Март 2033 Автозаводская. Архив

* Все события вымышлены, а все совпадения - не более, чем случайность!
Ну, почти... )
** Карты и исторические факты - подлинные.


Про эту мульку я узнал совершенно случайно, когда выполнял задание по разбору "жалоб населения". С некоторых пор стало модным жаловаться и подавать в суд на метрополитен за шум и вибрацию от работы подвижного состава, за трещины в стенах зданий, которые якобы возникли от работы метро и прочее, и прочее… В особо заковыристых случаях ТОС поручали рассмотрение чисто технических аспектов таких жалоб. Одним из таких случаев была жалоба представителей РПЦ. Речь шла об оставшихся строениях Симонова монастыря, неподалеку от станции "Автозаводская". Хозяева сетовали на трещины в кирпичной кладке угла казначейских келий XVII века и на провалы грунта и асфальтового покрытия дорог. Проигнорировать жалобу не получилось, так как совсем недалеко от зданий проходит линия метро, а в период строительства где-то здесь размещалась стройплощадка метростроя с руддвором, шахтным комплексом и прочими подземными прелестями.
Целый день я убил на обход территории, привязку и нанесение всего необходимого на план. Вдоволь насмотревшись на бетонные колпаки заглушенных шахт и досыта налазившись по темным подвалам старинных зданий, я понял, что просадки грунта именно в этих местах не могут быть вызваны действующими объектами метро. Тут должно быть что-то другое. Скорее всего, доблестные метростроевцы наколбасили. Бывали уже на моей памяти такие прецеденты…
- Комсомольцы-добровольцы, млин! - хмыкнул я, сплевывая окурок в одну из промоин.
Да только тут землицы усвистело на полсотни кубов, если не больше. Куда все это делось? Такое количество грунта не может пропасть бесследно.
Вдвоем с мастером околотка текущего содержания мы за ночь осмотрели все тоннели и притоннельные сооружения на этом участке. В каждую, млин, щелочку заглянули! Ну, нет тут таких могучих течей с выносом грунта. Подняли данные за несколько лет по дебету воды в ближайших перекачках и по вывозу контейнеров с мусором. Тоннельные книги за десять лет пролистали, старых рабочих околотка опросили. Следствие ведут колобки, бляха-муха! Ну, нет грунта! Придется копать.
Разумеется, копал я не лопатиусом в промоине, а рыл носом в пыльных архивах.
Так… Станция "Автозаводская". В девичестве, до 1956 года - "Завод имени Сталина". Введена в эксплуатацию 01.01.1943 года. Здравствуй, жопа, Новый Год! К празднику гнали. Любимому Вождю подарок сделать спешили. Ну, да… Кругом война, а орденоносный московский метрополитен имени Л.М. Кагановича, дарит народу и родной Партии две новых станции Третьей очереди. Строительство участка началось в 1938 году. В октябре 1941 стройку заморозили, а метрополитен готовили к подрыву и затоплению. Архивы метростроя и метрополитена вывезены в эвакуацию и частично утеряны. Интересненько… Веселые дела тогда творились!
Помню под гостиницей "Москва" нашли закладочку 1941 года почти на полторы тонны тротила. При реконструкции гостиницы и станцию метро с пересадочным узлом вскрыли. Я тогда технадзорил на этом котловане, как представитель метрополитена. Своими глазами все видел, пока саперы не выгнали. Не одна там закладка была, и не только под гостиницей. Кроме основной, на тонну с лишним, там еще как минимум парочка имелась. Угу… Ящиков по двадцать-тридцать каждая. А в каждом ящичке, между прочим, по двадцать кг тротила. Насчет "Площади Свердлова" не знаю, но "Охотный ряд" наверняка завалило бы. Это не считая самой гостиницы. Когда экскаваторным ковшом дернуло провода, а потом выворотило ящики со взрывчаткой – я чуть в штаны не наложил. На стройке тогда человек триста работало. Если что - всех бы нас похоронило в этом котловане, как в братской могиле. Потом СМИ успокаивали, взрывчатка-де безопасной была. Якобы неизвестные взрывники при закладке почему-то детонаторы не установили. Смешно, однако! Привезли, заложили, закопали, замаскировали, а детоны вставить забыли. Ну, насчет детонов врать не буду. Я в тех ящиках не ковырялся. Но электропроводка взрывсети от закладок куда-то шла. Ее-то и зацепило ковшом. Вот это я видел точно. И обрывок детонирующего шнура я потом в котловане подобрал. Значит, была и электросеть подрыва, и резервная огнепроводная. Все сделано по науке, профессионально и с гарантией. Да… много загадок хранит история.
Я это к чему? А к тому, что меня сразу насторожила ситуация с провалами грунта в Симоновом монастыре. Тут чувствовалась какая-то неправильность, какая-то загадка. А я, грешным делом, люблю разгадывать такие загадки.
В метрополитеновском архиве ничего интересного найти не удалось. На схемах пунктиром были нанесены лишь фрагменты метростроевских выработок, на примыкании к действующим притоннельным сооружениям, с пометкой «забутовано». Но ведь есть и другие архивы. А еще у меня, как у сотрудника ТОС, есть соответствующая форма допуска. Короче, через пару дней я сидел в просторном подвале одного из домов недалеко от Сретенки. Именно там находилась часть старого архива, уцелевшая после эвакуации.
Заведующий архивом Абрам Иосифович Родштейн встретил меня как родного. В этом немало помогла пачка хорошего английского трубочного табака, которую я торжественно вручил перед тем, как объяснить причину моего визита. Архивариус был заядлым курильщиком трубки и по достоинству оценил презент. Казалось бы пустяк, всего лишь небольшой знак внимания, но как это облегчает работу! Стол передо мной начал заполнятся папками с пожелтевшими бумагами. Материалов было столько, что под папки и стопки чертежей пришлось занять два соседних стола.
- Желаете что-нибудь еще? - улыбаясь, спросил Абрам Иосифович.
- Спасибо, пока хватит, – простонал я, прикидывая объем работы.
- Ну, ладно, тогда пойду, задымлю вашего подарка. Но если будет нужна помощь или консультация, то обращайтесь, не изводите себя излишними глупыми стеснениями. А то у меня так редко бывают посетители.
Всего лишь через три часа я выкопал пухлую папку с полным комплектом нужных метростроевских чертежей. Геоподоснова, план площадки с привязкой к плану городской застройки, планы и разрезы выработок, схемы коммуникаций – все что надо. Кроме того, в папке почему-то оказались разрезы и поэтажные планы башен и строений Симонова монастыря. Странно.
Накладываю на план метростроевских выработок кальку с привязкой к действующим объектам метро и зонам просадок грунта. Прекрасно стыкуется, но не бьется, блин! Нет метростроевских выработок в местах просадок.
Перерываю папку еще раз. Может быть, я что-то пропустил? На глаза попадается отдельный листок бумаги с описью номеров чертежей и странной припиской.
Копии переданы в Особую группу НКВД СССР 15.Х.1941 г. И подпись: старший лейтенант пути и строительства Самохин Н.И.
Опаньки! Немцы подступают к Москве, а старший лейтенант Самохин снимает копии чертежей и передает их не куда-нибудь, а в Особую группу НКВД. Что же такого в этих чертежах?
Снова пересматриваю папку. Обычные чертежи. Подробные, выполненные тушью на пожелтевшей кальке. А на монастырские строения? Те же чертежи. Что тут странного? А то, что слишком уж они современные. Это не копии с дореволюционных планов. Значит, кому-то зачем-то потребовалось тратить время на обмерные работы и их графическую обработку. Ну-ка, ну-ка. Выполнил: старший лейтенант пути и строительства, уже знакомый по предыдущей бумажке, Самохин Н.И. Проверил: инженер-полковник пути и строительства имярек. Ого! Настоящий полковник. Главный маркшейдер – не хухры-мухры!
Ладно. Роем дальше. Что там на очереди? Пухлые папки с подшивками протоколов технических совещаний и согласований. По диагонали просматриваю темы. Стоп! "О целесообразности использования подземных помещений и сооружений бывш. Симонова мужского монастыря". Апчхи!
- Будьте же вы здоровы, молодой человек! - раздалось за моей спиной.
- Спасибо, Абрам Иосифович!  - ответил я, потирая нос.
- Нашли что-нибудь полезное? - спросил подошедший завархива.
- Да вот занятная информация по строительству участка Третьей очереди от "Павелецкой" до "Автозаводской". Оказывается строительством в районе Симонова монастыря осенью 1941 года интересовалась какая-то особая группа НКВД, а сейчас там земля проваливается, - ответил я, показывая листок с описью скопированных чертежей.
- Позвольте-ка, - протянул руку Абрам Иосифович.
Некоторое время архивариус изучал документ, а потом прикрыл глаза и задумался на несколько минут.
- Что скажете, Абрам Иосифович? - спросил я, прерывая затянувшуюся паузу.
- Я вам-таки скажу, что Ваш преподаватель истории, кажется, неправильно выбрал профессию. Он наверняка достиг бы больших результатов, если бы стал дворником или гм... ассенизатором. Впрочем, может быть я немножечко несправедлив. Может быть ему просто попался нерадивый ученик?
- Не понимаю...
- Именно это я и имею в виду, - вздохнул старый архивариус.
- Так объясните.
- Про Симонов монастырь, про Особую группу НКВД, про просадку грунта или...
- Если можно, то про все, - нетерпеливо прервал я фразу Абрама Иосифовича.
- Вы обратили свое внимание на дату под документом? 15 октября 1941 года...
15 октября 1941 года в Москве происходили весьма важные и трагические события. Наступление немцев успешно развивалось. Была захвачена Калуга. Враг подходил к Можайску и Малоярославцу. Прямая дорога на Москву оказалась практически открытой для германских войск. Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Москвы. Тогда же было принято решение о подрыве и затоплении московского метрополитена. Подготовка к этому велась стахановскими темпами. Данное мероприятие было поручено Особой группе при Первом управлении НКВД СССР, возглавляемой известным специалистом по диверсионной работе старшим майором государственной безопасности П.А. Судоплатовым. К утру 16 октября все было готово. Кроме метрополитена были подготовлены к подрыву большинство основных зданий и объектов инфраструктуры Москвы. Это был единственный день за всю историю московского метро, когда оно не работало. Приказ на уничтожение метрополитена так и не поступил, но Судоплатов очень качественно выполнил задание, проявив при этом весь свой профессионализм, изобретательность и творческую фантазию. Если бы врагам удалось захватить столицу, то их бы ждала масса весьма неприятных сюрпризов. Приключения французов в пылающей Москве 1812 года показались бы немцам веселым карнавалом.
Интерес Особой группы НКВД к документам метростроя понятен. Но почему они заинтересовались именно этим участком, ведь в 1941-м он был не достроен, да и станции в основном были только на бумаге. Может быть все дело в метростроевских выработках или в самом монастыре?
- Абрам Иосифович! А про монастырь знаете что-нибудь?
- Так… всего несколько сущих пустяков, но немножко-таки знаю.
Симонов мужской монастырь. Основан при Дмитрии Донском. Несколько раз перестраивался и укреплялся. В Смутное время был почти полностью разрушен татарами, но восстановлен при Борисе Годунове. Уже в 1591 году войска крымского хана Казы-Гирея получили под стенами монастыря конкретных тумаков. Смиренные монахи и бравые ратники, крестом и пестом встретили захватчиков на крепостных стенах. После этой встречи вышеупомянутые захватчики умылись кровавой юшкой и поспешили отбыть восвояси. Затем, в 1606 году, Симонов монастырь отражал наступление на Москву мятежных полков Ивана Болотникова. Во время эпидемии чумы 1771 года монастырь упразднен и превращен в чумной карантин. Лишь через четверть века он был вновь открыт стараниями графа Мусина-Пушкина. Монастырь процветал, но в 1812 году был разграблен французами и снова восстановлен. После революции Симонов монастырь ликвидировали, а монастырскую братию загнали за Можай. Причем, так хорошо загнали, что и следов не осталось… До 1930 года добротные строения монастыря стали использовать как кому заблагорассудится. Даже музей там был. А в шестую годовщину со дня смерти Ленина, приехали комиссары в пыльных шлемах и взорвали большую часть монастыря к такой-то пролетарской матери! После этого, представители победившего разум пролетариата несколько месяцев корячились, разгребая обломки крепости церковного мракобесия. Заодно и могилки монастырского кладбища пограбили вволю, а на костях и могильных плитах построили Дворец Культуры завода имени Сталина. В некоторых уцелевших зданиях устроили склады и какие-то полукустарные мастерские, а остальные так и стояли заброшенными до 1990 года, пока остатки монастыря не передали Русской Православной Церкви.
Ну, да. Часть строений было взорвано в 1930 году. Часть территории монастыря находится под зданием ДК ЗИЛ. А остальное? Вроде бы, осталось незастроенным. Очень похоже, что провалы образовались на месте снесенных зданий и крепостных сооружений. Если это удастся доказать, то вины метрополитена здесь нет. Пусть жалобщики предъявляют свои претензии московским князьям, по повелению которых строились подземелья или товарищам комиссарам из Моссовета приказавшим все это разрушить. Но как это доказать?
Абрам Иосифович сидел на краешке заваленного бумагами стола с интересом глядя на меня. Видимо ход напряженной мозговой деятельности явно отражался на моем лице. Едва наступило просветление и я открыл рот для очередного вопроса, как он поднял прокуренный перст жестом призывающим к молчанию.
- Вы, наверное, хотите меня спросить за старые карты? Так вот их у меня тоже немножко есть. Вот они, - сказал архивариус, протягивая мне очередную папку.
В папке было десятка полтора карт и схем. Самая ранняя относилась аж к 1739 году. Это была копия Мичуринского плана города Москвы. Но наиболее удобными для меня оказались "План Москвы с пригородами от товарищества Суворина" 1912 года и "Нивелирный план города Москвы" 1888 года.
Немного повозившись с масштабом и переводом саженей в метры, я нанес на свою карту контуры взорванных сооружений монастыря. Основные просадки находились в районе западных ворот со стороны снесенной Тайницкой башни и внутри территории со стороны ДК ЗИЛ. Учитывая неизбежные погрешности все срослось. Трещины в асфальте и просадки грунта совпали с контурами бывших крепостных стен и построек. Ну, почти… Кое-что не увязалось, но процент имеющихся совпадений был вполне достаточен, чтобы мое задание можно было считать успешно выполненным. Кроме того, наверняка в монастыре были какие-нибудь не отмеченные погреба, выгребные ямы и еще что-нибудь вроде противоминных галерей, защищающих крепость от вражеских подкопов.
Интересное место этот Симонов монастырь. И популярное вдобавок. Даже железнодорожную станцию к нему подвели при царе-батюшке. И путевое развитие приличное, если верить карте 1912 года. Семь путей и грузовой терминал. Не слабо для культового центра! Как там на карте? Товарная станция "Симоново". А еще совсем рядом станция "Лизино" на пересечении Московско-Казанской и Московской Окружной железных дорог. Целый транспортный узел, рассчитанный на серьезный объем пассажирских и грузовых перевозок. Что-то слишком до хрена всего! Там что, опиум для народа тысячами тонн грузили?
Взглянем повнимательнее. Москва река делает здесь петлю, образуя нечто вроде полуострова. От монастыря до реки рукой подать. Но туда зачем-то впиндюрили грузовую станцию. Что там за кружочки между станцией и рекой? Читаем: "Нефтяные и керосиновые склады Нобель и "ОКА"". У самого берега? Логично. Топливо можно транспортировать по воде и по железной дороге. А это что за прямоугольная хрень с шестью треугольными лучами, чуть выше монастыря? Где-то я ее уже видел. Ой, ё! Пороховые погреба! И площадь у них раза в два больше всей монастырской территории. От центра Симонова монастыря до центра пороховых складов 300 саженей или 640 метров, а если считать от забора до забора, то еще ближе - всего лишь 150 саженей, то есть 320 метров. Вот так тихая обитель смиренных служителей культа! Ну, да – какой же московский монастырь в 1912 году мог обойтись без стратегических запасов топлива и боеприпасов?.. А почему только в 1912 году? Ну-ка копну глубже.
Опаньки! Вот оно! На карте 1739 года, на тех же местах, есть тот же самый монастырь и тот же прямоугольник с шестью треугольными лучами. Только на нем отметка: "Гранатной дворъ". И на других картах, вплоть до 1923 года, рядом с монастырем соседствует эта прямоугольно-звездчатая фигура. А после 1930? На более современных отечественных картах ничего похожего я не нашел, но тут мне попалась на глаза германская карта 1941 года.
Ух, ты! Есть! Знакомый уже прямоугольник был обведен жирной красной чертой. В центре прямоугольника красовался номер 215 и символ похожий на солнце, восходящее из-за красного кирпича. В условных обозначениях этот значок расшифровывался как "Munitionslager".
- Абрам Иосифович! А вы случайно не знаете немецкого языка? Что означает Munitionslager? – спросил я, указывая карандашом соответствующее место на трофейной карте.
- Склад боеприпасов, - взглянув на карту, сказал архивариус каким-то странным голосом. - И еще я вам скажу… В одной умной древней книге очень неглупый человек написал: "Умножая знания – умножаешь печали"… Зачем вам эти печали? Вы еще так неприлично молоды. Вы понимаете, что я имею вам сказать?
И я таки понял. В своем отчете я написал не более того, что было необходимо. Карту с зонами просадок и контурами фундаментов взорванных зданий приложил. Добротный получился отчетец. Убедительный. Ну, провалились древние подвалы - так кто же в этом виноват? Кто угодно, но не московский метрополитен. Начальство осталось довольно.
Через некоторое время пригнали к Симонову монастырю грузовики с щебенкой и песком, засыпали все ямы и бульдозером разровняли. Даже следов не осталось.
Про свои догадки я никому не стал рассказывать, но свое любопытство потешил. Прочитал содержимое всех папочек, изучил все схемы. Кое-что втихаря себе на память скопировал. А потом на досуге еще информацию по этой теме поискал. Интересная картинка нарисовалась!
Товарищество нефтяного производства братьев Нобель в России основано той самой семьей Нобелей, благодаря которой мир получил Нобелевскую премию и… нитроглицерин с динамитом. До национализации в 1920 году Нобели занимались добычей, переработкой и транспортировкой Бакинской нефти. Кроме нефтепереработки, ими было налажено производство, так называемых вспомогательных веществ, в частности соды и серной кислоты. Насколько я помню, именно эти «вспомогательные вещества» применяются при производстве взрывчатки и пороха. Да… неплохо развернулись Нобели в России. Много полезного сделать успели. Внедряли передовые технологии, строили вагоны, корабли и электростанции. А еще, они были совладельцами Ижевского оружейного завода. Занятные фактики.
Еще кое-что удалось узнать из истории Симонова монастыря. Оказывается монастырю принадлежали солеварни в Соли Галицкой и в других местах. Казалось бы, что тут интересного? Был у монахов дополнительный источник прибыли – ну и что? Соль - она тоже разная бывает! Ну, не давало мне покоя столь близкое соседство монастыря с древними пороховыми складами, а потом еще и со складами Нобелей. Абрам Иосифович был не совсем прав, говоря про мое полное незнание истории. Кое-что я все-таки сохранил в своей дырявой памяти. Например, про "селитряную повинность", коей Иван Грозный в XVII веке обложил города и монастыри. Селитра была важнейшим компонентом при производстве дымного пороха. А ведь это тоже соль.
В очередной раз просмотрев названия уцелевших зданий Симонова монастыря, я наткнулся на интересное название "сушило". "Сушило" или "солодежня" - трехэтажное здание в юго-западном углу монастыря. В некоторых источниках вскользь упоминается, что оно предназначалось для хранения продовольственных запасов. А вот я почему-то усомнился. На зернохранилище совсем не похоже. Просторные помещения с большими окнами и толстенными стенами. Вообще-то, для длительного хранения продуктов питания обычно использовались погреба. Там и температура более подходящая, и... Стоп! Температура... Для сушения чего-либо, это что-либо надо нагревать. Так почему же, ни на одной фотографии на крыше "сушила" не видно печных труб? А ведь у меня в подборочке были не только современные и дореволюционные фотографии, но и рисунки сделанные до изобретения фотографии. Странная получается "сушилка" из здоровенного трехэтажного неотапливаемого здания с толстенными кирпичными стенами. Что при Иване Грозном печей не придумали? Фигушки! Были. Значит в данном "сушиле" сушилось нечто, чему противопоказано печное отопление. Что бы это могло быть?
Сомнения исчезнут, если почитать про технологию изготовления дымного пороха. Для получения гранул, влажную пороховую мякоть перетирали в специальных горизонтальных решетах из свиной кожи. Полученные гранулы дробились, просеивались через сита и просушивались. Причем, просушка производилась естественным путем в так называемых "сушильных избах". Да и кому бы могло придти в голову сушить государев порох где-нибудь на печке? Такая головушка не долго бы плечи обременяла. Оторвало бы взрывом к едреням собачим, а если бы уцелела - то палач бы точно не оплошал.
Значит, мы имеем крепость-монастырь - строго охраняемую производственную базу с дисциплинированным персоналом из монахов. Производство опасное, но ведь монахам не привыкать класть живот свой во имя общего блага. Подъездные пути имеются, склады сырья и готовой продукции - тоже. Ну, не может обойтись такой объект без обширных и крепких подземелий! Само название одной из монастырских башен: Тайницкая – прямо-таки указывает на наличие подземных ходов. Тайницкими назывались башни во многих городах и крепостях. Их объединяло не только название, но и обязательное наличие тайных подземелий и подземных ходов. А еще в исторических материалах неоднократно упоминается, что по благословлению Сергия Радонежского основатель Симонова монастыря преподобный Феодор "...вместе с братией возделывал здесь землю для огородов, насаждал деревья, копал пруды и колодцы". Один из этих колодцев долгое время почитался святым, но не пережил разгула революции. Теперь на этом месте установлен памятный камень с соответствующей надписью. Впрочем, я уверен, что за несколько столетий существования монастыря, привыкшая к "рытью прудов и колодцев" монастырская братия была способна выполнить весьма солидный объем скрытых земляных работ. Тайны монахи хранить всегда умели, а их трудолюбие не вызывает сомнений. Кроме того, постоянные восстановления и перестройки монастыря позволяли завозить любое количество необходимых строительных материалов.

В результате моих исследований я выяснил, что подземные сооружения в районе Симонова монастыря можно условно поделить на несколько частей:

1. «Обычные» подвалы существующих и снесенных строений.
2. Подземелья пороховых складов.
3. Подземелья Симонова монастыря.
4. Подземные выработки метростроя.
5. Тоннели и притоннельные сооружения действующего метрополитена.
6. Городские коммуникации.

Существовала ли связь между всеми этими подземельями? Я уверен, что да. В некоторых архивных бумагах мне попались записи о консервации метростроевских выработок после окончания работ. Не о забутовке, а именно о консервации. Значит информация в метрополитеновском архиве была не совсем точна...
Среди всего прочего, мне удалось найти проект приказа о создании на базе СМУ-8 Мосметростроя комсомольско-молодежного тоннельного отряда ТО-101 и о передаче этому отряду оборудования и материалов с действующих участков строительства и складов Метростроя. Список переданного впечатлял. Как ни странно, но никаких данных о деятельности ТО-101 мне нигде найти не удалось. Один из ветеранов сказал, что о чем-то таком слышал. Вроде бы, комсомольско-молодежный тоннельный отряд занимался строительством оборонительных сооружений на подступах к Москве. А потом комсомольцы-метростроевцы, все как один вступили в народное ополчение и погибли где-то под Наро-Фоминском или Малоярославцем зимой 1941-го.
Очень интересная загадка! И мрачноватая. Тут Абрам Иосифович полностью прав. Теоретически я ее разгадал. Наличие в районе Симонова монастыря обширного подземного комплекса сомнений у меня не вызывало. Дело было за малым. За фактическим подтверждением. Разумеется, у меня не было эдакого диггерского зуда. Я не стремился во что б это ни стало прорваться в скрытые подземелья. Нет. Для спокойствия мне нужно было малюсенькое, но реальное подтверждение моих догадок. Зря что ли я время тратил в архивах?
Случай не замедлил представиться. Рассматривая схему метростроевских выработок я обратил внимание на некую странность. Бремсберг - метростроевский наклонный тоннель для вывоза породы на вагонетках частично сохранился и используется по сей день, как кабельный коллектор. Только вот в его расположении было что-то неправильное. Чего-то не хватало. Метростроевцы зачем-то заложили сразу несколько шахт. Две из них находились совсем рядом друг с другом, и были связаны ходками в двух уровнях. А наклонный откаточный путь почему-то только один. Неудобно получается - перегружать породу из шахты в шахту, если можно сделать ответвление в несколько десятков метров и выкатывать вагонетки напрямую. На схеме это ответвление прямо-таки напрашивается. Тогда система становится логичной и удобной. Я бы спроектировал все именно так. Уверен, что инженеры-метростроевцы были не глупее меня. Непрофессионализм в те времена очень дорого обходился. Так ведь и до вредительства недалеко! Так вот - если ответвление бремсберга было, то оно должно было вести прямиком в интересующую меня часть выработок. Но ведь нет его на схемах! Можно ли это проверить? Да легко!
Перед самой сдачей отчета я заявил начальнику, что хочу кое-что уточнить на месте для верности. Начальство не возражало. Тем более, что эта проверка должна было занять максимум часа полтора. Я прошелся по всему кабельному коллектору от входа до примыкания к шахте. Точно в том месте, где я и предполагал, коллектор немного расширялся, а в бетонной стене просматривались характерные трещины. Уж в них-то я научился разбираться за время работы в ТОС. Это были не усадочные тещины, не трещины по заходкам бетонирования, а самый натуральный замурованный проем. Если не знать, что и как искать - то пройдешь мимо и не заметишь. С чистой совестью я посчитал задачку решенной и занялся другими делами.
Вот теперь, кажется, пришло время вспомнить. Если я не ошибаюсь, то в этих старых подземельях должно находиться немало интересного и полезного. Не зря же их секретили и приложили столько усилий для консервации? Да и сами выработки как таковые, представляют немалую ценность - хотя бы просто для расширения подземного жизненного пространства.


Рецензии
Серёжка, молодец! Крепко жму руку!

:-)) Улыбаюсь...
Будем!

Вик Лови Тор   04.04.2013 13:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Вик Саныч! )
Будем, обязательно!

Просто Сергеич   05.04.2013 01:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.