210 лет со дня рождения Козьмы Пруткова

КОЗЬМА    ПРУТКОВ
(11 апреля 1803 г. – 13 января 1863 г.)

Литературная маска, под которой в журнале «Современник» в 50-60 гг. 19 века выступали писатели: граф Алексей Толстой и  два брата Жемчужниковы. Это «трио» писателей всегда соревновались между собой в шутовстве и насмешничаньи.  Создав такой персонаж,  как Козьма Прутков, этой группой писателей возносилась (в лучших сатирических традициях)  похвала глупости – преимущественно  глупости «казённой», чиновничьей, официозной, не знающей преград.

Сатирические стихи, пародии от имени К.Пруткова и самый его образ высмеивал «умственный застой»,  политическую «благонамеренность» того времени.

Козьма Петрович Прутков, хотя и вымышленный персонаж, но для правдоподобия, он имел свою собственную биографию.        Козьма Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому.

В 1820 г. он вступил на военную службу и (только ради мундира) он пробыл на этой службе два с не большим года в гусарах. Начальство отмечало и награждало его. После отставки с военной службы Козьма  так решил устроить свою судьбу: «я  тотчас определился на службу в Министерство финансов в Пробирную Палатку, где останусь навсегда!» Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался в ней до смерти т.е. до 13 января 1863 г. В Палатке Козьма удостоился получить все гражданские чины и наивысшую должность – директора Пробирной Палатки и ордена св. Станислава первой степени, который всегда его прельщал, как видно из его басни «Звезда и брюхо».

В 1850 г. А. Толстой и братья Жемчужниковы, не предвидя серьёзных последствий от своей затеи, вздумали его (Козьму Пруткова) уверить, что видят в нём замечательные дарования драматического творчества. Он, поверив им, написал под их руководством комедию «Фантазия». После чего, Козьма Прутков, очевидно, стал  уже верить в свои литературные дарования. Притом Жемчужниковы ободрили его, склонив к тому, чтобы заняться сочинением басен. Козьма тотчас же возревновал к славе И.А. Крылова, тем более что И.А Крылов тоже состоял на государственной службе и тоже был кавалером ордена св. Станислава первой степени. В таком настроении Прутков написал три басни: «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дорожки». Басни напечатали в журнале «Современник», и они понравились  читающей публике, а известный литератор поместил об этих баснях весьма проникновенную статью, восхвалив эти произведения, и  тем самым сделал   автору басен  (К. Пруткову)  рекламу.

Но в 1852 г. совершился коренной переворот в судьбе К. Пруткова под влиянием всё тех же трёх лиц, они завладели им, взяв Козьму под опеку, развили в нём типичные качества, которые сделали его известным. К. Прутков стал самоуверен, самодоволен, резок.  Он начал обращаться к публике «как власть имущий», и в этом своём новом и окончательном образе он беседовал в течении 5 лет. Козьма Прутков оказался поразительно разнообразным деятелем: и стихотворцем, и баснописцем, и историком (см. его «Выдержки из записок деда»), и философом (см. его «Плоды раздумья»), и драматическим писателем. А после  смерти Пруткова обнаружилось, что в то же время он успевал писать правительственные проекты, как смелый и решительный администратор (см. проект «О введении единомыслия в России»), напечатанной без этого заглавия при  его некрологе в 1863 г. И во всех направлениях этой разносторонней литературной деятельности К. Прутков  был одинаково резок, решителен, самоуверен. В этом отношении Козьма был «сыном своего времени». Под влиянием опекунов (А. Толстого и братьев Жемчужниковых)  К. Прутков принял  качества других людей, имевших успех: смелость, самоуверенность, и даже наглость, и стал считать каждую свою мысль, каждое своё писанное изречение – истиною, достойную оглашения. К. Прутков, вдруг, счёл себя сановником в области мысли, и стал самодовольно выставлять свою ограниченность и своё невежество, которые остались бы неизвестными вне стен Пробирной Палатки. Его опекуны не придали ему никаких новых дурных качеств: они только ободрили его.

Будучи умственно ограниченным, он давал советы мудрости, не будучи поэтом, он писал басни и стихи; полагая быть историком,
он рассказывал анекдоты.  Но прирождённое добродушие делали его, К. Пруткова, невинным во всех его выходках, поэтому он казался забавным и даже симпатичным.

Некоторые высказывания К. Пруткова:
«Бди!», «Зри в корень!»,  «Хочешь быть счастливым – будь им!»
«Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти»; «Солнце светит днём, когда и так светло»  «Твёрдость без упругости точь в точь как здоровье  без сил»


КОЗЬМА    ПРУТКОВ

К*азённым глупостям глашатай,
О*н, вымышленный персонаж,
«З*рил в корень», часто видя рядом,
Ь*-----------------------------------------
М*гновенья шутовства и блажь.
А*х, как умел он балагурить?!
П*убличный юмор, оптимизм:
Р*ечь – похвала российской дури,
У*шедшая на афоризм…
Т*аков знаток словесной глупости,
Кто саркастически шутил:
«О*, в жизни твёрдость без упругости,
В* точь как здоровье, что без сил»
5 апреля 2010 г.      


Рецензии
Уважаемая Наталья Белостоцкая, спасибо, что помните о Козьме. И второе в акростихе проблему Мягкого знака, да и Твёрдого тоже, возможно, кажется снять обозначив его в Строке строфы словесным описанием: Мягкий знак. Ну, что-нибудь вроде Мягкий знак шутовства и блажи. Спасибо= Ф.Макаров

Фёдор Макаров   10.05.2014 09:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.