О старинном методе чтения. Из опыта Макаренко

 О старинном методе чтения вслух...
*Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать.

   *Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
                Рене Декарт.

 Верный способ воспитать других(детей, учеников) и себя — приучив отбирать лучшие книги обо всем, написанные лучшими авторами, с высоким литературным стилем. Составлять списки и делать конспекты. И так год за годом. Думается, что вышеприведенные в эпиграфе слова Декарта должны быть на видном месте аршинными буквами в любом учебном заведении. Чтобы заходя, сразу читали и перечитывали эти строки.

 И вот что вспомнилось. Антон Семёнович Макаренко считается выдающимся педагогом-новатором, через трудовое воспитание перевоспитывавшего бывших юных правонарушителей. Это так. Но один нюанс при этом не так широко упоминается. В "Педагогиеской поэме" он описывает то, как вечерами в томительной скуке деревни, где не было никаких развлечений, и не было даже электричества, кроме одной "лампочки Ильича" в кабинете заведующего Макаренко(и той, поломанной и кое-как починенной), и было, по признанию Антона Семеновича, очень страшно — все сбивались в общую комнату. Чем занимались? Шутки, байки...Но скоро их репертуар истощился. И начали читать вслух книги...Из скудной колонистской библиотеки. Но это была сплошь русская классика. Макаренко пишет, что за зиму перечитали так всю русскую классику! А когда исчерпали свои запасы — стали просить у знакомых, из города, всячески пополнять библиотеку. И продолжать читать вслух, по очереди, передавая книгу по кругу.

 Вот важнейший факт. А нынешнее школа и семьи в массовом порядке практикуют этот старинный метод "чтения вслух" при лампе? Вопрос риторичеcкий...

-----------

Добавлю, что получившие распространение аудиокниги всё же нет, не то, хоть это само по себе замечательно и нужно применять:но в этом нет личностного начала, и коллективного. Именно чтение всеми по кругу создавало ту неповторимую атмосферу, незримо формировало мировоззрение, выковывало харатеры. Потом они все вместе писали письмо в Италию, потому как в автобиографической трилогии Горького "Детстве", " В людях" и "Мои университеты" М.Горького увидели самих себя("Так, Горький, как мы?!") И коллективно написали письмо, науачу, как пишет Макаренко по адресу, увиденному в одном иностранном журнале в библиотеке:Italy, Massimo Gorki.
И получили ответ! И с тех пор Кология Макаренко носила по общему решению имя Максима Горького.
На фото:Максим Горький в гостях среди колонистов, на заднем плане А.С. Макаренко.

Оригинал публикации 2013г.:
http://stihi.ru/2013/04/09/5051

Правка, дополнение, фото в статью:06/01/2023


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.