Бабье в экономике
Введение
Уже почти 80 лет в развитых странах мира de jure существует равенство женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере экономики и на рынке труда.
Однако de jure не означает de facto, и именно поэтому в течение всех восьмидесяти лет проходил поиск путей воплощения в жизнь декларированного равенства.
Надо отметить, что для целей нашего исследования мы будем использовать особенности положения женщин в экономической сфере Российской Федерации, что, на мой взгляд, наиболее актуально для настоящей работы.
Демократизация российского общества и экономические реформы, проводимые в России и призванные перевести экономику страны на рыночные отношения, постепенно перекраивают систему норм и ценностей современного общества соответственно этим процессам.
Изменения естественно коснулись стереотипов и практики участия женщин в экономике. И в этом отношении российское общество, сделав первые шаги, всё ещё, находится где-то в начале пути от своеобразного социалистического патриархата к эгалитарным отношениям.
Этим объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.
Целью работы будет определение современного состояния гендерной структуры экономики (а именно роли и места женщин в этой структуре) и пути его оптимизации и стабилизации в России в будущем в соответствии с современными гендерными представления о соотношениях на этом рынке.
В данной работе в связи с решением поставленной цели мы должны будем решить несколько последовательных задач:
- Проанализируем, как изменялось представление о том, что такое равное положении мужчин и женщин в сфере экономики, это необходимо для того, чтобы ясно понимать современное состояние развития гендерного аспекта состояния и структуры экономики и иметь возможность прогнозирования его дальнейшего развития с учетом сложившихся трендов.
- Приведем анализ современного гендерного состояния экономического сектора в России.
- Определим меры, которые необходимо предпринять для достижения «истинного равенства».
Объектом исследования в данной работе будет гендерная структура экономики (а именно место и роль женщины в ней).
Предметом исследования будут – исследование динамики и тенденции гендерной структуры экономики и путей оптимизации по участию в ней женщин.
Методами изучения заявленной темы будут сравнение, экстраполяция, анализ и синтез.
1. Историческая эволюция вопроса о роли и месте женщин в экономике
1.1 Модели «полового равенства» в сфере экономики
Модель равенства между полами в сфере экономики, которую советское государство пыталось реализовать в 20-30 годы, была сформулирована Марксом, Энгельсом, а затем Лениным.
В основе этой модели лежала идея необходимости «освобождения женщины» от домашней эксплуатации, а в сфере занятости «подтягивание» ее положения до положения мужчины. По этой модели положение мужчины (как в сфере экономики, так и в семье) принималось за эталон и корректировке не подлежало.
Классики отмечали, что «прежде всего для освобождения женщины необходимо возвращение всего женского пола к общественному труду, что требует в первую очередь, чтобы индивидуальная семья перестала быть основной хозяйственной ячейкой общества.
Настоящее высвобождение ... начнется только тогда, когда начнется массовая борьба, руководимая владеющим государством пролетариатом, против мелкого домашнего хозяйства или вернее его перестройка в крупное социалистическое хозяйство.
Можно выделить три основных метода реализации этой модели.
Во-первых, законодательное оформление равенства между полами во всех сферах жизнедеятельности.
Во-вторых, ликвидация экономической (а во многом и воспитательной) функции семьи, полное освобождение женщин от «мелкой, не заключающей в себе ничего, что сколько-нибудь способствовало бы развитию» домашней работы. Это положение должно было быть осуществлено путем передачи всех семейно-бытовых обязанностей женщины — общественному производству (государству).
В-третьих, максимально возможное вовлечение женщин в общественное производство. При этом предполагалось, что в сфере профессиональной занятости мужчины и женщины, освобожденные от домашнего рабства, имеют равные права.
1.2 Практические результаты реализации модели участия женщин в экономике
Результаты проводимой политики впечатляли.
Вовлечение женщин в экономическую сферу происходило ударными темпами.
Например, «если в 1928-29 гг. в стране было 2,5 млн. экономически занятых женщин, то в 1931 г. — уже 3,6 млн.
Характерной чертой этого периода являлось то, что женщин старались вовлекать в те отрасли хозяйства, где их труд раньше не применялся вообще или применялся в ограниченных масштабах, а также в те отрасли, где в период индустриализации в наибольшей степени ощущался недостаток рабочей силы (в угольную, лесную, нефтяную и др. отрасли).
Эта политика привела в этот период к чрезвычайно резкому сокращению отраслевой и профессиональной сегрегации.
В то же время темпы «освобождения женщин от домашнего хозяйства» существенно отставали от темпов их вовлечения в профессиональную занятость.
Для периода с 1941 до начала 70-х годов характерно определенное забвение государством идей поиска методов достижения истинного равенства мужчин и женщин.
Индифферентное отношение к этим проблемам во многом определялось сначала - чрезвычайными военными и послевоенными обстоятельствами, а затем принятием 3-ей программы КПСС, в которой к 80-му году ХХ столетия намечено было построить коммунизм.
В результате, к началу 70-х годов в СССР сложился самый высокий в мире уровень занятости женщин в экономике.
Однако, «как показал сопоставительный анализ бюджетов времени работающих женщин в 1932 и 1967 гг., суммарная экономическая трудовая нагрузка кардинально не изменилась.
1.3 Демографические проблемы и гендерное равноправие
С начала 70-х годов постепенно стало меняться представление о том, каким должно быть положение мужчин и женщин в экономической сфере. Но реальной причиной этого изменения стала не забота о женщине и ее положении, а демографические проблемы страны.
Дело в том, что развитие советской экономики происходило в основном за счет экстенсивных факторов.
Поэтому общественное производство, испытывая хронический дефицит рабочей силы, постоянно вовлекало в экономическую сферу все новые контингента (пенсионеров, домохозяек и пр.).
В 70-х годах, когда уровень занятости населения трудоспособного возраста (в том числе женщин) достиг предела, а рождаемость упала до критической, как казалось тогда, отметки, государство вынуждено было начать поиски новых источников пополнения экономически активного населения.
Одним из этих источников должно было стать повышение уровня рождаемости. В этой связи с середины 70-х годов началась теоретическая разработка так называемой «семейной политики».
1.4 «Новая» модель экономического гендерного равноправия
Этот период можно считать началом формирования новой модели достижения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин в нашей стране. Собственно новой модели и не было, просто подлатали и несколько модифицировали старую модель, по-другому расставили акценты.
По-прежнему главным оставалась всеобщая занятость женщин в общественной экономике, но государство больше не испытывало иллюзий относительно возможности обобществления домашнего хозяйства.
Так как двойная трудовая нагрузка» женщин считалась основной причиной сокращения рождаемости, то для повышения рождаемости нужны были меры для снижения этой нагрузки. А поскольку в нашей стране дети и домашняя работа воспринимались только как женские обязанности, то и стали разрабатывать «меры, позволяющие создать для женщины наиболее благоприятные условия сочетания профессиональных и семейно-бытовых обязанностей.
Использование женского труда в экономике предполагает определенную специфику, связанную с некоторыми специфическими особенностями женщин:
- выполнением важнейшей общественной функции — материнства,
- психофизиологическими особенностями женщин,
- соображениями этического порядка и пр.
Какими бы важными социальными и экономическими последствиями не сопровождался рост женской активности в экономике, необходимо учитывать при этом его влияние на демографические последствия, и, в первую очередь, на показатели рождаемости.
Демографическая ситуация в России согласно «Теории демографического перехода» определяется суженным типом воспроизводства населения в результате необратимых исторических изменений.
Россия входит в число стран переходящих от стационарного типа воспроизводства населения (снижающийся уровень рождаемости и смертности) к регрессивному типу воспроизводства (продолжает снижаться уровень рождаемости, а снижение уровня смертности замедляется)
Данная теория объясняет причины сокращения численности населения в России. Экономические реформы, проводимые в стране, усиливают ее сходство с европейскими странами по действию факторов, предопределяющих конвергентное демографическое развитие.
Другой неэволюционный подход в рассмотрении причин возникновения депопуляционных процессов формируется мнением отечественных авторов. На первое место среди причин, вызвавших депопуляцию в России, они ставят влияние социально-экономического кризиса и снижение уровня жизни населения.
Совпадение демографического и институционального кризиса в экономике страны ускорило процессы перехода к новому типу воспроизводства населения.
Такой подход к анализу депопуляционных процессов получил название в отечественной литературе — кризисного.
Депопуляцию населения можно представить как комплекс упорядоченных показателей разной степени весомости, которые влияют на концентрацию производства, отраслевую занятость, обновление квалификационной структуры рабочей силы на рынке. Депопуляционные процессы изменяют численность половозрастных групп в структуре экономически активного населения страны.
Анализ демографической ситуации в России показывает, что депопуляционные процессы приводят к изменению структуры населения таким образом, что доля молодежи в структуре населения уменьшается, а доля населения старше трудоспособного возраста увеличивается. Соотношение этих групп в общей структуре населения страны меняется в 1999 году 25% и 19%, а в 2008 году соответственно 17% и 20%.
Депопуляционные процессы в стране имеют определенный механизм развития. Снижение в России совокупного дохода на одного члена семьи приводит к усилению отклонения ее членов в репродуктивном поведении от оптимального. Механизм депопуляции усиливается деструктивными факторами (войной, голодом и другими), которые вызывают резкое уменьшение количества рождающихся в последующие годы.
Сокращение уровня воспроизводства населения проявляется через несколько лет после первопричины, когда новое поколение достигает репродуктивного возраста.
Демографическая ситуация в стране формируется типом репродуктивного поведения и характером изменения численности населения предыдущих лет.
Анализ статистических данных развития демографической ситуации в России за несколько лет показывает, что численность населения величина непостоянная, и изменения ее во времени подвержены циклическим колебаниям. Такая особенность в демографической ситуации России наблюдается в цикличности изменений показателей смертности, рождаемости.
Циклы в демографическом развитии оказывают влияние на формирование депопуляционных процессов.
Наиболее ярко в развитии демографической ситуации страны прослеживаются долгосрочные и среднесрочные циклы. Долгосрочные демографические циклы американской школой рассматриваются в рамках этапов «демографического перехода», а французской школой как стадии «демографической революции».
Среднесрочные циклы в развитии демографической ситуации России обусловлены военными катастрофами, кардинальными изменениями социально-экономической жизни. Долгосрочные и среднесрочные циклы в развитии демографической ситуации России вызвали модификацию тенденций, форм и отклонение от траектории демографического развития, традиционной для европейских стран.
Краткосрочные циклы в развитии демографической ситуации в России проявились в форме усиления депопуляционных процессов, резкого снижения рождаемости, скачкообразного изменения уровня смертности населения трудоспособного возраста, снижения уровня культуры, здоровья, средней продолжительности жизни и т.д.
Сам по себе высокий уровень экономической активности женщин не может служить критерием рационального использования женских возможностей в этой сфере, если он не сочетается с необходимым для развития общества уровнем рождаемости и режимом воспроизводства населения.
Достижение фактического равенства мужчин и женщин виделось как создание условий для гармоничного сочетания их социальных функций: как производителя материальных и духовных ценностей и как матерей и воспитателей новых поколений.
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, в которой в Статье 35 были установлены равные права для мужчин и женщин, а осуществлением этих прав предполагалось обеспечить предоставление женщинам равных возможностей в получении образования и профессиональной подготовки.
В результате в России к середине 80-х годов оказалась такая профессиональная занятость, которой не было аналогов в мире.
По сути дела к этому времени сложился единый стереотип экономической активности для мужчин и женщин, в соответствии с которым все граждане трудоспособного возраста должны были быть заняты в экономике или в сфере обучения.
Для женщин допускались временные перерывы в экономической деятельности, связанные с рождением ребенка и выполнением обязанностей по уходу за ним.
Таким образом, «в конце 80-х годов 92% женщин трудоспособного возраста были заняты в экономике или на учебе. Этот показатель на 30%-40% выше аналогичных показателей развитых капиталистических стран (по возрасту 20-55 лет). Среди занятых женщины составляли 51%.
В начале 80-х годов в экономике страны с особой четкостью стали проявляться признаки застоя.
В этот период научные исследования стали фиксировать по некоторым показателям усиление фактического неравенства мужчин и женщин в экономической сфере, а по некоторым — отсутствие положительных тенденций.
По-прежнему женщины отставали от мужчин по уровню заработной платы на 30-35%.
Отношение среднего квалификационного разряда женщин к среднему квалификационному разряду мужчин в разных отраслях колебалось от 0,56 до 0,82, что было ниже, чем даже в 30-е годы.
Профессиональная сегрегация оставалась на очень высоком уровне.
Таким образом, и вторая модель не привела к обеспечению мужчинам и женщинам равных прав и равных возможностей в реализации их конституционных прав и свобод.
2. Анализ современного гендерного состояния сферы экономики
2.1 Особенности современной экономической деятельности женщин
Переход страны на достаточно диковатые рыночные отношения, ухудшение социально экономической ситуации и отсутствие у государства сколько-нибудь вразумительной социальной политики, привели к достаточно отчетливой и прагматичной демонстрации экономической сферы методов «естественного отбора» при организации участия и места женщин и мужчин в экономической деятельности и, следовательно, к усилению негативных последствий от применения «льгот» для работающих женщин.
Позднесоциалистическая система дифференцированной по полу организации экономической активности и занятости в экономике с ее «условиями для оптимального сочетания материнских и профессиональных обязанностей» стала неадекватна новой жизни.
Естественным следствием этого процесса стало усиление требования о снятии «льгот» с женщин и передача их работникам с семейными обязанностями, то есть выравнивания условий занятости для мужчин и женщин.
Так по данным опросов, проводимых ВЦИОМ , только 40,8% мужчин и 49,9% женщин считают, что для женщин работа и семья важны одинаково, а 32,4% опрошенных мужчин считает, что для женщин семья важнее, чем работа, правда женщины такой точки зрения придерживаются несколько реже — 27,8%.
Подавляющее большинство опрошенных мужчин и женщин считают необходимым для женщины перерыв в профессиональной деятельности в случае рождения ребенка.
Таких взглядов сегодня придерживаются 73,4 % мужчин (из них 32,1% считает, что перерыв должен быть три года, 20,4% — до школьного возраста ребенка, 18,9% — что работу нужно оставить вообще) и 74,8% женщин (31,4%, 26,8% и 16,6% соответственно).
Вероятно определенная стереотипность мышления не позволила авторам опросного листа предложить «зеркальные» вопросы для мужчин, а вероятно это было бы интересно.
Если к этому добавить, «что 20,1% мужчин и только 16% женщин считает, что пора вернуть женщину в семью, то можно сделать вывод, что российские мужчины придерживаются более традиционных взглядов на женские роли в семье и профессии, чем сами женщины.
Фактическое разделение обязанностей между мужчинами и женщинами по воспитанию детей и бытовому обслуживанию семьи не противоречит представлениям россиян о значимости оплачиваемой работы или предпринимательской активности для женщин.
Несмотря на то, что заработок статистически средней российской жены, как правило, все-таки сопоставим с заработком статистически среднего российского мужа, домашнее хозяйство и воспитание детей (особенно маленьких) все-таки считается женским делом вне зависимости от того, работает она или нет.
По данным различных социологических опросов профессионально занятая женщина-мать тратит в среднем на домашнее хозяйство и воспитание детей в два раза больше времени, чем ее муж.
При этом, в общественном сознании укоренилась мысль, что разделение домашнего труда — это проблема семьи, и в конечном счете личное дело женщины .
2.2 Пенсионное обеспечение, как гендерный фактор экономической активности
Сегодня, как известно, пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (разница эта возникла, как своеобразная компенсация за материнский труд, ну совсем как льготная пенсия за работу во вредных и особо вредных условиях труда).
Сегодня в планах экономического блока Правительства всё чаще появляются планы выравнивания пенсионного возраста для экономически активного населения, естественно в сторону повышения этого возраста.
Причина возникновения таких планов ясна: из-за не слишком удачной пенсионной реформы и, особенно, начавшегося в нашей стране вслед за прочими странами мира – экономическом кризисе.
У государства просто нет денег платить пенсии, а практически во всех экономически развитых странах возраст выхода на пенсию выше или намного выше. Вот и нам следует подтянутся.
Вопрос, который обязательно будет еще обсуждаться всё более конкретно и настойчиво, состоит в том в какой пропорции повысят этот возраст для мужчин и женщин (равной или нет)?
А может быть его повысят только для одних женщин?
Для выравнивания этого показателя по признаку пола?
Кстати, последний вариант вполне вероятен, поскольку, как-то уж совсем неприлично, если не сказать цинично, устанавливать для мужчин возраст выхода на пенсию существенно превышающий их среднюю продолжительность жизни.
Напомним, что в настоящее время средняя продолжительность жизни российского мужчины составляет 59 лет, что уже сегодня на год меньше пенсионного возраста.
А у женщин ситуация иная: средняя продолжительность жизни — 72 года.
То есть, существует временное пространство, где можно развернуться с пенсионной реформой.
Концепция находится только в стадии обсуждения, но одно ясно, что в каких бы пропорциях не произошло повышение возраста выхода на пенсию, в существующих условиях женщины от этой операции проиграют больше, чем мужчины. И произойдет это хотя бы потому, что у женщин всех возрастов шанс потерять работу выше, чем у мужчин, а шанс ее найти —- меньше. И продолжительность поиска работы у женщин больше, чем у мужчин.
А в предпенсионных возрастах это положение лишь усугубляется.
Предлагаемая новая пенсионная система рассчитана на общество, в котором все люди имеют в своем распоряжении как равные права, так и равные возможности и как в сфере семейных отношений, так и в сфере занятости.
Новая пенсионная система подразумевает, что пенсионное обеспечение зависит от количества и качества труда каждого человека, а точнее — только от его желания и прилежания.
И если проводить анализ новой государственной пенсионной системы с точки зрения позитивной экономической теории, которая, в частности, базируется на принципе рациональности поведения людей, то эта пенсионная система может считаться образцом гендерной нейтральности.
2.3 Анализ современного гендерного состояния активности женщин в экономической сфере
В последние годы в России произошло некоторое снижение женской экономической активности.
Если в конце 80-х годов уровень занятости женщин трудоспособного возраста колебался в районе 91%-92%, то в конце 2008 г. он составлял по данным Госкомстата РФ — 75,7%.
В определенной степени это снижение было определено экономическим кризисом и структурной перестройкой экономики, ведь только «за период 1990-1995 гг. число занятых в стране уменьшилось на 10,9 процентных пунктов.
Однако, сокращение численности занятых мужчин и женщин в этот период происходило совсем не пропорционально их доли среди занятых: так занятость мужчин уменьшилась на 1,6 процентных пункта, а женщин на — на 19,4 (7,6 млн чел.).
В результате этих процессов, существующая сегодня структура занятости женщин по возрасту стала сопоставима с аналогичными структурами экономически развитых западных стран.
Женщины, покинувшие экономическую сферу, не являются однородной группой — это безработные, домашние хозяйки и женщины занятые в неформальной экономике.
Часть незанятых женщин — добровольно выбрала статус домашней хозяйки по некоторым данным этот выбор зависит не от уровня образования и состояния здоровья женщин, а от занятия мужа — домохозяйки во многом сконцентрированы в семьях, где муж работает не за зарплату, а за доход.
Часть домашних хозяек лишь условно можно назвать таковыми, поскольку они постоянно подрабатывают.
Еще одна группа домашних хозяек — это женщины, желающие работать, но потерявшие надежду на трудоустройство и занятие предпринимательской деятельностью.
Однако, и такая классификация является условной, поскольку все выделенные группы не имеют четких границ и частично накладываются друг на друга.
По данным Госкомстата РФ 5,1% всех женщин трудоспособного возраста фактически являются безработными, ищущими работу, а из них только половина — официально зарегистрированные безработные.
И хотя доля женщин среди официально зарегистрированных безработных постепенно снижается (в 1992 году эта доля составляла 72,2%, а в конце 2007 г. уже 52,9%) эту проблему все еще можно называть «женской».
Дискриминация женщин в сфере труда может выступать и в неявном виде, в частности, в форме профессиональной сегрегации.
То есть, такой отраслевой или профессиональной структуры занятых в экономической сфере мужчин и женщин, где женщины заняты преимущественно в мало престижных, мало оплачиваемых профессиях, в профессиях, где низок потолок профессионального роста или в тех отраслях экономики, где уровень оплаты труда ниже.
Для оценки уровня сегрегации в мировой практике применяют специальный индекс — индекс диссимиляции.
Этот индекс обладает одним очень важным свойством: при наличии сопоставимой статистической базы, его использование позволяет проследить динамику изменений профессиональной и отраслевой структуры мужчин и женщин, а, следовательно, дать определенную оценку эффективности политики, проводимой в интересах экономически активных женщин.
Индекс диссимиляции (S) определяется следующим образом:
Мi;
S = --------
Fi;
где,
Мi; — процент всех работников-мужчин, занятых в профессии или отрасли i;
Fi; — процент всех работников-женщин, занятых в профессии или отрасли i.
Этот индекс показывает, какой процент экономически активных граждан должен был бы изменить свои профессии, профессиональные группы или отрасли, при условии, что работники другого пола остаются на своих рабочих местах, чтобы имело место равное распределение мужчин и женщин по профессиям, профессиональным группам и отраслям.
Индекс диссимиляции может изменяться в пределах от 0 до 100.
Значение «О» этот индекс принимает в случае полного совпадения структур, а значение «100» индекс может приобрести в случае 100% разделения труда по полу.
Соответственно падение значения индекса в какой-либо период времени говорит о снижении сегрегации, рост индекса — об ее увеличении.
В настоящей работе мы сделали расчеты этого индекса для двух структур:
- отраслевой структуры;
- профессиональной структуры.
Данные по отраслевой структуре экономической активности мужчин и женщин являются чуть ли не единственным данными статистики, по которым возможно достаточно корректное сопоставление почти за шестидесятилетний период.
Расчеты индекса диссимиляции отраслевой структуры за период 1928- 2008 гг. И результаты этих расчетов представлены в таблице 1
Таблица 1.
Отраслевая сегрегация в 1928-1995 гг.
Как видно из приведенных данных, кривая, отражающая изменение индекса диссимиляции по времени, имеет очень интересную форму. Значение индекса в начальной точке (1928 г.), то есть в период начала «массового вовлечения советских женщин в общественное производство» практически совпадает с его современным значением (вернее, его значением в застойный период, а именно, в период расцвета семейной политики в СССР).
Этот индекс претерпел некоторые изменение за последующие 12 лет: он уменьшился почти в полтора раза.
Самым правдоподобным и наиболее вероятным объяснением этого феномена, можно считать успехи советской политики в отношении женской занятости.
Именно в 30-е годы женщин всеми правдами и неправдами старались вовлекать на работу в отрасли, до этого считавшиеся мужскими, составлялись специальные планы по профессиональной подготовке женщин (в том числе, и по мужским профессиям), повышению их квалификации и пр.
После 30-х годов качество женской профессиональной занятости больше не планировалось. Вероятно, именно поэтому отраслевые структуры занятости мужчин и женщин стали потихоньку расходиться, а индекс диссимиляции каждые десять лет увеличивается на 2-3 пункта. Так было при социализме, так было в перестройку, так происходило и в период перехода России к рынку, такая тенденция осталась и сейчас
Если учесть, что в экономически развитых странах рост индекса диссимиляции, а, следовательно, и сегрегации считается крайне негативным явлением, то мы должны констатировать устойчивое ухудшение одного из важнейших параметров, характеризующих экономическую активность российских женщин.
Если же проследить изменения удельного веса женщин по отраслям и сравнить с изменением средней заработной платы в этих отраслях, то становится очевидным, что изменение структуры экономической активности женщин происходит в первую очередь за счет сокращения доли женщин, занятых в отраслях с высокой (по сравнению со среднероссийской) заработной платой.
Несколько иная картина вырисовывается при анализе сегрегации мужчин и женщин по профессиям и профессиональным группам.
К сожалению, методические изменения в сборе информации о профессиональном составе занятых, произошедшие в 90-х годах ХХ века, не позволяют проследить динамику индекса диссимиляции для профессионального состава мужчин и женщин.
В основу расчетов легли «Результаты выборочного обследования населения по проблемам занятости», проведенного Госкомстатом РФ в последнюю неделю марта 2008 года.
Нужно отметить, что особенности информационной базы позволяют не только рассчитать индекс диссимиляции для различных групп профессий (руководители, служащие, рабочие), но и сделать аналогичные расчеты для профессиональной сегрегации безработных женщин. См. таблицу 2
Таблица 2
Удельный вес женщин, в общей численности экономически активных граждан по отраслям экономики, и отношение средней заработной платы в отраслях экономики к ее среднероссийскому уровню (в%)
В качестве предварительного замечания отметим, что различия в наполненности и степени детализации профессиональных групп («руководители» состоят лишь из двух профессиональных подгрупп, «служащие» — из 23, «рабочие» — из 64) позволяют проводить только оценочное сравнение соответствующих индексов.
Как следует из расчетов, со значительной долей вероятности можно утверждать, что в настоящее время степень сегрегации значительно выше у служащих, чем у руководителей, но существенно ниже, чем в рабочих профессиях.
Иными словами, рабочие профессии в наибольшей степени среди рассматриваемых групп различаются на «мужские» и «женские».
Особый интерес вызывает сопоставление индексов диссимиляции рассчитанных отдельно для руководителей, имеющих и не имеющих работу (безработных), служащих, имеющих работу и безработных, рабочих, имеющих работу и безработных.
Во всех трех социально-профессиональных группах индекс диссимиляции для безработных существенно превышает аналогичный показатель для занятых в соответствующей профессиональной группе.
Это обозначает, что профессиональные структуры безработных мужчин и женщин различаются между собой значительнее, чем профессиональные структуры занятых.
Однако, заметим, что различие значений индексов диссимиляции по профессиональным структурам экономически активных, не занятых в экономике и безработных говорит только о том, что существующая безработица (ее особенности) оказывает определенное влияние на профессиональную структуру занятых вообще, но остается открытым вопрос о направлении этого влияния «в сторону повышения уровня сегрегации» или «в сторону ее уменьшения». Если в сторону уменьшения, то этот процесс при определенных оговорках можно считать позитивным, если «нет» — негативным.
Для выяснения направления такого влияния построим исходную структуру экономической активности мужчин и женщин, то есть такую структуру, которая существовала бы, если бы все опрошенные остались работать на своих рабочих местах. Для этой исходной структуры были также рассчитаны индексы диссимиляции.
Полученные результаты оказались следующими. См. таблицу 3.
Таблица 3.
Значения индекса диссимиляции в различных профессиональных группах для занятых, безработных и исходной совокупности.
Среди руководителей существующие тенденции в безработице достаточно серьезно усиливают сегрегацию в этой профессиональной группе (индекс диссимиляции увеличился на + 0.74).
В профессиональных группах служащих и рабочих изменения были меньшими, но иной направленности: сегрегация за счет безработицы уменьшилась на (— 0,17) у служащих и на (— 0,49) у рабочих.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: чем престижнее профессиональная группа, тем больше она закрывается для женщин, тенденции к «равенству» тем больше, чем наименее престижна профессиональная группа.
Но к этому ли стремится прогрессивное человечество?
Существующая сегодня статистика экономической активности пока не позволила нам описать основные характеристики профессиональных групп, по которым экономически активны мужчины или женщины, однако, соответствующие исследования, проведенные в советский период показывали, что женщины были экономически активны преимущественно по профессиям с низким потолком профессионального роста, плохо оплачиваемым (кроме этого, женщины существенно отставали по уровню квалификации). И именно эти особенности профессионально квалификационной структуры работающих женщин в наибольшей степени определяли отставание женщин от мужчин по уровню оплаты труда.
В настоящее время негативные оценки общего положения женщин в сфере экономики и на рынке труда не позволяют нам надеяться на положительные изменения в качестве профессиональной структуры работающих женщин.
Дискриминация женщин (равно как и мужчин) при приеме на работу, часто начинается уже с момента подачи работодателем объявления об имеющейся вакансии. Иллюстрацией этого тезиса могут стать соответствующие объявления, публикуемые в средствах массовой информации. В подавляющем большинстве из них указывается пол, возраст потенциального работника, а иногда еще и требования к его внешности (последнее, как правило, печатается, если работодатель стремится нанять на работу женщину).
Дискриминационные объявления печатают не только отдельные предприятия и организации, но и практически все негосударственные агентства по трудоустройству населения.
О дискриминации женщин при приеме на работу свидетельствует также статистика трудоустройства безработных после прохождения ими курсов по обучению и переобучению. Так «среди безработных, у женщин доля тех, кто не смог трудоустроится после окончания учебы, выше чем аналогичная доля у мужчин ( в 2008 г. у женщин этот показатель составлял 13,3%, у мужчин - 10,7%)».
Такие же тенденции прослеживаются и при попытках женщин начать предпринимательскую деятельность.
Анализ российского трудового законодательства показывает, что на сегодня формально существует защита женщин от дискриминации при увольнении с работы. Однако, на практике это не мешает работодателям при всех прочих равных условиях увольнять женщин чаще, чем мужчин.
На существование практики дискриминационного увольнения женщин указывает тот факт, что женщины чаще, чем мужчины оказываются без работы в связи с высвобождением.
Так, «по данным Госкомстата РФ, в 2008 году среди безработных женщин 30,7% были уволены в связи с высвобождением, среди мужчин — только 20,2%.
В то же время среди безработных женщин только 32,3% уволились по собственному желанию, среди мужчин — 43,4%. По данным социологических исследований, проведенных РОМИР, 13% уволенных женщин считают себя жертвами дискриминации».
Проверки органов Рострудинспекции, показали, что сегодня все шире распространяются правонарушения, связанные с незаконным увольнением женщин в период нахождения их в отпусках по беременности и родам, по уходу за детьми. Чаще всего такие правонарушения допускаются при реорганизации предприятий или при смене их собственника.
В ходе этих проверок выявлено также, что массовым явлением стало отправление работников и, в первую очередь, женщин в отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, нередко используемые в качестве средства их «выдавливания» с предприятий по собственному желанию с целью избежать компенсационных выплат, предусмотренных законом о высвобождении.
Проблемы с выплатой заработной платы стоят сегодня крайне остро. И эта проблема — общая для всех наемных работников.
Кроме общих проблем заработной платы, в стране существуют и специфические проблемы оплаты труда женщин.
За последние годы разрыв между средней заработной платой мужчин и женщин постепенно увеличивается, так если в 80-х годах заработная плата женщин составляла 68%-70% заработной платы мужчин, то сегодня (по данным ВЦИОМ), женщины в среднем получают почти в два раза меньше.
Существует множество факторов, определяющих эту разницу. Большинство из них являются косвенно дискриминационными для женщин, например, особенности отраслевой и профессионально-квалификационной структур занятых мужчин и женщин в сочетании с традиционной дифференциацией средней заработной платой по отраслям и профессиям.
На протяжении многих десятилетий в нашей стране существует отставание феминизированных отраслей народного хозяйства по уровню оплаты труда.
Кроме упомянутой выше дифференциации отраслей общественного производства по уровню оплаты труда, имеет место и разница в оплате труда мужчин и женщин, работающих в одной отрасли.
Причем разница существует не только в уровне заработной платы, но, что особенно важно, в уровне часовой оплаты труда. Дело в том, что показатель уровня оплаты труда является не совсем корректным для анализа различий в оплате труда мужчин и женщин, поскольку включает в себя и разницу в отработанном мужчинами и женщинами времени.
Этого недостатка лишен показатель часовой заработной платы. Его разница у мужчин и женщин является следствием только профессиональной сегрегации внутри одной отрасли и прямой дискриминации женщин.
Итак, из данных обследования заработной платы работников по отдельным профессиям и должностям, проведенного Госкомстатом РФ, следует, что «только в одной из 20 обследованных отраслей (металлообрабатывающей промышленности) среднечасовая заработная плата была у женщин выше, чем у мужчин. Правда это превышение оказалось мизерным — всего 2% (пункта). В остальных 19 отраслях часовая заработная плата женщин отставала от часовой заработной платы мужчин. Максимальный разрыв в 2,8 раза был на предприятиях по добыче угля, минимальный - 2 пункта — в народном образовании.
Среди отраслей с более низкой часовой заработной платой женщин, достаточно много тех, где преобладает женская экономическая активность, например, текстильная, швейная, обувная, связь, здравоохранение (где, между прочим, разрыв составляет 38 пунктов).
Существует и проблема разницы в оплате труда мужчин и женщин, занятых в одной профессии.
Как показали «результаты обследования Госкомстатом РФ размеров заработной платы мужчин и женщин, занятых по отдельным профессиям и профессиональным группам, в 11 из 14 обследованных профессий и профессиональных групп, заработная плата у женщин была ниже, чем у мужчин (максимальная разница — в 1,7 раза).
К сожалению, отсутствие данных о квалификационном составе мужчин и женщин, занятых в обследованных профессиях, не позволят сделать однозначных выводов о том, в следствии каких причин эта разница имеет место быть.
Однако, с большой долей вероятности можно утверждать, что в основном это негативное явление возникло из-за разницы в квалификационном составе мужчин и женщин. В то же время нельзя исключать и фактор прямой дискриминации.
2.4 Направления совершенствования состояния места и роли женщин в экономической сфере
2.4.1 Направление возможных изменений в законодательстве
Сегодня ожидания прогресса в создании равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в сфере экономической активности и на рынке труда, связываются главным образом с трансформацией трудового законодательства и, в частности, ТК РФ.
Существует мнение, что приведение трудового законодательства к виду, адекватному рыночным отношениям, во многом решит проблему равных возможностей мужчин и женщин в сфере экономики.
Нет сомнения в том, что в случае изъятия специализированных «льготных» для женщин статей, мы сможем получить законодательство в большей степени отражающее требования рыночной экономики.
Однако, не следует ожидать слишком впечатляющих результатов от этих изменений в законодательстве. Этого не произойдет хотя бы потому, что сегодня в нашей стране найдется не так много законов, которые выполняются на практике и трудовое законодательство не является в этом смысле исключением, а законодательные нормы дарующие «льготы» женщинам, тем более. Даже в официальных документах последних лет констатируются случаи нарушений прав беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.
Что же говорить о нормативных актах, которые и при социализме не соблюдались (не соблюдались даже в той экономической системе, для которой они и разрабатывались). В этой ситуации отмена не действующих законодательных положений мало изменит реалии жизни.
Такой подход к решению проблемы равных возможностей является слишком упрощенным, а ожидаемые результаты от изменения законодательства, несколько преувеличенными. При этом идея создания равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости посредством реформирования только этой сферы, смахивает на идею построения коммунизма в отдельно взятой стране.
2.4.2 Специальные программы по оптимизации гендерного состояния экономической активности
Корни дискриминации женщин в экономической сфере и на рынке труда в основном лежат в других сферах и, в частности, в семье.
К дискриминации приводит широкое распространение как среди работодателей, так и среди самих работников традиционного взгляда на гендерные роли и разделение труда между мужчиной и женщиной (как в экономической сфере, так и в семье), когда на женщине лежит большая часть ответственности за ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и именно с женщиной ассоциируются льготы, предназначенные для всех работников с семейными обязанностями.
Сегодня в нашей стране явно не хватает специальных программ (мер, мероприятий и пр.), которые бы помогли изменить традиционное разделение труда, реально привлечь мужчин к воспитанию детей и выполнению домашних обязанностей. Если мы хотим достичь равенства мужчин и женщин в экономической сфере, нужно отдавать себе отчет, что эта цель не может быть достигнута без изменений патриархатных отношений в семье.
Но как раз этих программ и мер не хватает сегодня. Более того, сегодня нет ни одной государственной программы, концепции и пр., где проблема создания равных возможностей для мужчин и женщин, предусматривала какие-либо действия по выравниванию семейных обязанностей.
В то же время западная социальная политика уже достаточно давно тесно увязывает создание равных прав и равных возможностей в экономической сфере с достижением равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности и, в первую очередь, с почти равным распределением родительских обязанностей.
В социальной политике Европейского сообщества происходит переориентация с равенства в правах мужчин и женщин к равному отношению к мужчинам и женщинам в экономике и предпринимательстве посредством обеспечения их равными возможностями в обществе в целом.
Этот переход определяет необходимость формулирования и решения новых проблем:
— как увязать экономическую активность человека и его семейные обязанности;
— как преодолеть горизонтальную и вертикальную сегрегацию в экономической сфере;
— как обеспечить участие женщин в процессе принятия решений.
Заключение
Итак, мы определили, что демократизация российского общества и экономические преобразования, проводимые в России, постепенно перекраивают систему норм и ценностей современного общества соответственно этим процессам.
Изменения естественно коснулись стереотипов и практики участия женщин в экономике.
Начиная с конца 80-х годов ХХ в. в научных и политических кругах все большее распространение начинает приобретать идея самоценности прав женщин и, соответствующая ей эгалитарная модель взаимоотношений мужчин и женщин.
Главным предположением, на основе которого собственно и строится эта модель, является то, что традиционное разделение труда между мужчиной и женщиной является не «естественным» (природным) разделением ролей, а результатом социального развития общества.
Соответственно, реализация этой модели взаимоотношений в обществе предполагает, в первую очередь, снятие социальных стереотипов, сдерживающих развитие каждого человека ( вне зависимости от того, кто это — мужчина или женщина).
Конечной целью развития эгалитарных отношений в обществе является формирование равных возможностей для каждого, при этом необходимо проведение политики трансформации общественного сознания от идеологии протекционизма к идеологии автономии личности.
В ситуации «переходного периода» крайне важной становится разработка и реализация государственной политики равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в сфере экономики.
В то же время, при разработке такой политики необходимо помнить, что причины дискриминации женщин в экономической сфере и на рынке труда лежат не только в этой, но и других сферах, и, в первую очередь — в семье.
Именно поэтому, политика равных прав и возможностей для мужчин и женщин обязательно должна включать в себя как минимум три блока:
1. Информационная поддержка политики равных прав и возможностей для мужчин и женщин в экономической сфере и на рынке труда (включая обратную связь)
2. В экономической сфере и на рынке труда корректировка российского трудового законодательства с целью сделать его гендерно-нейтральным, приведение его в соответствие с Конвенцией МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», ратифицированной в 1997 г.
3. В сфере семейно-брачных отношений корректировка законодательства, регламентирующего имущественные права в сфере семейно-брачных отношений, с целью обеспечения (в случае развода) материальной защиты в старости супруга, выполнявшего неоплачиваемые домашние обязанности.
Свидетельство о публикации №113040203224