Народный поэт Грязов

По итогам мартовского читательского голосования Стихи.ру  Андрей Грязов http://www.stihi.ru/avtor/gran занял первое место.

Ни для кого не секрет, что в Положении о конкурсе Народный поэт есть много всяких дыр. Если выразиться определённей, Положение - сплошная дыра. Но это отдельная песня и мы её споём в другое время и в другом месте. А пока случилось вот что: Андрей (или кто-то из его приятелей) с изумлением открыл, что его стихотворение "Бомж и звезда" номинировано на стихирский конкурс, затем, видимо, был дан клич по поэтическим сайтам и фейсбуку, типа знай наших, и, с помощью смс от верных поклонников и заинтересованых знакомых, Андрей взлетел в рейтинге до 4 места. Обнаружив это, я, как номинатор первого стихотворения и просто порядочный человек, был обязан скромно помочь Андрею в  стремлении его поэтической души покорить Стихиру. И нам это удалось, на радость и зависть окружающим.

Но не всё ли равно, как это случилось? Гораздо больше мне нравится то, что вся тройка победителей мартовского референдума - поэты достойные:
Грязов, Моисеев, Шепета... красота! Нет, ну правда, Белкин с Гуськовым, что ли, народные? Или девушка Заостровцева, чьи болельщики заваливали спамом почтовые ящики стихирян с призывом проголосовать за дорогую и единственную? Кха!

Впрочем, я бы переименовал конкурс и дал ему имя куда более отвечающее смыслу происходящего - "Голос народа". Но давайте-ка я лучше вас с Андреем ближе познакомлю.

Андрей, если не ошибаюсь, публикуется на Стихире с 2000 года, но нынешнему читателю практически не знаком. Так что, моя мартовская стратегия - ставка на ветеранов - сработала. Будь мои номинаторские усилия более настойчивыми, вполне могла оказаться в тройке и Ирина Рубанова (Ёлка Моталка). Но мне, как раз, этого не очень хотелось, всё-таки, Андрей ещё иногда публикует здесь свои стихи, Ирина же, кажется, покинула сайт окончательно (никогда не говори никогда).

Фигура победителя всегда вызывает споры. Даже если она бесспорная. Я не стану брать в расчёт мнения людей неадекватных, недалёких и мало что понимающих в наших играх, им-то никогда ничего не докажешь, так что, пусть себе... а вот, скажем, Геннадию Рудневу или Фиме Жиганцу кое-что объясню.

Давайте, господа, сначала выясним, что это за гусь - Андрей Грязов, имя которого вам неизвестно? Врач, учёный, поэт, писатель, общественный деятель. Организатор киевского поэтического фестиваля и издания "Каштановый дом", многолетний редактор "элитарного" сайта Поэзия.ру, если не ошибаюсь, он также возглавляет литературное объединение в своём (и моём) родном Киеве. Автор нескольких поэтических книг, многократно публиковался в толстых журналах: Дружба народов, Крещатик, Дети РА... К чему я всё это рассказываю?
Понимаете, господа, есть такая фиговина, которая называется литературной репутацией. Она не зарабатывается вдруг. Она появляется в результате  многолетнего кропотливого труда. И такая репутация у Андрея есть. Нравится это кому-то или нет. И это значит, что просто так отмахнуться от факта победы Грязова или высокомерно твердить о его графоманстве не удастся. Я-то ещё скажу свою пару слов, которая, допустим, не является для вас каким-то основанием изменить свою точку зрения. Но, может быть, вы прислушаетесь к мнениям Сергея Шестакова, Александра Кабанова, Галины Климовой, Олега Горшкова... нет? не прислушаетесь? Лёшу Ивантера спросите, уж он-то Андрея 100 лет знает... Нет? тоже не то?

Первым я номинировал стихотворение "Бомж и звезда" http://www.stihi.ru/2012/10/16/6702.
На первый взгляд, перед нами немудрёная песенка, чуть ли не шансон. И содержание шансонное, душещипательное. На первый взгляд. А на второй...
Что бы ни происходило в жизни, на какое бы дно ни опускала вас судьба, пока вы живы, ничего не потеряно. Помните, что всегда есть надежда. Вы только не теряйте связи с Высшей силой, как бы вы её ни называли и как бы её себе ни представляли. Заграница вам не поможет, у веры куда больше шансов.

В стихотворении "Я буду говорить с тобой" http://www.stihi.ru/2002/02/24-389 сложнее не столько тема, сколько его язык. Остов текста состоит из нарочито небрежных фраз. Автор, старательно позаботившись о своём читателе, даёт ему условный код:

"Я буду говорить с тобой
 На языке случайной встречи.
 Косноязычною судьбой,
 На древнем, вымершем наречьи."

Исходя из него, и язык надо воспринимать как условный, каждая фраза - это образ, то есть система построена не по принципу слово - предмет - образ, а напрямую фраза - образ, причём образ может за собой тянуть как подтекст, так и не обозначенный троп, так называемый каузальный (если кому-то в падлу лезть в словарь - ситуативный). В этом стихотворении улавливается некоторое влияние поэтики Кабанова (да и Шестаков кое-где показывает язык), но сделано-то произведение по-своему.

Кому-то не понравилось слово "наречье". Ну да, это не из грамматического словаря. В стихах, правда, в отличие от прозы, такие натянутости проходят. Чаще лучше бы без них, но автор ведь честно предупредил о "косноязычной" судьбе. А если перешагнуть через порог такой условности, то внезапно ощутится и языковая пластика, и даже сочность, несмотря на видимую аскетичность.

Цикл "стихи из мобильного" http://www.stihi.ru/2013/03/27/4178
даёт куда более широкое представление о поэтических достоинствах стихов Андрея Грязова.

Первая же зарисовка

Вернемся в прошлое столетье…
Где детством пахнут поезда,
Где жизнь пока что – междометья,
Но жадно дышит первым «да»!
Как свежевыпеченным хлебом,
И первым холодом в груди,
Чем вопросительнее небо,
Тем восклицательней дожди!

уносит нас в теперь уже далёкие 70-е, где поезда, если они были только не "фирменными", могли пахнуть чем угодно. Чтобы это понять, не надо иметь какое-то особое поэтическое мышление. Для этого надо только прекратить пользоваться столь удобным видом транспорта лет на 20. А потом проехать "общаком" Питер-Москва, как я это сделал около трёх лет назад. К концу поздки, в основном, там был смешанный запах перегара, мочи, говна и блевоты, но мой 16-летний сын-израильтянин, который знаком с поездами несколько иного, э-м-м-м, дизайна, мирно спал и ни на что не обращал внимание. В детстве, милые мои, всё как-то проще. 
Но стихотворение, конечно, не об этом. О чём? Да хотя бы вновь о надежде, только не о той надежде, что является последним приютом, а о надежде-предвкушении, мечте, ожидании.

Молчит кальяна черный сакс.
Сейчас – и есть – потом.
Синкопы тянет черных глаз
Луна беззубым ртом.
В созвездье нот, как прежде семь.
Изгибы в форме Ч.
И может стать молчанье всем,
А музыка ничем.

Скажу честно, мне непросто объяснить это стихотворение, но его, наверное, и не надо воспринимать, как обычный стихотворный текст, скорее, это поэтическая импровизация, сродни музыкальной, джазовой, на что недвусмысленно указывают и "сакс", и "синкопы"... а эта невообразимая инверсия "Синкопы тянет черных глаз/Луна беззубым ртом"...
музыка, звёзды, девушки, море... всё проходит... кажется, так.

Позабавила претензия какого-то рецензента к произношению Ч... Да, милейший, совершенно верно, именно "ча"! А вот в разговорном языке - только "че". Ну-ка, вспомните, как произносится ЧК? или ГКЧП? или просто ЧП? или время Ч? То-то...

Не нравится импровизация? так вот же замечательная лирика:

Губами я возьму твой влажный стих,
И языком почувствую упругость
Всех слов, ещё не сказанных, твоих,
Теснящих и сжимающих друг друга
Подобием мальков, когда река
От нереста вскипает, рвет и мечет,
И где-то в глубине два языка
Становятся одною частью речи.

Сколько же здесь настоящей игры! Язык-стих-язык - и речь (река), и поцелуй - то ли  слова теснятся, переплетаются, то ли два языка...

Надо продолжать?

Это сладкое слово сейчас.
Это горькое слово потом.
Это свет из безоблачных глаз
Преломлен пожелтевшим листом.

Господи, и в таком вот прозрачном тексте увяз в критическом порыве по самые уши Геннадий Руднев. Глаза в поэтическом тексте, дорогой Геннадий, могут быть не только безоблачными, но и грозовыми, если того потребует момент истины. Помните? "эти чистые глаза, этот уверенный взгляд он видел в Таганской тюрьме в 1922 году"... и свет из глаз может лучиться, и преломляться... надо только уметь это правильно выразить словом. Андрей умеет.

А то, что Андрей не отвечает на "критику"... во-первых, он ведь её и не удаляет, в отличие от "народно-косноязычных", во-вторых же, всем нам давно пора усвоить урок незабвенного Александра Сергеича:

Хвалу и клевету приемли равнодушно
       И не оспоривай глупца.

...а пока обрываю себя на полусло...


Рецензии
талантливо написано!!!
спасибо!

Ваха Докаев Шалавдиевич   10.04.2013 23:03     Заявить о нарушении
на здоровье

Павел Самсонов   12.04.2013 00:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.