Учитель...

      Письмо Директору и педагогам  соседней школы (вместо заявления)

  По диплому я  филолог: кончал Томский университет. Диплом – «Сатира и метод Щедрина». Специализация по диплому — «Филолог. Специалист по классической русской и западноевропейской литературе. Преподаватель русского языка и литературы». Второе образование — философское. Тема диссертации — «Логика художественного образа». Третье образование — журналистское. Член Союза журналистов СССР и России. Четверть века  был редактором издательства «Наука», редактировал гуманитарную литературу: литературоведение, социология, философия, этика, эстетика.
Лично написал (как «белый негр») более 30 книг на эти тематики. Опубликованы личные научные статьи по этике, эстетике как «теории искусства» (определение Гегеля), литературоведению, в частности о главном критерии гениальности писателя. Работы по теории личности под общим названием «Три стадии развития личности» (по Канту, Гегелю, Марксу, Мечникову, Белинскому, Толстому…).
  Работал воспитателем и учителем литературы в Физико-математической школе, преподавал (лекции и семинары) на курсах для поступающих в вузы.
   СТРАСТИ («"Страстями надо жить", – сказал Толстой, Не уточняя, что такое страсти…» – цитата из романа «Вязи») и ОДЕРЖИМОСТИ.
МУЗЫКА: Симфоническая (тысячи часов звучания на виниловых пластинках, аудиокассетах, дисках: Бетховен,  Шопен, Чайковский, Бородин, Григ, Сибелиус, Шостакович, Свиридов …), Инструментальная (те же кумиры), вокал (Бельканто. Карузо,   Шаляпин, Обухова, Собинов … В. Левко, П.Лисициан, М. Магомаев, А.Ведерников,  А. Бачелли…).
ПОЭЗИЯ (Некрасов, Пушкин, Лермонтов, Д. Минаев, Гейне, Гете, Вийон, Байрон, Дм. Кедрин … Барды: А. Дольский, Е. Бачурин, Башлачев, Т. Шаов). 
КИНО (великие режиссеры прежде всего  – Герасимов, Бондарчук, Н. Михалков, С. Микаэлян, М. Швейцер, Г. Чухрай, Тарковский, Лиознова. В. Мотыль …).
 ЛИТЕРАТУРА (Гомер, Софокл, Рабле, Шекспир, Вольтер, Бальзак, Золя, С.-Щедрин, Толстой, Чапек, Гашек, Дж. Лондон, Шоу,  Шолохов …).
ЖИВОПИСЬ (Классики-реалисты; Рафаэль, Босх,  Рубенс, Рембрандт, Передвижники, Айвазовский, Верещагин, Шилов…).
   Главное для Учителя, с моей точки зрения. Донести, убедить, что в искусстве: «Нет потрясения – нет постижения!» (цитата из моей статьи). Если просто знать, «быть в курсе» – не будет Личности. Личность – это высокие переживания (вспомним реакцию Рахметова на разговор с Кирсановым). Толстой («Что такое искусство?»): «Искусство должно заражать высокими чувствами». Гегель: «Без человеческих эмоций не совершалось ничего великого». Со-переживание, со-чувствование как норма, ленивое пережевывание искусства  как патология.
Учить восприятию. В литературе. Главное – личность персонажа, обрисованная словом. У классиков всегда незабываемые люди. То же в кино: неповторимый характер, логика его поступков, полнота его характеристик. В поэзии – музыка стиха, богатство слова прежде всего. Затем идея или характер. Великий пример – «Горе от Ума»: слово – характер – сюжет – идеи. Для одаренных детей, особенно желающих пойти в филологи, – запас слов, всемерное пополнение лексикона. Обязательное освоение (присвоение) лексических пластов минимум трех веков (18-20-й), иначе пропадут Державин, Радищев, Пушкин, Некрасов, Лесков, Щедрин и человек будет считать, что все они безнадежно устарели.
   В музыке – полная сосредоточенность, погружение, работа воображения. Точные знания программы. Так, про Бетховенскую сонату «Квази уна фантазиа» пошляк поэт сказал, что она Лунная. И пошло! Мелкотравчатость победила. Но у Роллана («Жизнь Бетховена») эта соната подана как  великая драма, а первая часть – как готовность к смерти гения,  смертельно раненного льва. Или «Сороковая симфония» Моцарта. Играют как веселенький мотивчик. Но у Чичерина (соратника Ленина, великого дипломата и гениального пианиста) это – философское осмысление жизни и смерти. То же, например, о «Туанельском лебеде» Сибелиуса, «Пере Гюнте» Грига (Ибсена)…
  ВООБЩЕ. Сосредоточенность, неспешность. Борьба с пошлостью мыслей и рекомендаций. Погружение в раздумья и переживания. Образец преподавания и воспитания  – «Доживем до понедельника». Слово, любование словом. Этимология слова. Фразеологизмы, идиомы. Изгнание жаргонов. Культ богатого и живого языка. Слово как культура. Обязательное прочтение романов Оруэлла – «1984», Бредбери – «451 градус  по Фаренгейту», Стругацких – «Обитаемый остров»; переживание и понимание фильма «Эквилибриум» как прямого продолжения романа Стругацких …
   Обнажение, показ активной  роботизации человечества (возможно, космического воздействия, почти по Воннегуту): сокращение числа чувств и эмоций,  примитивизация, обеднение их, культ простых радостей, отвращение от высокого искусства, воинственное отрицание прошлого, собственно культуры.
    Итак. Готов способствовать становлению личности, переходу ее на новую ступень развития. Согласно Канту,  человек развивается по следующей схеме: 1) животное – 2) человек-животное – 3) личность. Самое страшное, что подавляющее большинство остается на второй стадии, живя именно животными страстями и с каменной уверенностью в своей правоте. Ныне же существует всемирный культ такой животности и свободы от высокого и нравственного. И никакие компьютеры человечество от него самого не спасут. Три стадии развития констатируются всеми религиями, которые предписывают устремленность на третью стадию. Так, в православии человек третьей стадии – это праведник, в буддизме – просветленный, будда… (Кстати, Фауст Гете перешел именно на третью стадию, когда посвятил себя людям, а не себе и не культу удовольствий. И потому воскликнул «Остановись, мгновенье!» И потому был унесен от Сатаны ангелами). Для меня лично образцы высоких личностей  – декабристы и их жены (великолепно показанные, в частности, в фильме В. Мотыля).
    Как реалист и скептик, понимаю, что, скорее всего, мои программы по литературе, поэзии, музыке,  воспитанию личности никому не нужны. Однако некая доля их  содержания и направленности вдруг да понадобится кому-то. Мне бы в детстве и юности предложили такое, был бы безмерно счастлив, а то все пришлось перелопачивать самому.
     (Из школы, которая в двухстах метрах, не было ни гонца, ни звонка...)
          (31 августа 2007) (Опущены сейчас адрес и проч.)


Рецензии
Дорогой Карин! Начну с того, Вы действительно являетесь Учителем, Наставником, Критиком и добрым Другом для многих стихирян и для меня тоже. Горжусь знакомством и очень им дорожу. Но всё же выскажу свои соображения по "Учителю". Отзывы прочла внимательно. Ближе всех к истине подошёл Ал. Град. он очень точно привёл в пример И. Бабеля, который был "чрезмерно краток". Это имнно то, чего не хватает в "Учителе". Лаконичности, умения кратко и доходчиво излагать свои мысли. Зачем представлять себя "по полной"? Усматриваю в этом похвальбу своей образованностью, занимаемыми должностями и публикациями. (Лично я в Вашей исключительности нисколечки не сомневаюсь) Но в письме это выглядит напышенно и заносчиво. Ваши пристрастия к музыке, поэзии, кино, литературе и живописи - это только ВАШИ пристрастия и примерять их на других считаю излишним. И письмо выглядело бы по-деловому, начавшись со слов - "Главное для Учителя..." В точку попала в своей рецензии Алла К-Д - "учить восприятию", а эти слова у Вас потонули, расплылись в подробностях этих самых восприятий литературы, музыки... Далее. Снова сильно и верно - " Итак. Готов способствовать...". Считаю всё же, что много "воды" в "Учителе". А программы по литературе, поэзии, музыке, воспитании личности уместнее было бы изложить, как "Приложение" к письму. Вот такое моё мнение, дорогой Карин! Но это честное, искреннее, а не "услужливое" мнение. Можете теперь меня казнить... Ваш друг и почитатель Вашего таланта - Раиса

Раиса Зимина 2   20.04.2013 13:58     Заявить о нарушении
Да, ладно, Живи, дорогая! Кто тебя казнит?! А про музыку и ее восприятие, и про стихи и литературу сказано потому,что я этим и силен как педагог, этим и был славен в физматшколе. И детям-ученикам это не мешало... А насчет длиннот, так кому как... Вот и та школа сочла, что я трепло и хвастун. И все правы, ибо мы живем в демократической стране... Привет и много лет! Карин.
П.С. А еще больше заносчивости хвастовства в моем докладе о Лермонтове. Просто ужас! А еще был первым учеником в группе! С ума сойти!Он же...

Игорь Карин   20.04.2013 14:24   Заявить о нарушении
Удивительно: когда это выложено под портретом, где человек перечисляет все свои заслуги, почему-то это никого не коробит. А? А тут, в тени стихов других нельзя. А?

Игорь Карин   20.04.2013 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.