Василий Ливанов

Недавнего студента театрального училища, проработавшего всего несколько месяцев в театре, известный кинорежиссер пригласил на одну из главных ролей. И режиссер не ошибся. Начинающий артист успешно выдержал экзамен. Кинокритики заметили этот незаурядный дебют и по достоинству его оценили.

Так пять лет назад начал свой путь в кино Василий Ливанов, снявшись в фильме М. Калатозова «Неотправленное письмо».

Начало было приметным, но не совсем удачным и вовсе не легким. С одной стороны, дебютанту вроде бы очень повезло. Ведь его первым руководителем и наставником в кино оказался опытный кинорежиссер, поставивший перед этим завоевавшую международную славу кинокартину «Летят журавли». Немало помог В. Ливанову в создании экранного образа и такой блестящий мастер кинопортрета, как оператор С. Урусевский. Однако молодой актер был лишен главного — полноценной литературной основы образа. Характер Андрея в сценарии выглядел бледно, однопланово; его язык был на редкость бесцветен. Актеру пришлось в первой своей работе" столкнуться с явлением, глубоко чуждым театру, но, к сожалению, все еще бытующим в кинематографе — додумыванием и дописыванием диалогов режиссером и актерами уже в процессе съемок.

Как ни старался артист обогатить язык своего герои, ему не удалось преодолеть до конца монохромность и прямолинейность образа. Не смог полностью избавить этот характер от схематизма и оператор, стремившийся изощренно снятыми портретами Андрея компенсировать просчеты в драматургии. Безответность и непротивление злу в поведении геолога выглядели на экране не очень убедительно ...

Роль своего сверстника Ливанов играл с необыкновенной искренностью, и нам надолго запомнился чистый и светлый образ застенчивого и неловкого парня, готового в решительный час на самопожертвование во имя спасения своих друзей.

Начав с роли своего современника и ровесника, думы и чаяния которого были близки и понятны молодому актеру, Василий Ливанов обращается к образу иного плана. Ему поручают сыграть Петра в экранизации повести В. Короленко «Слепой музыкант».

Здесь артисту пришлось преодолевать трудности другого рода. В отличие от первой роли Ливанов встречается с отличным литературным материалом, филигранно выписанным образом глубоко страдающего от физической неполноценности и поначалу очень эгоистичного молодого человека, который с помощью старого солдата Максима Яценко находит свое место в жизни и прозревает духовно. Однако этот характер был очень далек от внутреннего мира исполнителя и требовал, таким образом, искусства глубокого перевоплощения.

Нельзя сказать, что образ, задуманный Короленко, был реализован на экране без каких-либо потерь. Ливанов играл подчас слишком напряженно, порой ему не хватало сдержанности и простоты. Но были в «Слепом музыканте» и уверенно проведенные сцены, исполненные неподдельной страстности и острой эмоциональности. Назову хотя бы встречу Петра со звонарем, где Ливанов сумел донести до зрителя тончайшие психологические нюансы в состоянии героя.

Выступление в «Слепом музыканте» было примечательным также и тем, что здесь встретились актеры двух поколений — Ливанов-отец и Ливанов-сын.

Нелегко нести бремя прославленной артистической фамилии. Зритель невольно сопоставляет игру начинающего артиста с искусством признанного мастера, из рук которого младшему суждено принимать творческую эстафету.

В «Слепом музыканте» отец и сын были рядом (народный артист СССР Б. Ливанов исполнял роль Максима Яценко). И зрители не разочаровались в младшем Ливанове. Таланты оказались разными, но соизмеримыми.

Следующая крупная работа В. Ливанова была совсем неожиданной для обычной биографии молодого киноактера. Г. Рошаль поручает ему в фильме «Суд сумасшедших» главную роль немецкого ученого Вернера. Исполнителю, которому едва минуло двадцать семь лет, предстояло воплотить на экране почти четверть века жизни героя. Трудности и противоречия первых двух ролей здесь как бы слились воедино. Актер столкнулся со средой, еще более далекой и незнакомой, чем в «Слепом музыканте». Сверх того, работая над ролью Вернера, Ливанов, как и в «Неотправленном письме», встретился с образом очень условным, лишенным необходимых бытовых и психологических подробностей. Но в этой работе артиста заинтересовала не столько драматургия роли, сама по себе не очень оригинальная, сколько возможность испробовать свои силы в новой сфере, уйти от уже привычных амплуа своих ровесников. Ливанов рассказывает, что ему представлялось также очень заманчивым участие в ансамбле таких опытных актеров, как С. Бондарчук, Н. Гриценко, А. Попов, у которых он мог поучиться. Но главное, что заставило Василия Борисовича без колебаний согласиться на участие в фильме «Суд сумасшедших», — это работа под руководством замечательного режиссера-педагога, воспитавшего и «открывшего» для кино немало новых имен.

Ливанов создал в общем вполне достоверный по внешнему облику образ ученого. Он одинаково свободно и непринужденно играл и молодого и седовласого Вернера. Однако данные актера были скованы заранее заданной схемой сценария; исполнителю явно не хватало психологических мотивировок, образ ученого и борца за мир получился несколько плакатным.

После этого фильма актер вновь возвращается к воплощению на экране своего современника. Он снимается в роли молодого врача Ал. Зеленина — героя экранизации повести В. Аксенова «Коллеги». Снова близкая артисту духовная сфера своего сверстника.

Но возврат к образу современника не замыкает круг сыгранных ролей, а поднимает творчество артиста на новую ступень. От начала и до конца фильма Ливанов ведет свою роль поразительно естественно и просто. Перед нами словно бы подсмотренная оператором жизнь. Однако натуральность поведения нигде не переходит в натуралистичность: правда и жизненность достигаются не копированием бытовых мелочей, а строгим отбором средств, раскрывающих характер героя.

Актер скуп на жесты, он редко форсирует голос, ему чужда утрированная мимика. Даже в сценах, построенных на бурных внешних столкновениях, как, например, ночная встреча с Бугровым, актера не оставляет сдержанность, за которой скрывается неисчерпаемая духовная сила героя.

После «Коллег» можно было с уверенностью сказать о рождении нового талантливого актера, одаренного яркой самобытной индивидуальностью.

Несколько нервозная утонченность исполнения, проглянувшая было в роли Андрея, подчеркнутая изысканной работой оператора, постепенно переросла в подлинную художественную тонкость.

Перед нами очень взыскательный и исключительно добросовестный художник. Режиссеры, работавшие с Ливановым, отмечают, что какая бы — большая или малая — роль ни поручалась этому артисту, он всегда заблаговременно разрабатывает ее партитуру и приходит на съемочную площадку тщательно подготовленным. Каждый удачный кадр, сыгранный им, плод долгого и кропотливого труда. В этом ответственном отношении к работе актера, никогда не рассчитывающего на случайную удачу и обаяние прежних успехов, ощущается строгая и требовательная рука его учителей и руководителей по театральному училищу имени Щукина — педагогов Б. Захавы, В. Москвина, И. Раппопорта. Отразились и традиции артистической семьи, в которой воспитывался Василий Борисович — актер третьего поколения. Именно третьего, ибо он сын Б. Ливанова и внук заслуженного артиста РСФСР Н. Извольского-Ливанова.

В кино немало актеров, которые, несмотря на внешнее разнообразие ролей, всегда остаются сами собой. Зритель узнает их с первых же кадров, независимо от костюма и грима. Ливанов — артист другого склада. Он может появиться на экране и неопознанным. Мы имеем в виду образ Ф. Э. Дзержинского в фильме «Синяя тетрадь» режиссера Л. Кулиджанова.

Исторический персонаж, многократно исполненный другими артистами, налагает на нового исполнителя особую ответственность: взявшись за такую роль, он должен сыграть ее по крайней мере на уровне своих предшественников. В. Ливанов не подвел постановщика. Эпизод встречи Дзержинского с В. И. Лениным в Разливе проведен им блестяще. В распоряжении актера было всего полтора-два десятка реплик немногословного героя, но какое разнообразие красок и оттенков в характере удается выразить актеру в этом эпизоде, лишенном каких бы то ни было внешних драматических эффектов! Дзержинский в «Синей тетради» предстает перед нами истинным рыцарем пролетарской революции, человеком железной воли, настойчивым, упорным и одновременно глубоко человечным, благородным и неотразимо обаятельным. Здесь становится особенно ощутимой еще одна сторона творчества Ливанова — умение передать богатый интеллектуальный мир героя. Его герой всегда человек серьезных раздумий.

Девять разноплановых ролей за пять лет работы говорят о большой щедрости таланта молодого артиста, о его многогранных способностях. Недавно Ливанов снялся в фильме «Карл Маркс» (постановщик Г. Рошаль), где исполнил роль современника Маркса и Энгельса — Георга Веерта, названного Энгельсом первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата. Над образом этого жизнелюбивого и остроумного человека, фельетониста и сатирика, беспощадного разоблачителя врагов революции, артист работает с огромным увлечением.

Зритель успел полюбить вдумчивого, искреннего и глубоко эмоционального актера В. Ливанова, артиста широкого диапазона. Но актера не удовлетворяет достигнутое. Стремление отдать все свои силы и способности любимому искусству привели Ливанова на Высшие курсы кинорежиссеров. Уже сданы последние теоретические экзамены. Впереди — постановка дипломного фильма. Будем надеяться, что такую же любовь завоюет и Василий Ливанов — режиссер.

Н. Крючечников (статья из биографического альманаха «Актёры советского кино», выпуск второй, 1966 г.)

ФИЛЬМОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Василий Борисович Ливанов. Родился в 1935 г. в Москве. Окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина.

Снимался в фильмах:
1. Неотправленное письмо (1960) — Андрей.
2. Слепой музыкант (I960) — Петр.
3. Воскресение (1961) — Крыльцов.
4. Две жизни (1961) — студент.
5. Суд сумасшедших (1962) — Вернер.
6. Большие и маленькие (1963) — учитель.
7. Коллеги (1963) — Александр Зеленин.
8. Синяя тетрадь (1964) — Ф. Э. Дзержинский.
9. Возвращение Вероники (1964) — Вадим.


Рецензии
Василий Борисович Ливанов (19 июля 1935, Москва, СССР) — советский и российский киноактёр, сценарист, писатель, режиссёр, мультипликатор, заслуженный артист РСФСР (1981), народный артист РСФСР (1988). Наибольшую известность получил за создание экранного образа Шерлока Холмса в цикле телефильмов режиссёра Игоря Масленникова по произведениям Артура Конан Дойля, за что в 2006 году был награждён орденом Британской империи.

Сын актёра Бориса Ливанова, внук актёра Николая Александровича Ливанова (Извольского). Мать, Евгения Казимировна (1907—1978), полька, была «одной из самых очаровательных московских женщин». Завсегдатаями дома Ливановых были Качалов, Пастернак, Довженко, Черкасов, Тарханов, Кончаловский. В 1954 году Василий Ливанов окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, а позднее — Театральное училище им. Щукина (1958) и Высшие режиссёрские курсы при Госкино СССР (мастерская Михаила Ромма, 1966).

Сочетание интеллигентности, душевной тонкости, романтичности, искренности чувств было определяющим в ранних экранных образах Василия Ливанова.

В 1966—1973 годах работал на киностудии «Союзмультфильм» режиссёром-постановщиком. Озвучил около 300 мультипликационных персонажей, в том числе Карлсона, Крокодила Гену и Удава в мультфильме «38 попугаев». Вместе с Юрием Энтиным и Геннадием Гладковым создал мультфильм «Бременские музыканты».

В 1988 году Василию Ливанову было присвоено звание Народного артиста РСФСР.

15 июня 2006 года в Москве Василию Ливанову послом Великобритании был вручён орден Британской империи за лучший классический экранный образ Шерлока Холмса.

(с) Википедия

Актеры Советского Кино   07.06.2013 15:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.