говоришь

говоришь геометрия, живопись, форма, известный в узких кругах кубист,
говоришь авангард, модерн, ренессанс, раздробить, искажение перспективы,
говоришь, и я слышу, как тихо тебя люблю, кто-то ведь должен т е б я любить,
а не геометрические примитивы.

говоришь язык, пустота, эфир, восприятия нет с момента рождения языка,
говоришь Кастанеда, модальность, безмолвие, Бог, бытие, безупречность,
говоришь, а исчезнешь - никто не будет тебя искать, с огнём по ночам искать
не будет никто, кроме меня, конечно.

говоришь Гумилёв, акмеизм, безрифменность, рваный размер, расстрел,
говоришь эволюция, эго, Эдем, эпатаж, неклассический, Ницше,
говоришь, а они не знают, не видят, не слышат тебя, как я умел,
но рисуют, играют, ваяют, пишут…

***
кажеш геометрія, живопис, форма, відомий у вузьких колах кубіст,
кажеш авангард, модерн, ренессанс, роздробити, спотворення перспективи,
кажеш, і я чую, як тихо тебе кохаю, хтось-таки має т е б е любити,
а не геометричні примітиви.

кажеш мова, порожнеча, ефір, сприйняття немає з моменту народження мови,
кажеш Кастанеда, модальність, безгоміння, Бог, буття, бездоганність,
кажеш, а зникнеш – ніхто тебе не шукатиме, з вогнем вночі шукати
не буде ніхто, крім мене, звичайно.

кажеш Гумільов, акмеїзм, безримність, рваний розмір, розстріл,
кажеш еволюція, еґо, Едем, епатаж, некласичний, Ніцше,
кажеш, а вони не знають, не бачать, не чують тебе, як я вмів,
але малюють, грають, ліплять, пишуть...

(перевод на украинский - Надежда Василенко-Коровянская)


Рецензии
Помню это стихотворение по конкурсу 2013 г.
Тогда я отозвался так:

КИРИЛЛ ТАБИШЕВ «говоришь»
http://www.stihi.ru/2013/03/27/11980

говоришь геометрия, живопись, форма, известный в узких кругах кубист,
говоришь авангард, модерн, ренессанс, раздробить, искажение перспективы,
говоришь, и я слышу, как тихо тебя люблю, кто-то ведь должен т е б я любить,
а не геометрические примитивы.

говоришь язык, пустота, эфир, восприятия нет с момента рождения языка,
говоришь Кастанеда, модальность, безмолвие, Бог, бытие, безупречность,
говоришь, а исчезнешь - никто не будет тебя искать, с огнём по ночам искать
не будет никто, кроме меня, конечно.

говоришь Гумилёв, акмеизм, безрифменность, рваный размер, расстрел,
говоришь эволюция, эго, Эдем, эпатаж, неклассический, Ницше,
говоришь, а они не знают, не видят, не слышат тебя, как я умел,
но рисуют, играют, ваяют, пишут…

Текст цельный по форме и по мысли, четко проработаны семантические оппозиции, стихотворение искреннее и умное. Однако – учитывая предшественников: «Заезжего музыканта» Булата Окуджавы и уже упомянутое на отборочном туре «музыка жизнь свет» Рахмана Кусимова – не слишком ли лёгкую задачу поставил себе автор?

Во-первых, перечисления. Здесь они – несущий элемент текста. Не было бы заманчиво – наряду с уложением в такую вполне конфортную метро-ритмическую структуру, как в «говоришь» – подчинить их и какому-то дополнительному организационному моменту? Навскидку: по алфавиту (это кое-где намечено: эВолюция, эГо, эДем – но не проводится последовательно), по слоговой длине слов, по корневым созвучиям и т.п. СлабО показать виртуозность? Или она уже есть в тексте, только я её проглядел?

Во-вторых, текст стихотворения не слишком далеко ушёл от демонстрации его логического каркаса. Хотелось бы больше и «вкусных подробностей», и прорывов в нечто… трансцендентное.

«Трубач играет гимн, трубач потеет в гамме,
трубач хрипит свое и кашляет, хрипя...
Но словно лик судьбы – он весь в оконной раме,
да любит не тебя... А я люблю тебя.

Дождусь я лучших дней и новый плащ надену,
чтоб пред тобой проплыть, как поздний лист, кружа...
Не многого ль хочу, всему давая цену?
Не сладко ль я живу, тобой лишь дорожа?»

Коллизия по сути та же. Но у Окуджавы – и колоритные, точные детали: «потеет в гамме», «как поздний лист, кружа», и мудро-самокритичное «Не сладко ль я живу, тобой лишь дорожа?», и выход на, ни много ни мало, «лик судьбы»… А если прочитать текст песни целиком (http://poetryrain.com/authors/okudzhava-bulat/15137 ) ? Он богат, разнообразен, полифоничен.
Также и в стихотворении http://www.stihi.ru/2011/07/05/181 – больше неожиданностей, подводных течений, «мяса»…
Вот этого мне не хватает в «говоришь».
Покритикую и черезчур романтическое «ночью с огнём искать»… Слышится голос Льва Николаевича: «Да какой же тигр, откуда тигр?»

))

Арабский Алфавит   12.09.2025 15:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.