто художественное явление! Sic! Все тот же ЮП-ИК.

Игорь Карин   04.06.2013 19:10   Заявить о нарушении
Но ты написала нечто очень весомое. Уже не первый раз думаю, что ежели бы ты взялась писать развернутые рецензии-эссе о поэтах, они были бы шедеврами... Вот так вот, в таком разрезе, дочь моя. И,К.

Игорь Карин   04.06.2013 19:12   Заявить о нарушении
Я пыталась писать и что-то весомое. Незаконченная повесть (роман?)скорее всего и останется незаконченной. Время ушло, кураж тоже. Я вижу теперь все ее несовершенства, но до переделки и дописывания вряд ли сподоблюсь.
Половина есть на прозе.ру.
Однажды мне сказал сведущий человек, что стоит бросить стихи и серьезно заняться прозой. Стихи, мол, оно самое, "добро", а проза - стоит рассмотреть.
Обрек на простой и вообще застой. Перепугал вусмерть.)))
Про длинноту и все остатнее поняла. Буду искоренять.

Сотникова   04.06.2013 22:37   Заявить о нарушении