О поэзии

      
Это весьма субъективные заметки, отнюдь не претендующие на истину в последней инстанции, некие размышления, возможно даже ошибочные.
Поэзия это не только стихи, и не столько стихи, но здесь речь идёт именно о стихотворной поэзии. О ней можно писать по-разному. Вот так, например, приведу небольшую цитату: "...таким образом, усиление ритмических пауз между некоторыми частями стиха (графически подчёркнутых разбивкой стихотворной строки) явилось чрезвычайно удачно найденным средством регулирования силы ритмических ударений сообразно с интонационно-синтаксическими особенностями...". Всё это существенно, и с этим трудно не согласиться, но многим ли это интересно. И, вообще, я считаю, что любые филологические аспекты осмысления самого феномена поэзии вторичны, пусть это даже анализы, интерпретации самого М. Гаспарова. Ну, а если делает анализ произведения какой-нибудь стандартно мыслящий критик, то он обычно обращает внимание на литературные приёмы, отличие от других поэтов, раскрытие темы, в какой "изм" можно отнести данное произведение, некоторые из них обращают внимание только на технику письма, некоторые считают, что белого стиха и верлибра, вообще не должно быть, то есть такие шедевры как "она пришла с мороза раскрасневшаяся" Блока и другие, для них не приемлемы, ещё говорят о каком-то предназначении поэзии, никакого предназначения нет и не может быть. Такой анализ приводит к выхолащиванию самой сути поэзии. Это вдвойне вторично. Вторично? - А что же тогда первично?
По некой аналогии, приведу определение философии Платоном: «философия есть приготовление к смерти и умирание». Определений поэзии много, можно выбирать. Мне, например, нравится такое определение, данное Н. Стэнеску:
                "Поэзия - плачущий глаз.
                Она плачущее плечо,
                глаз плачущего плеча,
                она плачущая рука,
                глаз плачущей руки,
                она плачущая ступня,
                глаз плачущей ступни."
То есть её как бы нет и в то же время есть, некая "intentio secunda", своеобразный первичный мир, и поэт, создающий его по своим правилам, должен быть творцом, равным богу, или сверхразуму, если угодно, всё определяет степень таланта. И пусть потом тысячи пишущих слепо копируют его, тысячи филологов, начиная с Аристотеля, пытаются втиснуть в какие-то рамки живую материю стиха - всё это вторично. В подтверждение написанного, а может быть просто так, ещё цитата из прозы О. Мандельштама: «в ремесле словесном я ценю только дикое мясо, только сумасшедший нарост."

2013 


Рецензии
Каким бы не был стиль переноса своих чувств и мыслей, они и останутся этими чувствами и мыслями, и их не надо читать, их надо пережить. Только поэт знает истинное рождение своего творения, а стиль, это уже поверхностно, для лучшего усвоения читателем.

Денис Утюгов   04.12.2014 00:49     Заявить о нарушении
взаимосвязано - какое длинное слово
Спасибо.

Павел Егоров   04.12.2014 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.