Пишем любовные сцены

Странствуя по просторам интернета, мы столкнулись с очень непростой ситуацией: среди огромного числа статьей для начинающих писателей, практически нет информации о том, как писать любовные сцены. Худо-бедно освещена тема секса в литературе, но ведь любовь этим не ограничивается. Даже более того, эротические сцены, в идеале, должны быть каплей в море сцен о любви.
Посудите сами: предложение руки и сердца, первый поцелуй, расставание, свидание, свадьба, романтический ужин, даже первая встреча – все это любовные сцены, все это приходится время от времени описывать, и хотелось бы делать это красиво, ярко и уместно.
Однако автор сталкивается с тем, что его готовы учить писать только о сексе. Не раз наблюдала ситуации на форумах, когда человек просит подсказать куда и как лучше вставить любовную сцену, именно в такой формулировке, а ему советую сначала подумать, нужен ли ему секс в произведении. И лишь пару раз находился человек, который уточнял, какая именно сцена имеется в виду.
У этой ситуации два очень неприятных следствия. Во-первых, авторы могут учиться только на практике, да по сценам в чужих книгах, тоже, кстати, не всегда совершенных, а во-вторых, неокрепший автор проникается идеей о том, что любовная сцена и постельная сцена ; это почти одно и то же.
И так, пишем любовную сцену. С чего стоит начать? Напрашиваются разные решения: выбрать место действие, героев, повод… Но это все не то. Сначала нужно решить, насколько вообще необходима любовная сцена? А в этом конкретном месте? Какие цели она преследует? Конечно, многие жанры просто требуют наличия таких сцен, и авторы щедро рассыпают их по тексту, не задумываясь о том, что вставленная для красного словца сцена любви выглядит пустой и не нужной. Каждое слово в тексте, каждая сцена, в том числе и любовная, должны иметь свое назначение, а не просто подчеркивать жанр произведения или намекать на целевую аудиторию.
Какие задачи может выполнять любовная сцена? Вариантов масса: раскрыть характер героев, отношения между ними, создать атмосферу, отвлечь читателя от более существенного происшествия для сохранения интриги, они могут быть началом или концом полноценных сюжетных линий или ключевыми точками их развития. Все зависит от фантазии автора и конкретного сюжета.
Вполне логично, что расположение любовной сцены  также определяется сюжетом и целями, которые преследует конкретная сцена. Универсальных правил здесь нет и быть не может. Единственное, что хочется сказать, совмещение боевых и любовных сцен, вроде венчания героев в ходе битвы на корабле в очередной части «Пиратов Карибского моря», уже примелькалось. Так что, если хочется чего-то яркого и оригинального, стоит придумать что-то свое.
Кстати об оригинальности. Эту проблему смело можно назвать второй по значимости в написании любовных сцен. Все-таки о любви пишут с начала времен, а значит, все уже сказано и пересказано. Однако необходимость написать сцену ярко и самобытно, так, чтобы она привлекала внимание и отличалась от сотен и тысяч других любовных сцен, никто не отменял. Вот и стараются авторы, пишут, ищут, придумывают. И иногда, к сожалению, в ущерб правдоподобности сцены. Тут очень важно увидеть эту грань, понять, с какого момента происходящее становится слишком вычурным, наигранным, искусственными. Нарочитость  портит впечатление гораздо больше, чем обыденность. К тому же, от старых добрых слов «Я люблю тебя» вам все равно не уйти.
Отдельная тема ; это поведения героев в рамках любовных сцен. Именно оно, чаще всего, становится первой жертвой стремления к оригинальности. В общем, это не плохо ни в литературе, ни в реальной жизни. Самое главное, как всегда, знать меру.
Сложнее всего в этом плане приходится молодым писателям, которые не имеют достаточного жизненного опыта. В итоге даже взрослые герои в их исполнении ведут себя также как подростки, и на примере любовных сцен это особенно заметно, так как подросток, переживая свою первую любовь ведет себя несколько иначе, чем сформировавшаяся личность, к тому же имеющая опыт любовных отношений. Совет тут можно дать только один: наблюдать. За родителями, за соседями и прохожими, героями фильмов и книг.
Что еще можно сказать о поведение героев? Все мы знаем, что любовь часто меняет мироощущение, взгляды на мир и окружающих людей, на события и вещи. Часто поступки таких людей выглядят преувеличенными, временами, даже избыточными, если смотреть с точки зрения человека, данного чувства не испытывающего.
Человек может совершать абсурдные поступки, но это не значит, что в этих поступках совсем нет логики. Просто логика эта несколько извращена, изменена. И, конечно же, она должна прослеживаться. Не обязательно сразу, это вполне может быть дополнительной интригой, особенностью сюжетной линии.  Но рано или поздно читатель должен увидеть мотивацию всех участников.
Не меньшего внимания достойны детали. Строго говоря, детали важны всегда, как и все, о чем шла речь в этой статье, однако любовная сцена и здесь имеет свои особенности. И заключаются они в том, что для героев сцены детали не всегда значимы, и лучший способ продемонстрировать это – снизить детализацию до необходимого минимума. Что может заметить влюбленная пара на свидании? Милующихся кошек, лужу в форме сердечка, два дереве, переплетающиеся ветвями: то есть, все то, что может напоминать им об их чувстве. В остальном на внешний мир влюбленные вряд ли обратят внимание. 
Избыточная детализация будет сбивать читателя с нужного настроения, разрушит атмосферу уединенности, которая характерна для любовной сцены. Впрочем, не стоит забывать, что именно таким образом можно раскрыть некоторые особенности именно вашего произведения. Например, если речь идет о не взаимном чувстве, то обилие деталей может удачно подчеркнуть эту особенность: пока один герой находится во власти своих чувств, второй активно взаимодействует с миром.  Такой контраст продемонстрирует читателям чувства каждого героя лучше, чем любые слова автора.
Ну и последнее, что хочется сказать ; это соотношения действий и эмоций. Ядром любовной сцены должны быть именно эмоции. В некоторых случаях любовная сцена может в состоять только из описания мыслей и чувств героя, например, если он просто издалека любуется предметом страсти или смотрит на фотографию. Но это, конечно, частный случай, и даже тут важно не перестараться. Излишняя приторность и розовые сопли в шоколаде уместны далеко не везде.
Обратные ситуации, когда абсолютное первенство держат события и действия, не желательны. Любовь ; это в любом случае эмоции, чувства. Другое дело, что этих самых эмоций может быть совсем не много, порой хватает одного слова или жеста, чтобы читатель понял, что речь идет о сильном чувстве. Так что  вам снова придется ловить баланс, мифическую и вечную золотую середину между тем и другим: между действием и эмоциями.


Рецензии
Абсолютно не согласен с предыдущим рецензентом. Описать любовную сцену без излишнего натурализма, а тем паче, без пошлости, невероятно трудно. Хотя и возможно. Взять тех же Куприна или Набокова - ни в одной, описанной ими любовной сцене нигде не зашкаливает. Так что, учиться здесь надо, есть чему и, главное, есть у кого!
Я в своём романе в рассказах "Сочинение на вольную тему" по сюжету тоже касаюсь любовных сцен. Читатели и, главным образом, читательницы встречают их нормально.
Говорю не о том, что меня тоже можно ставить в пример (до такого я ещё не дошёл!:>), просто хочу подтвердить Вашу точку зрения.

С уважением и улыбкой, В.И.

Виктор Игнатиков   11.04.2013 11:05     Заявить о нарушении
Далеко не каждая любовная сцена предполагает наличие излишней натуралистичности? Ну вот какая излишняя натуралистичность вообще может быть в расставании влюбленных на вокзале? Однако и это написать сложно, там велик риск переборщить с приторностью.

Газета Бук   11.04.2013 11:19   Заявить о нарушении
Ну почему же?! Ту же получасовую сцены можно описать на пяти страницах, а можно в пяти предложениях. И при этом оставить её острой и берущей за душу. Как Вы думаете, будут излишества в первом случае?
А вот пример такой сцены, описанной у меня:

"Потом были проводы.
На вокзале, когда все чемоданы и узлы были переправлены в купе, они стояли на перроне, и он никак не мог отпустить её руки, и в голове его крутилось одно слово, такое страшное слово: "Навсегда".
Объявили отправление, проводница торопила прощающихся, тётя Надя, Тошкина мама, высунулась из окна и что-то кричала им. В полном тумане Виталька подвёл Тошку к дверям вагона, помог подняться на ступеньку. Поезд тронулся, он пошёл по перрону вслед, Тошка стояла в дверях тамбура и смотрела таким взглядом, какой он не смог бы забыть никогда. И, когда он уже начал безнадёжно отставать, крикнула: – Я тебе буду писать! Я обязательно буду писать!
Поезд уходил, всё уменьшаясь и уменьшаясь в перспективе, а он стоял и смотрел вслед, и внутри стало пусто и жизнь кончилась."

И ещё один отрывок оттуда же:

"Они стояли у дверей вагона, Виталька с тоской смотрел Тошке в гла-за и машинально поправлял воротничок на её блузке, всё время задирающий-ся довольно сильным ветром. Вещи они занесли в вагон. В купе, где она должна была ехать, расположилось многочисленное семейство: молодая ма-маша с двумя парами близняшек, дорога предстояла весёлая. Прощаться при посторонних они не захотели и стояли теперь у дверей вагона на разгуляв-шемся по пустому пространству перрона ветру.
– Три года… – протянул он задумчиво.
– Да, ещё три года. Ты сможешь меня дождаться? В конце концов, ты же смог ждать пять лет! По-своему, конечно, но ведь смог же, да?
– Три года… Меня могут забрать в армию. В этом году кончилась отсрочка. Правда, институт я не закончил, но кто знает? Может, дальше мне отсрочку не дадут.
– Ну, вот видишь! – казалось, она уговаривает его и никак не может уговорить, – Видишь! Два года будешь маршировать, может, не до девочек будет. И останется годик. Всего годик, Виталя! Ты сможешь меня дождаться?
В том, что она сама сможет перетерпеть эти три года, Тошка даже не сомневалась. Слишком она любила его. Любила два года до своего отъезда. Любила все эти пять лет после отъезда. Любила и блюла себя, хотя парней вокруг хватало. И на её курсе, и в доме, где она жила с родителями. И вообще вокруг. Но она не хотела никого другого. И на короткий отдых после защиты и распределения она ехала к нему. Ехала, не зная, как он её встретит. Как отнесётся к её приезду. Да и вообще, не зная, свободен ли он. Последнее письмо от него она получила чуть не за год до своего вояжа. Ни о каких своих девицах он, конечно же, не писал, но и что любит её и ждёт, тоже не писал. И то, как он её встретил, было для неё настоящим подарком. И теперь, особенно после всего того, что между ними было за последние почти два месяца, она совсем не хотела потерять его.
– Ты же дождёшься меня, Виталик?
Он не хотел давать таких долгосрочных обязательств. Он слишком хорошо знал себя. Но сейчас он любил её. И только её. А она уезжала от него. Опять уезжала.
Конечно, можно было бы просто плюнуть и на свою работу, и на всех своих многочисленных девиц, и на свои степи и свои горы, и вообще на жизнь в этом городе, родном для него городе и уехать с ней в Саратов. Но эту возможность они даже не обсуждали. И прежде всего из-за того, что он и правда ещё не отслужил, и теперь, после того, как у него закончилась отсрочка, его могли призвать этой же осенью.
Виталька вспомнил, как пять лет назад он уже провожал её с этого вокзала, как пусто стало внутри после её отъезда. И теперь всё повторялось. У него снова щемило сердце и на глаза наплывал тугой совершенно непроби-ваемый, безнадёжный туман.
– Я не буду ничего обещать, Тошка, – сказал он, наконец, – Но я ещё никогда никого не бросал! И девочки плакали из-за меня только тогда, когда я с самого начала не давал им никакой надежды! А тебе я не просто надежду дал! Я стал твоим. Только твоим. Езжай спокойно, работай в своём Саратове. Если ты через три года ещё будешь помнить меня, если ты приедешь ко мне, мы будем вместе.
Когда поезд ушёл, он ещё долго стоял на перроне, задумчиво глядя ему вслед, потом тряхнул головой, приходя в себя, и так же задумчиво произнёс вслух: – Если приедешь…"

Собственно, о чём мы спорим? Я ведь совершенно согласен с мыслями, изложенными в Вашем эссе!

С улыбкой, В.И.

Виктор Игнатиков   11.04.2013 14:28   Заявить о нарушении
Кажется, вопрос в разном понимании некоторых терминов. :) Впрочем, спорить я не собиралась, всего лишь уточняла некоторые моменты. :)

Газета Бук   11.04.2013 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.