Ответ 8. Рецензия на Пушкин и Христос И. Ш
Видишь ли, Ваня, нужно хорошо знать биографию А.С.Пушкина и его творчество, чтобы правильно судить о его взглядах.
А.С.Пушкин, переболев болезнями молодости – безверием, сомнением, критикой Церкви, увлечением идеями масонства и либерализма, что было продиктовано желанием разобраться в духовных вопросах, в глубине души всегда оставался православным, верующим человеком, о чём свидетельствуют его стихи.
Иногда были моменты, когда он впадал в уныние и депрессию. Что ж спасало поэта? Пушкин прямо говорит о Божьем Промысле: «Но здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой».
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» твёрдая вера в бессмертие души:«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире, Мой прах переживет и тленья убежит…». И далее перекликается с Нагорной проповедью Христа: "И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал."
И наконец призыв к послушанию поэта Воле БОЖИЕЙ: "Веленью БОЖИЮ, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца".
Есть замечательное стихотворение "Неверие", где он показывает трагедию человека, потерявшего веру, и просит о жалости и снисхождения к "безумцу", обреченному на страдания и духовные муки. http://www.stihi.ru/2014/05/03/6028
У Пушкина есть чудные молитвы в стихотворной форме, например "Отче наш" и "Отцы-пустынники..."
А за богохульство на Христа, он бы не вызвал на дуэль - много чести. Скорей всего написал бы на богохульника жёсткую и хлёсткую эпиграмму, и он бы стал всеобщим посмешищем, для которого все двери в приличное общество были бы закрыты. Кощунства - это плевки в Небо, которые неизбежно падают на голову плюющего. Поэтому нужно быть осторожнее в суждениях.
А теперь, два стихотворения А.С.Пушкина:
Отцы пустынники и жены непорочны...
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И БОГА глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Жуковский описывал просветленное лицо умершего поэта, на котором как бы запечатлелась торжественная неземная мысль: “…что-то сбывалось над ним”. Страдание на смертном одре было отпущено Пушкину для духовного очищения. И все, кто видел Поэта в его последние часы, свидетельствуют: умирал он как Святой.
Славен Любомиров 3 30.03.2013 21:39 • Заявить о нарушении правил /
Свидетельство о публикации №113033010540
http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=23&fl=b2&st=s14&id=423
или: http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/sobr10_01.txt
Ну и есть достаточно ныне известный стихотворный диалог Пушкина и митрополита Филарета (Дроздова)!
Рафаил Кадыров 02.04.2014 16:34 Заявить о нарушении
Мало ли, какие были грехи, если они раскаянны, а значит прощены, то в вину не вменяются. А тот, кто их превозносит или корит поэта, глупец.
Напротив, Пушкин - пример решимости, когда из падений в грязь греха, не смотря ни на что, Поэт вновь и вновь поднимался для духовного восхождения к высотам БОЖЕСТВЕННОГО Духа.
Славен Любомиров 3 02.04.2014 16:54 Заявить о нарушении