Рогатая переправа

Было это – не было, врать не стану, а рассказать расскажу!
 Раньше, старики сказывали, в нашем селе Вознесенье весь народ ездил по воде на коровах. Село наше стоит на острове Андрианов, в самой дельте Северной Двины, реки нашей вольной. Куда не повернись – везде вода. Сзади – вода, спереди – вода, слева – вода, справа – вода. Пароходы-тихоходы тогда по реке ходили, захочешь попасть на другой берег, в город, например,  или ещё куда – плати денежку. Моторных лодок тогда не было, в лодке на вёслах плыть тяжело, вёслами так намашешься – руки отпадут!
 Люди в то время держали много всякой разной живности. У кого были кони, коровы, у кого – свиньи, овцы, у кого – куры, утки, гуси. У кого и всё сразу – кони, коровы, свиньи, овцы, куры, утки, гуси. Благодать!
 Утром солнышко только просыпаться начнёт, а в селе уже гомон вовсю стоит, да на все голоса. Кони ржут, коровы мычат, свиньи хрюкают, овцы блеют, петухи поют, куры кудахчут, утки крякают, гуси гогочут. От такой деревенской музыки сердце радовалось. Живёт село!
 Вознесенский народ наш тогда не бедствовал, работал от зари до зари. В каждой семье всё своё – некупленое. А как же! Растили тогда хлеб, овощи, скотинку держали, рыбу ловили, в лес ходили по грибы, по ягоды, зверя били морского. У кого излишки были – те на ярмарку ездили продавать мясо, рыбу, молоко, картошку. Так и жили... Одна была незадача! Трудновато было попадать на другой берег, в город по дельной поре. На пароходах-тихоходах дороговато, а на лодке плыть, вёслами махать, тяжеловато. Стали мужики думу думать, затылки свои чесать, чтобы мысли сами по себе не разбредались в разные стороны, а друг за дружкой в голову приходили, чтоб по порядку, значит. Думали они, думали, да и придумали... Вознесенский-то народ башковитый!
 Однажды приметил вознесенский пастух, что коровы, когда на другой берег переплавляются, так шибко плывут, что за ними не угонишься. А его корова плывёт совсем не так, как другие! Выставила его коровёнка передние ноги вперёд копытами и плывёт, а сзади её такая волна идёт, как от парохода. Захотел пастух поглядеть, как это его корова такую волну выделывает, под воду нырнул, глядит, а хвост у коровы на манер пропеллера крутится, ну совсем, как у парохода, винт гребной. Да так она, эта коровёнка, ходко плыла, что пароходы- тихоходы запросто обгоняла. Не растерялся пастух, ухватил животинку за рога, сел на неё и давай кататься по реке на своей корове. Только успевал коровьи рога поворачивать, повернёт он коровью морду за рога вправо – корова вправо поворачивает и плывёт, повернёт влево – корова влево поворачивает и плывёт, начнёт пастух коровью морду за рога прямо держать – корова прямо плывёт. Накатался мужик тогда по реке на корове вдоволь, пришёл он в село и начал всем мужикам в Вознесенье рассказывать, как он целый день ездил по реке верхом на корове. Не поверили ему мужики, стали над пастухом смеяться! Вот пастух и позвал всех своих односельчан на реку.
 Наутро весь вознесенский народ, от мала до велика, вышел на берег реки. Глядят, как пастух станет коров на тот берег перегонять. А пастух сел верхом на свою коровёнку, та вошла в воду и поплыла, да так быстро, что мужики рты пораскрывали. Видят – повернёт пастух коровьи рога вправо – корова вправо плывёт, повернёт пастух коровьи рога влево – корова влево плывёт, держит пастух коровьи рога прямо – корова прямо плывёт. Дивятся мужики, глядят  на пастуха, который на своей корове по реке круги нарезает. То один попробует на корове пастуха покататься, то другой, а потом и всем захотелось на корове по реке покататься, да пастуху стало жаль свою бурёнку. Вот он и предложил вознесенским мужикам приучать своих коров плавать так, как это делает его "водоплавающая"!
 Тогда-то наши мужики и взялись обучать своих коров такому скоростному плаванью. А наши "вознесяночки"- коровки умные, в один миг уразумели, что от них хозяин требует, вертят головой. Куда хозяин рога повернёт, туда и плывут, довольнёхоньки, целый день в прохладной воде плавают, не жарко, да и мухи не кусают. Каждый вознесенский мужик выучил свою корову плавать. Красота! Топлива-то коровке не надо, как пароходу-тихоходу, только корми её хорошенько и всё. Веслами грести, руки трудить, как на лодке, тоже  не надо, только садись на корову верхом и верти коровьи рога направо-налево. Обрадовались мужики, дело на лад пошло. С той поры так и повелось. Надо в город – сел на свою бурёнку, да и вперёд!
 Плывёт мужичок на своей коровушке, по пути рыбку ловит, та к нему от удивления сама в руки идёт. В городе мужик рыбу, молоко да картошку продаст, накупит ребятишкам своим обновок, да жёнке своей нарядов и айда на своей "быстроходной" обратно домой!
 Только власти шибко забеспокоились! Наш вознесенский народ совсем перестал на пароходах-тихоходах ездить. Придёт пароход-тихоход в Вознесенье, а обратно уходит пустой. Не едут в нём вознесенцы, зачем деньги-то зря тратить, на корове-то бесплатно. Приехал из города большой начальник – разбираться, что да как. Но наш мужик не шибко говорливый, ни один не просказался, так и уехал большой начальник ни с чем. А вознесенский народ ещё долго на своих бурёнках по реке раскатывал! 
 Но слава про наших коров не удержалась в Вознесенье! Как наши мужички не держали свой язык за зубами, на островах в других деревнях люди прознали про наших бурёнок. Стали приезжать, да спрашивать – что, да как, просили показать, потому, как всем не верилось, пока сами не увидели. Обратно домой ехали по реке на коровах, что у вознесенских мужичков купили. Дома уже на своих бурёнках стали все разъезжать по реке. Теперь уже весь народ с островных деревень перестал ездить на пароходах-тихоходах! Идёт пароход-тихоход по реке, а его люди на своих коровах по реке обгоняют. Да так быстро те коровы плывут, что капитан удивился. Вот он-то и пожаловался большому начальнику на то, что люди с островных деревень перестали ездить по реке на его пароходе-тихоходе, а ездят по реке на своих коровах! Не поверил капитану большой городской начальник, сам захотел посмотреть, как это люди на коровах по реке ездят. Переоделся он в одёжу попроще, в серьёзной-то одежде начальника издалека видать.
 Приехал он в Вознесенье, напросился в гости к одной семье. Пустили там переодетого начальника в дом, накормили, напоили, спать уложили. Наутро хозяин этого дома в город засобирался, вывел корову со двора, к реке зашагал. Переодетый начальник за ним незаметно пошёл, спрятался в кустах и стал смотреть, что будет делать мужик. А тот сел на корову верхом, корова в воду зашла и поплыла. Смотрит начальник, как корова плывёт и удивляется. Сидит мужик на корове, за рога ухватился и управляет ими коровой. Повернёт он коровью морду за рога вправо – корова вправо плывёт, повернёт мужик коровью морду за рога влево – корова влево плывёт, начнёт мужичок коровьи рога держать прямо – корова прямо плывёт, а сзади коровёнки такая волна идёт, как от парохода-тихохода, да так ходко корова поплыла, что начальник рот разинул.
 Понял тогда городской большой начальник, почему деревенские люди перестали ездить в город на пароходе. Вернулся он в город сердитый! Долго топал ногами от злости и кричал на своих помощников. Мол, как это они допустили, чтобы пароходы по реке ходили пустые, выручки в казне никакой – ни украсть, ни в карман положить нечего. Приказал указ издать, чтобы деревенских мужиков ловили и штрафовали за такое самовольство.
 Да наших мужиков голыми руками не возьмёшь, они, как только завидят начальство, сразу выводят коров на берег пастись, травки коровушка пощиплет, пока чиновники мимо едут, а мужички потом снова садятся на своих бурёнок и дальше едут! А на этих пароходах-тихоходах тоже стали ездить, чтобы городского большого начальника не дразнить. Да, только потом сняли того начальника c должности-то. Люди говорят, что он городскую казну разворовал. Ну и поделом ему!
 Вознесенский же народ, да и народ других островных деревень долго ещё на коровах по реке разъезжал, да поминал добрым словом того пастуха, который это всё придумал. До сей поры кто-нибудь из вознесенских мужичков, нет-нет, по старой памяти, да и прокатится по реке на корове. Не верите? У нас такие коровы ещё не перевелись! Приезжайте к нам в Вознесенье, покатаем!


                Май – октябрь   2007 год.




 


Рецензии
Эк, ведь, хорошо-то как удумала сочинить. Весело и красиво.
:-)
А.С.

Александр Сергунин   05.04.2013 16:29     Заявить о нарушении
Спасибочки, Александр! Приятно читать такие отзывы!

Любовь Шевякова   06.04.2013 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.