Гавриловские бывальщины избранное

 Яков Иванович  Нифанин родился в 1888 году в д. Кудрина Гора – 1980 год смерти).
   
"Гавриловский сельсовет образован в 1918 году, в марте. Ранее было Гавриловское общество Гавриловской волости Сольвычегодского уезда. Расположен на реке Выя, в 130 верстах от Верхней Тоймы..."

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Деревни Василёвская, Ескинская, Зайцевская (официальное название – Гавриловская), Каласнемская,  Кудрина Гора, Ламлевская, Подольская, Романов Остров, Тиневская и Тужиковская составляли до 1960 года самостоятельную административно-территориальную единицу - волость (с 1924 года - сельсовет). Со времени освоения и  заселения выходцами из новгородских и ростово-суздальских земель входила в состав Двинской земли, а затем Двинского уезда. С выделением из Двинского уезда (1616 г.) отдельного, Кеврольского, уезда входила в состав последнего до 1780 года, относилась к Архангелогородской губернии и называлась Керетской волостью, или Кережскими деревнями. С 1780 по 1796 год находилась в Красноборском уезде Вологодской губернии. С ликвидацией этого уезда вошла в Малопинежский стан Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. С 1837 по 1867 год вместе с другими выйскими деревнями составляла Гавриловское сельское общество и вместе с Горским сельским обществом (территория нынешнего Горковского с/с) находилась в Мамонтинской  волости  2-го стана Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Центр (волостное правление) находился в то время в д. Мамонтинская (нынешняя д. Машканово Горковского с/с), а становая квартира пристава - в с. Черевково. С 1867 по 1918 год - Гавриловская волость 3-го стана Сольвычегодского уезда, становая квартира пристава - в с. Верхняя Тойма (Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в ХVIII-ХХ веках. Справочник. - Архангельск, 1997, стр. 135-137. - прим. А.Р.)
"… В этой памятной записи содержатся не только сведения из истории Гавриловского сельсовета, но описаны занятия, культура, быт, суеверия, обычаи, речь, говор, даже свадебные обряды гавриловских жителей. Приложена карта реки Выи. Может, покажется неточной, но вычерчена без всяких измерений, по памяти, насколько знал те места, где не один десяток раз я проходил с охоты и на охоту. Реку Чурову прошёл до самого начала, до того места, откуда уже пошли притоки в Северную Двину, где речка Естваш (от Кудриной Горы вверх по р. Выя и её притоку около 90 км - А.Р.).
По реке Тиневе доходил до самого её начала - до Круглого болота (около 60 км. - А.Р.). Доходил и до реки Кавьи (около 70 км - А.Р.). По реке Вые был выше д. Василёво только один раз до Степановой (около 100 км - А.Р.). Больше, чем о всех других деревнях, написано про д. Кудрина Гора. Не потому, что она особо выделялась, а потому, что я в ней родился, вырос, поэтому больше знал. Больше, чем про другие деревни, слышал о ней от старых людей.
Река Выя протекает с запада на восток. Притоки реки Выя: с правой стороны - р. Чурова, с левой - Пышага и Тинева. Кроме того, есть притоки-ручьи (речки): с правой стороны - Летопала, Маева, Едоса, Акова, Анила, Сямова, Каласа, Изева, Хазова; с левой стороны - Чёрный, Чюльчиха, Ютнемский, Чёрный (второй), Кизлика и Варзуга. Река Выя и её притоки быстры, каменисты. Воды чисты, холодны, хороши для питья, особенно во время лета. В реках много водилось рыбы: сёмга (лохи), щука, налим, язята, хариусы, ельцы, окуни, сиги, ерши, пескари и меевы (васюха) (в скобках автор указал их местное название - А.Р.).
По притокам много сенокоса, особенно по Тиневе. Есть и пахотная земля. Почва супесчаная. Хлеб родится: озимая рожь, яровой ячмень, овёс и пшеница. Лесные ягоды растут: рябина, черёмха, сморода, киселица (красная смородина), малина, морошка, землянка, жаровица (клюква), голубица, черница, красны ягоды (брусника), которых больше всех бывает. Грибы растут белые и чёрные - губы (сыроежки), красульки и жолтянки, овечники и слизуны (маслята) (названия ягод и грибов  местные – А.Р.).
В лесах водится зверьё: медведи бурые, росомахи, порой бывают волки пришлые, рыси, сохатые; пушной мелкий зверь: выдра, лисица, куница, норка, горностай, ласка, белка; лесная дичь: тетерева, куропатки, рябчики, глухари. На время лета прилетают утки, гуси, лебеди. Домашний скот - лошади, коровы и овцы. С 1940 года стали держать коз и свиней. Домашней птицы имели очень мало: некоторые держали по одной куре или одного петуха за то, что он ночью поёт-будит.
Край был, можно сказать, необитаемый - северная тайга. Когда и откуда пришли первые люди, в нашем сельсовете никто не знает, но из рассказов старых людей, из преданий известно, что первыми поселились выходцы из новгородских земель и прибыли они в лодках. То ли снизу поднялись по р. Пинеге, то ли были поселенцы в Горке, так оттуда пришли.
В Выйском сельсовете (до 1960 года на р. Вые было два сельсовета. Решением Архангельского облисполкома о 24 февраля 1960 года Гавриловский и Выйский сельсоветы объединены в один Выйский сельсовет с центром в д. Окуловская - А.Р.), говорят, была стоянка племени чуди долгоносой сорочины белоглазой (название чуди, бытовавшее у местных жителей - А.Р.), которая потом двинулась на восток: ушла на р.Вашку. В Вые и теперь есть деревня, которая называется Чудиново - по месту последней стоянки чуди.
Местность Гавриловского сельсовета называется Керга. Слово "керга" произошло от религиозной веры старообрядческой (мнение Я.И. Нифанина - прим. А.Р.).  Когда была введена новая вера, отдалённые селения ещё долго сохраняли старую веру, и их стали называть "кержанин" и "кержанка". Эти названия есть и в Горковском сельсовете, и по Двине, и в Сибири.
Первые люди поселились в трёх местах: одни - в Керге, другие поднялись вверх по реке 40 км и поселились у Кулиговской, третьи поднялись ещё выше на 10 км - поселились на Василёве. Первым на Василёве поселился какой-то Василий, потому и деревня теперь называется  Василёво. У тех, которые поселились у Кулиговской, во время лета зверьё выдавило скота, тогда ушли куда-то, неизвестно. У Кулиговской и теперь ещё заметны борозды пашен. Это было в ХV веке (мнение Я.И. Нифанина - А.Р.).
Река Выя была тиха и очень извилиста, много было носов, мысов. Река русло своё постепенно спрямляла: через столетия настолько изменила, что сейчас трудно поверить, что тут когда-то протекала река. В связи с переменой русла реки менялась и местность. Менялись и деревни. Если раньше плыли на плотах до устья Выи 2-3 дня, то теперь плывут 4-5 часов.
Предание говорит, что там, где теперь находится д. Тужиковская, был какой-то человек из роду княжеского - спасался от опалы царя. Князь очень тужил, потому и деревня название своё получила "Тужиково". Говорят, и на Вые был князь, даже поле есть Княжеское.
При царе Годунове в Вые была построена Ильинская церковь-шатровка. Почему церковь была построена на правом берегу реки, где населения меньше, земля хуже, да и тракт проходит по левому берегу, а летом много неудобств составляло, чтобы ходить в церковь, а особенно во время распутицы - весной и осенью, существует легенда.
Когда сдумали строить церковь, то оказалось, что нет большой иконы для храма. Вот приобрели икону (здесь - скульптуру - А.Р.) Николая Чудотворца резного, в рост человека, с обнажённой саблей. Везли в лодке. Никола остановился против того места. Дальше никуда увезти не могут, значит, здесь нужно строить церковь. Так Николе нужно. Почему и ручей у того места назван Становым. Вот и построили церковь за рекой.
Но дело, в сущности, было не так. Когда встал вопрос о строительстве церкви, оказалось, что нет иконы. Где взять икону? Дорог нигде не было, связи прямой с Двиной нет. Достать можно речным путём - Пинегой. Вот снарядили людей плыть в лодке вниз по Пинеге, искать (купить) икону и привезти в лодке. Отправились. Ехать пришлось далеко. Иконы найти нигде не могут, да и подходящей нет: нужна была икона не так чтобы красива, а чтобы больше страху в себе несла. Выбрали, наконец, Николу резного с обнажённой саблей, на которую посмотришь, действительно, страх берёт. (Посмотреть на резную деревянную скульптуру Николы Можайского на р. Выю  приезжал знаменитый художник В. Верещагин в 1895 году - А.Р.). Когда поднимались вверх по Пинеге, осень наступила, стали падать заморозки, по реке осенний лёд несёт. По Пинеге ещё как-то пробивались, а по р. Вые 7 км пробились - остановились. В том месте была излучина. Лёд сильно прижимало к берегу, лодку совсем шугой затёрло. Тут и замёрзла во льду. Тогда и приговорили, что, видно, так Богу надо. Эта церковь теперь стоит под ведомством Сольвычегодского музея.
(Уникальный Выйский шатровый храм - неповторимое явление в русском деревянном зодчестве. Просуществуй этот храм до нашего времени - по праву он мог бы считаться гордостью не только выйской, но и всей архангельской земли. Храм, действительно, формально находился под охраной государства. После закрытия был разграблен и находился в пользовании исполкома Выйско-Ильинского сельсовета. Затем был продан Выйской лесхимартели. Лесхимартель за ненадобностью разобрала его на дрова. Интересно, много ли согрелось людей от тех дров?! В лицевых счетах  рабочих лесхимартели за 1939 год, хранящихся в Верхнетоемском муниципальном архиве, содержится запись о том, что «Большакову Павлу Ивановичу начислено в ноябре 1939 года  за разборку церкви 90 рублей». (Верхнетоемский муниципальный архив Ф.196,Оп.2, Д.110, Л.24). Эта запись, пожалуй, единственное документальное подтверждение разрушения Выйского Ильинского храма. По воспоминаниям очевидцев церковь ломали 3 рабочих лесхимартели в сентябре 1939 года. С одного бока восьмигранного сруба подпилили подряд четыре стены, одновременно ставили под нависающую часть подпорки, затем подпорки вышибли – двадцатисаженный великан, возвышавшийся над Выей в течение трёх столетий, завалился набок. Растаскивали брёвна лошадьми. Вопреки ожиданиям богохульников шатёр не развалился - настолько крепко он был сработан. Крыша его была крыта осиновым лемехом, под которым были листы бересты, сшитые попарно черёмуховыми вицами-саргами наружной частью внутрь. Когда он уже лежал низвергнутый, в него свободно могла поместиться лошадь. Но и его вскоре растащили. От церкви остались лишь воспоминания, фотография, сделанная заезжим фотографом Р.Фонвизиным незадолго до её разрушения – в 1938 году, и обмеры, произведённые в 1921 году знаменитым архитектором-реставратором П.Д. Барановским. Записи обмеров  хранятся в Москве как и прорись, снятая им со старинной резной надписи, помещавшейся под кровлей храма и гласившей: «Лета 7108 (1600 - А.Р.) августа в шестой день поставлен бысть сей храм церковь во имя пророка Ильи при государе царе и великом князе всея Руси Борисе Феодоровиче, сыне его Феодоре и патриархе Иове» - А.Р.)   
Церковь была далеко. Всё население Керги отделялось от церкви рекой. Кержана стали строить свою церковь в Керге: меньшего размера, тоже шатровку. (На постройку церкви-часовни в д. Островской (древнее название д. Романов Остров) была дана грамота - указ  архиепископа Архангелогородского и Холмогорского Варлаама 30 октября 1768 года. (ГААО. Ф .1009, Оп. 2, Д. 129, Л. 142). Часовня была построена на месте существовавшей ранее, в ХVI веке - А.Р.). Построили. Ризы, церковный сосуд (золотую чашу) купили, но попа не было. Так и осталась церковь без попа.
(Исследователь И. Томский так описывает её: "В д. Романов Остров особого внимания заслуживает шатровая церковь-часовня, с сохранившейся в ней трапезной и русской печкой, отопляемой ранее "по-чёрному". В ней сохранились холщовые ризы и подризник, аналой с вырезанной надписью: "положил и делал сей аналой Ивашко Ефимов в часовню Георгию" и в алтаре до сего времени вставлена слюдяная оконница". - И. Томский. "Малая Пинежка и Выя". Топографо-исторический очерк. Сольвычегодск, 1922. С. 12. -  А.Р.)
А потом случилось большое изменение в населении: то ли неурожайные годы настали, то ли развилась какая-то эпидемия. Много народу убыло, часть куда-то уехала. Предание говорит, что чуть не все уже собрались уезжать. Один старик деревни Зайцево скинул с головы треух, бросил на землю и сказал: "Пусть кость моя будет здесь -  никуда не поеду!" Так и остановились уезжать, хотя многие уехали, но, всё-таки, не все. С той поры стали его звать Костин. Так, говорят, образовалась фамилия Костины.


Рецензии