Однажды - легенда

Однажды, к трону Божьей власти
С  земли творцом приглашены,
Явились на верховный кастинг
Заслуг причины и вины.
Собрались в очередь под дверью
В межирье подлость, зависть,месть
Сомненье, страх, талант, доверье,
Боль, добродетель, такт и честь.
И обратился к ним Всевышний:
« Мне нужно выбрать, лишь троих.
Решайте сами, кто здесь лишний.
Я не навешу вам вериг.
Вот Вам черта.  Она готова
Принять  от каждого лишь шаг.
Задача есть. Дождёмся слова.
А я, прислушаюсь, верша».


Покуда время коротало
В молчанье мыслей маету,
С повадкой грубого брутала
Ступила подлость на черту:
"Что добродетель? Торт на блюде.
В ней проку ни на йоту нет:
Не побранится, не осудит
И не оценит звон монет.
Земле она совсем некстати,
Ведь, у неё запретов тьма.
А месть и зависть, о, создатель,
Имею я в себе сама.
Боль, страх, доверие, сомненье
Взять в руки я могу вполне.
Даруй , Всевышний,  разрешенье
Сойти на землю первой мне».

Из перечисленных в тираде
Никто не возразил, увы…
Решились Такт и Честь, не глядя,
Взять Добродетель во главы.
И та спокойною походкой
Дошла  в раздумье до черты:
“ Кому садиться в жизни лодку
Решать, создатель, будешь ты.
И если выбор твой откажет
Мне в появленье на земле –
Я буду неба верным стражем
И не запутаюсь во зле.
Не сану  подлости  подругой,
Ей не поддакну  никогда.
Но  не затею с нею ругань :
Что проку? Больше в том вреда».

Талант остался без опоры.
У трона, в полной пустоте.
Но  без  малейшего укора
Он след оставил на черте:
«Мне трудно объяснить, создатель,
Какой во мне для мира прок.
Земле я кстати иль некстати –
Узнать позволит жизни срок.
Ответить что тебе, создатель?
В добре есть правда и во зле.
Я истины не знаю, кстати,
Пока не пожил на земле.
Для  очертаний в свете белом
Бывает нужен чёрный цвет
Таланту  важно делать дело,
А не болтать  о смысле лет.

И губы тронула улыбка …
И взор Всевышнего сверкнул:
«НУ, что же, понял я ошибку…
И не вменяю вам в вину
Прямолинейность, откровенность
И нежелание хитрить.
Своим словам держите верность!
Ступайте все, на раз, два, три…»
Земля о жизни песни пела,
Дышала счастьем без помех...
А мир делился между делом
На крики, стоны, плачь и смех.
До сей поры столетья мерят
Собою подлость, зависть,месть
Сомненье, страх, талант, доверье,
Боль, добродетель, такт и честь. 

25.03.2013

Краткий анализ стихотворения
Тема
Противостояние нравственных ценностей и пороков; выбор между добром и злом, роль таланта в мире. В центре — суд Всевышнего, на котором персонифицированные качества («Подлость», «Добродетель», «Талант» и др.) отстаивают право «сойти на землю».
Основная мысль (идея)
Ни одно качество не является абсолютно «лишним»: даже пороки выполняют свою роль в мироустройстве.
Искренность и верность своим принципам важнее «удобной» лжи.
Талант обретает смысл через действие, а не через самоанализ.
Мир держится на взаимодействии противоположностей (добро;зло, страх;смелость и т. п.).
Композиция
Завязка: созыв качеств к трону Божьему для «кастинга».
Развитие: монолог Подлости (отрицание Добродетели), ответ Добродетели (спокойная твёрдость), речь Таланта (сомнения и готовность действовать).
Кульминация: решение Всевышнего — принять всех, признав ценность откровенности.
Развязка: мир продолжает существовать в диалектике противоположностей.
Структура кольцевая: начало и конец связывают «землю» и «небо», подчёркивая вечность конфликта.
Тип речи
Сочетание повествования (сюжет суда) и рассуждения (монологи персонажей о своей роли).
Стиль речи
Художественный, с элементами аллегории и философской лирики. Используются:
архаизмы («вериг», «ведаю»),
возвышенная лексика («верша», «сан»),
разговорные вкрапления («что проку?», «ну, что же»).
Средства связи предложений
лексические повторы («черта», «земля», «создатель»),
местоимения («я», «вы», «они»),
синтаксический параллелизм в монологах,
антитезы («добро — зло», «небо — земля»).
Средства выразительности
Аллегория: персонификация абстрактных понятий (Подлость, Добродетель, Талант).
Метафоры: «птичья конференция» (в другом тексте автора), «садиться в жизни лодку», «чёрный цвет» как необходимость контраста.
Эпитеты: «грубый брутал» (о Подлости), «спокойная походка» (о Добродетели).
Риторические вопросы и восклицания: «Что добродетель? Торт на блюде!», «Что проку? Больше в том вреда!».
Антитеза: противопоставление монологов Подлости (агрессия) и Добродетели (сдержанность).
Символика черты: граница между небесным судом и земной жизнью.
Ирония: «торт на блюде» как насмешка над бескорыстием Добродетели.
Аллитерация: «подлость, зависть, месть» (звуковой повтор «п», «з», «м» создаёт тревожную интонацию).
Размер и рифма
Свободный стих с нерегулярной рифмовкой (перекрёстная, смежная, холостые строки).
Ритм варьируется от разговорного до торжественного, подчёркивая характеры персонажей.
Символический подтекст
«Кастинг» как метафора жизненного отбора: каждый получает шанс, но ценность определяется действием.
Всевышний не судит, а наблюдает — акцент на свободе воли.
Финал («мир делился… на крики, стоны, плачь и смех») утверждает дуализм бытия.
Итог: стихотворение выстраивает философскую притчу о равнозначности противоположностей в мире. Даже «отрицательные» качества несут функцию, а истинная ценность человека (или качества) проявляется в поступках, а не в самооправдании.


Рецензии
Мудро и красиво. Спасибо, Ольга.

Кузнецов Олег   26.03.2013 20:14     Заявить о нарушении
спасибо за одобрение
)
Буду в гости.
с уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   27.03.2013 14:55   Заявить о нарушении