Критики начинают и выигрывают. Вечерние стихи 3 ап

КРИТИКИ  НАЧИНАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ. ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ 3 апреля

Нарцисс - цветок смерти!!!...


А в кипящих котлах прежних войн и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов,
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить.
И друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.
Владимир Высоцкий

Аномальные снегопады и  паводки как-то влияют не только на внешнюю нашу жизнь, не дай нам бог быть потопленными или заваленными снегом, но и на творчество и на отношение к людям. Некоторые из нас словно привалены той лавиной или притоплены и барахтаются, пытаясь выбраться на поверхность, только по какому-то закону подлости они  вцепились в тех, кто пытается их спасти,  и тянут на дно с какой-то  невероятной силой, обезумев от страха, злости, ужаса. И что тогда кроме борьбы всем нам остается?

Вот в такую площадку для битвы и превратилась студия «Вечерних стихов» в ночь с 3 на 4 апреля.

Помнится в финале самого 1-ого цикла, когда возникла  проблема с плагиатом, Игорь Борисович пообещал  одну из передач посвятить именно разбору полетов и выяснению отношений,   уточнению некоторых литературных терминов…Передача была очень содержательной, тогда удалось послушать даже тех, кто был уличен в воровстве чужих текстов, что случается крайне редко, но и им дали возможность оправдаться.
Вот и эта передача, по моим подсчетам была 5-ой, хотя ее почему-то называли четвертой, и она была не столько о поэтах и их творчестве, хотя поэты были, они читали стихотворения, сколько о литературной критике и о  том, как к ней относиться или не относиться вообще.

Было ли так  задумано изначально   или получилось само собой, но критики сразу же оказались на линии огня, и досталось именно им.
 А если учесть, что это были две хрупкие женщины, то  все оказалось не только и не столько интересно, сколько тревожно, правда за их спинами стоял тот, кто мне с самого начала напоминал грозного царя Агамемнона, а на этот раз и Робин Гуда и Зорро в одном лице , а по совместительству режиссер Игорь Борисович Настенко, а с таким Рыцарем  и в разведку и на передачу пойдет любая прекрасная дама, даже если ей выпала роль Критика.

Надо учитывать и то, что  Женя Коробкова провела на поле битвы большинство матчей-программ, защищая врата литературы, Ольга Воронина была не меньше, чем на половине программ, воинами они оказались опытными и бывалыми, но все-таки силы явно не равны.
В данном случае задача их была архи сложна  потому , что оставаясь в меньшинстве, они сражались сразу против двух команд – и консультантов из Худсовета и Поэтов.

И в той команде было 7 мужей храбрых и не очень, благородных и, увы, то есть на каждую приходится  по 3, 5  мужа и одна прекрасная дама, которую сначала захватили в плен, а потом она вольно или невольно оказалась в стане противников.

Не помню, чтобы когда-то у них задача была такой сложной, да еще зная заранее, что  парочке консультантов никакая критика не нужна, противопоказана, потому что  они никого не видят и не слышат кроме себя любимых, и отрицают без всяких аргументов все, что идет вразрез с их, по меньшей мере, странным мировоззрением, отношением к авторам не из их стаи и литературе вообще, а поэзии в частности.

Все начиналось с выступления поэтов, как всегда, но напряжение нарастало по мере того, когда звучали тексты, шутили великолепные ведущие маэстро Орехов и маэстро Помидоров. Кто-то в самом начале возмущался по поводу их появления в программе, думаю они давно устыдились и сто раз извинились перед парнями, потому что трудно даже представить, что было бы, не будь там, на переднем плане,  именно их - остроумных, ярких, легких на подъем в трудные минуты и неповторимых.
Кто сомневается в их  важнейшей роли в этом действе, я бы посоветовала провести хотя бы один урок в гуманитарном, скажем, классе, чтобы почувствовать, каково быть ведущими, просто продержаться 40 минут перед умными и любопытными детьми, не говоря уж о тех, кем эти дети в итоге стали, когда пришли в прямой эфир.

Но в данном случае напряжение нарастало, потому что зазвучали в самом  начале откровенно слабые строки..

Сразу возникает вопрос: Как это критиковать в прямом эфире.
Хорошо на семинаре  отвести человека в сторону, открыть тексты и начать с ним говорить  с глазу на глаз, а вдруг поймет,  и может быть не сильно обидится, если этого не случится,  так просто почувствовать себя Понтием Пилатом и  сказать: «Я сделал все, что мог, а теперь умываю руки».

Но формат передачи заставляет Ольгу говорить вслух для всех. И речь ее была убедительна, эмоциональна, аргументирована, и требовала невероятного мужества.

Хочу сразу же отметить, что такое  же мужество требовалось  и бывшим  там авторам, которым потом еще раз предстояло выступить.
В бой ринулась Ольга Воронина, потому что мы понимали, что виноваты не авторы, а те, кто раздал им авансы, пригласил, убедил в том, что они это умеют делать, что поэзия- это тот дар, который был им дан изначально.

Но что же у нас получилось на самом деле: Виктория Май – милейший человек, обаятельнейшая и очень красивая  девушка, никакого отторжения  у меня лично она не вызвала, держалась молодцом, читала тексты прекрасно, чувствовалось волнение, не хватало самой малости – самой лирики… Но уж ей-то медаль «За мужество» я бы дала , не раздумывая, и очень - очень надеюсь, что передача пойдет ей на пользу, она сможет что-то изменить и как-то измениться сама.

Вспоминаю слова своего первого учителя С.П.Денисенко на самом первом ЛИТО в стенах университета, тогда он сказал: - Это просто ужасно, то, что ты понаписала, но должен признать, что это лучше, чем у всех остальных, ты хотя бы надежду оставляешь на прогресс в творчестве.
Не помню, как я тогда отреагировала, сегодня понимаю, насколько он был прав, очень надеюсь, что  поймет и примет Ольгину критику и Виктория, тем более, что поклонников у нее море, но самое главное, чтобы они не убаюкали ее своими восторгами. А так как в лице критика у нее есть один «враг», то остается надеяться на то, что не все потеряно, эта передача сделает ее сильнее.

Надеюсь, что прислушается к словам критиков и Рубен Артемов, как взрослый и серьезный человек, может быть не сразу, но со временем, он включит архивную запись, послушает  Ольгу и Женю и поймет, как и куда ему нужно двигаться.

Возможно, в данном случае это было хирургическое вмешательство, но кто скажет, что хирурги хотят нам зла, когда делают операцию, если даже кто-то из нас умирает  на операционном столе, ведь это не значит, что все другие  операции будут отменены.

Стоит вспомнить ,  что  и у величайших мастеров бывают поражения, сокрушительные, но от этого они не перестали быть мастерами. Хоккеисты говорят, что это надо забыть и двигаться дальше, думать о новой игре и о победе…

И потом, когда не засчитана судьями шайба на глазах  у 10 тысяч болельщиков, чистая шайба, что делать Яромиру Ягру,  в мастерстве которого не усомнится никто в целом мире?  Отсидеть пару минут за грубость на скамейке нарушителей ( так тоже бывает, увы), и идти играть дальше, другого выхода нет. Борьба продолжается.

Так же поступили, к счастью,  и наши поэты после атаки критиков.
 В  скайпе у нас еще был Сергей Македон, который мне лично показался не моим, но очень интересным автором, именно потому, что он опирается  и на литературные мифы в том числе… Зазвучал в его текстах  и Гумилев,  и  другие поэты серебряного века, и это внушило надежду на то, что не все так  уныло в нашем королевстве.

И наконец, Николай Хлебников – человек очень интересный, автор практически мой, да плюс еще наизусть классно читавший свои тексты.
Еще до передачи, я сразу заметила его стихотворения, обращенные к Б. Ахмадулиной, которую просто обожаю. Вот и  старалась  ее слушать всегда и везде, хотя она до обидного мало появлялась на сцене, но даже передаче А.Малахова  очень  благодарна за то, что она там была почти перед уходом.  И вот в первый раз поэт обращается не только к великолепной женщине, но самому сильному из Поэтов того поколения, показывая удивительное знание текста, и со-чувствие, то, чего вероятно даже ей страшно не хватало при жизни, вопреки уникальной популярности.
Думаю, Б.Ахмадулина очень бы обрадовалась, загляни она в эти стихотворения…

Светлой памяти Беллы Ахатовны
X-Nick
Я мало смыслю в декабре,
что выражен дождем и садом…
(Ахмадулина. «Дождь и сад»)

Я книгу отворил, как дверь в надежду,
Когда надежды не осталось и на грош.
И за окном моим был сад, конечно.
Был сад, конечно и, конечно, - дождь.

Был сад и дождь. И в книге был отмечен
Сей факт неоспоримый. А потом…
Потом по расписанию был вечер
С исчезновеньем сада за окном.

И вечером был снег. Его касанье
Лечило раны оттепели. В нём
Читалась неизбежность угасанья
Надежд на долгое тепло, рожденных днем.

Потом был сон, в котором боль и нега
Сплетались в снежных искр слепящий сноп.
И это единенье сна и снега
И породило утренний озноб…

И белый врач сквозь белый сад влетал,
И черным вороном взметал бровей излучья:
«Одна лишь ночь, и – кризис миновал!
Не чудеса, но – очень редкий случай!»

Потом был чай, и лист бумаги белой,
Чья девственность одной строкой неровной
Была нарушена. Написано: «Ах, Белла
Ахатовна!» (зачеркнуто), - и снова:
«Ах, Белла…»

04.02.02
http://stihi.ru/2010/11/30/2543

А потому какие бы недостатки критики не находили у Николая Хлебникова, у него есть стихотворения, обращенные к  нашей Королеве поэтов – и этим все сказано…

И конечно, огромна благодарность Дмитрию Ревскому за то, что он привел в передачу Николая Хлебникова. Познакомил нас с ним.

Сразу хочу ответить какому-то умнику, который утверждает в чате, что я восторгаюсь новыми поэтами, не забывая о старых.

В отличие от вас, влюбленного исключительно в себя, и уверенного, что поэт должен быть один и это именно вы, а все остальные исключительно бездари и графоманы, я так не считаю.  Поэтов должно быть хотя бы полдюжины в этом времени, если очень повезет то и дюжина. Назначить одного из них, сделать королем, гением,  - это значит лишить себя возможности наслаждаться разными школами и направлениями: символисты, акмеисты, футуристы просто не могли нам  дать одного поэта. Во времена Северянина, дух которого упорно вызывался в чате накануне с каким-то маниакальным постоянством,  были и Блок и Бальмонт, как кидал яростно в толпу своих  почитателей сам Северянин,  а еще был великолепный Иван Бунин, был мифо-фееричный  Н.Гумилев,  был благороднейший Б.Пастернак, была трагичная М.Цветаева, был великолепный И. Анненский, был монументальный О. Мандельштам , да и много еще кто был, и с какой стати мы, любя  одного поэта должны лишать себя других? Вот это мне совершенно  непонятно.

Напоминаю для наших спиритических гениев его текст, к ним и обращенный:
В БЛЁСТКОЙ ТЬМЕ

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:
Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.
Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.
Каждая строчка – пощёчина. Голос мой – сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
Блёсткая аудитория, блеском ты зло отуманена!
Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!
Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина
Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!
(ИгорьСеверянин)

Кто будет спорить с тем, что это не самый лучший ответ революционерам из чата, хватавшимся , как за соломинку, за ИгоряСеверянина?

Во второй части передачи ( деление условное), нашим критикам пришлось столкнуться не только со слабыми текстами, но и с темным невежеством некоторых членов совета, о которых и говорил  ИгорьСеверянин, трудно отыскать худшего адвоката для них самих.

Критика - это испытание не для хрупких дам, но что же им оставалось делать? Тут и возник вопрос: а нужна ли собственно критика?

Для Нарциссов она не нужна совсем, это поняла еще богиня Афродита, которая поступила, хотя и жестоко, но, на мой взгляд, очень правильно,  тот, кто не умеет и не способен любить – должен уйти из мира и стать желтым  цветком. Случайно ли они так раздражали Мастера в романе века?

Жаль, что критики наши не богини, хотя в прошлой передаче с легкой руки С.Каратова и такая мысль промелькнула, но если тогда Ольга Воронина только пошутила, то на этот раз, думаю, ей не помешало бы быть богиней Афродитой, больно много у нас нарциссов развелось.
Но за свою нимфу,  сирену, дриаду заступился грозный Зевс – Игорь  Борисович Настенко. Хотя и  самому Зевсу надо было бы у него поучиться хитрости, тактичности и мужеству, потому что бесполезно молнии метать в данном случае, надо все показать так, чтобы сатиры не почувствовали себя богами, что он с изяществом и сотворил, и творил до финала передачи, когда они стали жаловаться на чат.

К своему удивлению я  узнала что нас там только трое, не будем называть по именам, они прозвучали в эфире,  ну просто очень обидно и за Лэба,  и за Зебру, и за Льва, и даже за Вьюгу, и  за Ал-ра З, и за  Чен Кима, и за Курагу, и за присоединившегося к нам Олега 44 , но наши консультанты считать умеют только до трех, такое у них высшее образование, оказывается. Нет, нас тоже математике не учили, но я вот до 11 худо –бедно досчитала все-таки,  три и 11 – это все-таки большая разница.

Но пусть эти подсчеты останутся на их совести, мы –то  о критике сегодня, так вот критика начинала и победила.. Не тех, поэтов, которым досталось от нее, я просто верю в то, что они все поймут,  и им критика пойдет  на пользу – это опыт, и очень большой опыт, надеюсь,  полезный, а потому они должны быть  вместе с критиками,  если  разумны и хотят двигаться дальше.

А критики победили, потому что Нарциссы остались Нарциссами, а с ними разговор у Афродиты был коротким, и этот бледный  цветок всем напоминал, что бывает с теми, кто слышит и видит в отражении только себя самого. Критика  победила еще и потому, что

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем
(В.Высоцкий)


Послесловие


А еще  я постоянно  с первой до сегодняшней передачи не устаю говорить  спасибо Игорю Борисовичу.
 
Этот человек не только подарил нам уникальную ПОЭТИЧЕСКУЮ передачу и мужественно несет на плечах этот тяжкий груз. Он неизменно остается не самозваным, а настоящим рыцарем, мыслителем, обаятельнейшим человеком, харизма которого вчера перекрыла с лихвой весь негатив, витавший  в студии…

Я все время думала еще об одном вечном герое, как только он появляется на экране, конечно король Артур. Мы вспоминаем о нем,  когда тяжело, ложь и  тьма обрушились на мир, когда кажется, что потоп  надвигается, в тот момент король просыпается и идет спасать свой мир..

И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг,
Оттого, что убили его, не тебя.
Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - это смерти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади воронье и гробы.
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Владимир Высоцкий: Баллада О Борьбе — Текст песни


Рецензии
Любочка, интересно ты написала, всё про критиков сказала, кроме одного. Прочти стихотворение Гумилёва "Зараза": http://www.gumilev.ru/verses/350/, сравни с бубонной чумой и объясни мне, почему Женя, которая всегда совпадение даже одного характерного слова с написанным кем-то ранее, замечает, обозначает и суёт нам прямо в нос, на этот раз даже не вспомнила об этом стихе? Дождусь твоего ответа, только после этого буду голосовать.
Кстати, что ж ты сделала со своим эссе о Цареве? Разве ж так можно... Ты писала его ДО 4 апреля, и отклики под ним не соответствую тому, что теперь случилось... И в названии описка "Поэт", а не "поэта"
Марина

Марина Шапиро   05.04.2013 06:40     Заявить о нарушении
Марин, радость моя!!!
Хочется , чтобы это осталось, оно ему нравилось, он читал его несколько раз. А что-то писать сейчас не хочу, потому что не хочу прощаться...
Думаю, нормальные люди поймут, на даты посмотрят..А в тех рецензиях, все живы, важно, что писалось при жизни, а не после смерти...
Игорь, человек, с которым не прощаются....
Люба

Любовь Сушко   05.04.2013 07:00   Заявить о нарушении
Марин, что касается Жени и Гумилева, хотела написать ей сразу в чат, но он не работал тогда -у меня ничего не отражалось.
Моя версия - очень нервозная обстановка, когда напротив сидит Гуськов, а рядом еще ухмыляется Курортный и таблицу умножения забудешь.. А чего стоит ее фраза: "Гуськов насквозь фальшивый человек и порет откровенную херню"!!!! У меня даже в чат не поднимается рука ему так написать, хотя это правда, Женя произнесла это в эфире, и мы все, не только она, отвлеклись в тот момент от поэзии, переключились, владел ситуацией только Игорь Борисович, а ведь Мишель еще нес про возвращение золотого века, и про то как он его вернет назад -клиника полная, тут уж не до Гумилева, я, кстати, сразу тоже забыла о том, пока ты вот не напомнила.
Люба

Любовь Сушко   05.04.2013 07:18   Заявить о нарушении
А я несколько раз писала в чат об этом - никакой реакции...

Марина Шапиро   05.04.2013 22:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.