Spartacus и хроники гладиаторов
нет повода для суеты и паник.
Ведь рядом за спиною храбрый Крикс,
наставник Эномай и верный Ганник*.
А те, кто недостаточно был храбр
заполонили улицы и театр.
Их в рекруты к себе брал Клавдий Глабр*
не испытавших школу Батиата*.
Но Колизею зрелища нужны,
чтоб крови ток струился, а не капал...
Тогда рабы схватились за ножи*,
и вырвавшись, отправились в Неаполь.
-Как победить? Доступно лишь уму.
Везувий ждёт, в нём жерло нам отрада!
Они спускались молча по нему
использовав лианы винограда...*
Не усмирял свой гладиатор пыл,
а смерть в бою всегда была прекрасна
когда фракиец римлянина бил;
Лентулла, Гнея, Цезаря и Красса*...
Рабы устали..., а ведь всё ж могли б
свершить своё задуманное дело.
Но...Крикс погиб и...Эномай погиб.
Спартак погиб! Однако, где же тело?!
Как не пытались, так и не нашли...*
И тысячи рабов непримеримо
десятилетья, а не только дни
"крестили" путь от Капуи до Рима...*
Свобода та не вычеркнет атак
и славное хранит героя имя.
Он стал примером справедливых драк.
Тот подвиг не забыт. Живёт и ныне! * (05.04.2013г.)
*Его ближайшими помощниками стали гладиаторы из Галлии Крикс, Гай Ганник и Эномай. Со временем число восставших пополнялось новыми беглыми рабами, пока, по некоторым утверждениям, размер армии не достиг 90 000 (по другим подсчётам лишь 10 000). По данным итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли, очень подробно описавшего структуру армии рабов и имена командиров каждого ее подразделения, в периоды наибольшего размаха восстания, армия Спартака достигала 80.000 или чуть больше человек.
*Сенат, не придав значения восстанию, отправил претора Клавдия Глабра (по другой версии его номен был Клодий; преномен неизвестен) всего лишь с 3000 неопытных рекрутов, недавно набранных в армию. Они перекрыли пути, идущие от Везувия.
*Спартак обучался в школе гладиаторов Батиата, названной так в честь её владельца Лентула Батиата.
*В 74 г. до н. э. Спартак и около 70 его последователей подняли восстание. Захватив ножи на кухне школы гладиаторов и оружие в её арсеналах.
*Спартак со своими людьми, используя верёвки из виноградной лозы, спустился по другому крутому склону вулкана, зашёл к правительственным отрядам с тыла и обратил их в бегство. Флор выдвигает версию, что восставшие спустились в жерло Везувия и вышли на склон через сквозной ход.
*Армия Спартака разбила ещё два римских легиона, отправленные для её уничтожения перед тем как встать на зимние квартиры. В лагере Спартака были не только способные носить оружие мужчины, но и женщины, дети, состарившиеся в рабстве люди. Весной они двинулись на север, в Галлию. Сенат отправил против них двух консулов (Луция Геллия Публиколу и Гнея Корнелия Лентула Клодиана), каждого с двумя легионами. 10000 Германцев, отделившихся от основного войска, были разгромлены Геллием, Эномай, возглавлявший их, убит. Однако Спартаку удалось победить сначала Лентула, а затем и Геллия. Достигнув Мутины (совр. Модена), он разбил легион Гая Кассия Лонгина, правителя Цизальпийской Галлии.После отдыха, армия повстанцев двинулась на юг, разбила ещё два легиона Марка Лициния Красса, богатейшего в то время римлянина.
* Спартак прорвал укрепления Красса и двинулся к Брундизию (совр. Бриндизи), однако Красс настиг его у границы Апулии и Лукании. В бою восставшие были разбиты, а Спартак вскоре предположительно погиб у реки Силари. Согласно одному из литературных источников, Спартак был убит солдатом из Помпей по имени Феликс, который уже после войны на стене своего дома в Помпеях выложил мозаикой изображение своего боя со Спартаком.После битвы римляне обнаружили 3000 невредимых пленных легионеров в лагере побеждённых. Тело Спартака, однако, так и не нашли.
*Примерно 6000 захваченных рабов было распято вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Красс так и не отдал приказа снять тела с крестов, они висели на них годами, а, возможно, десятилетиями (Красс был убит парфянами близ крепости Сеннака через 18 лет после разгрома Спартака).
*Так и неизвестно, почему Спартак повернул на юг, когда уже стоял у ворот Галлии. Возможно, это его величайшая ошибка, а возможно многочисленные победы сделали его слишком самонадеянным, или он рассчитывал поднять новое восстание в Сицилии, захватив при этом ещё больше трофеев. Если же следовать версии о желании соединиться с Квинтом Серторием, то причина здесь одна: мятеж Квинта Сертория к тому времени был уже подавлен, но Спартак, находясь в школе гладиаторов, просто не мог об этом знать.
Но даже несмотря на то, что он никогда не изучал науку управления армиями, Спартак остаётся гениальным полководцем, долгое время побеждавшим в войне, где лучшее обеспечение было на стороне врага. Несмотря на окончательный итог этой войны, Спартак стал легендой уже при жизни. Люди присоединялись к нему, веря, что когда-нибудь он приведёт их к свободе. Легенда о нём живёт и поныне.
Свидетельство о публикации №113040503875