Рецензия на Обращение по случаю Рождества. Яков Бу

Оригинал: Обращение по случаю Рождества. [Яков Будин]

 Поздравление с посвящением

 Я Вам знаком уже два года,
 А Вы во мне почти всю жизнь.
 Виной, фантазии природы...
 Любовный омут - тут держись.

 В глаза влюбился, в голос, в губы,
 в стихи и образный рассказ.
 И каюсь, был частенько грубым -
 чтоб скрыть любовь свою от Вас.

 Судьба всё рядышком водила,
 Но даты разлучали нас.
 В конце меня на землю смыло,
 А Вы - богиней на Парнас.

 Через Ла-манш и воды Темзы
 Мой шёпот в дальнем городке:
 "Останься верой и надеждой,
 Чтоб плыть по жизненной реке."

 Понятие литературного разбора предполагает рассмотрение стихотворения с позиции теории стихосложения. Там есть вещи, которые поддаются точному измерению (например, ритм, размер). Есть вещи более менее чёткие, но допускающие некую условность классификации и определения (рифмы, штампы). А есть и суждения, базирующиеся на эфемерных понятиях (поэтичность, образность, невзыскательность вкуса и прочее).

 Если подходить с этих позиций, то в стихотворении есть один прямой изъян (слабая весьма рифма Темзы-надеждой). Можно обратить внимание на то, что использовано много слов, встречающихся очень часто и у огромного числа людей, пишуших стихи (всю жизнь, любовный, любовь, богиня, Парнас, вера, надежда).
 Всё остальное, как говорится, дело вкуса. Понятие невзыскательности вкуса - весьма условно и субъективно. Но и об этом можно поговорить, чтобы понять, почему это стихотворение для кого-то не представляется совершенным (это при том, что кого-то оно удовлетворяет в полной мере). Могу представить лишь свой взгляд, ни в коей мере не претендуя на его универсальность.


 Я Вам знаком уже два года,
 А Вы во мне почти всю жизнь.
 - (Сразу вызывает недоумение, как так может быть, но потом понимаешь, что, возможно, ЛГ именно о такой женщине мечтал почти всю жизнь, и вот два года назад с ней познакомился... при этом сам о ней мог или мечтать или даже видеть её на картинках, быть знакомым с её творчеством и прочее. Если в голове возникает столько сопутствующих мыслей, то это следует отнести к достоинствам произведения).

 Виной, фантазии природы...
 Любовный омут - тут держись.
 - (вместо , поставить тире и претензий к грамматике нет. Есть вопрос по смыслу. Что такое фантазии природы? Нечто особое применительно к ЛГ? Оказывается, речь идёт о том, что обще для всех без всяких природных причуд. Влюбился человек. Это так знакомо и тут же находит отклик в душе у многих читателей. А тут ещё образ - любовный омут, да кто в нём не оказывался? Тут действительно держись.. а мне вот это показалось слишком простым и выражено хоть и верно, но простово-то что ли, даже не знаю... но не вдохновило и новизны я в этом образе не увидел)

 В глаза влюбился, в голос, в губы,
 в стихи и образный рассказ.
 И каюсь, был частенько грубым -
 чтоб скрыть любовь свою от Вас.
 - (описательная сторона, во что человек может влюбиться, тоже всем знакома. Об этом писалось многократно, и про голос, и про глаза. Появилось нечто другое - оказывается можно влюбиться и в стихи, и в образный рассказ, но почему-то всего один. Следует признать, что представленное перечисление - не предметы одного ряда. Кого-то это может смутит, а кого-то наоборот порадует смелостью автора. Мне эта смелость показалась просто недоработкой.
 Далее ситуация тоже всем знакомая. Мужчина часто бывает груб, но если он в этом признаётся, то уже сам факт вызывает восхищение у одних женщин, а ведь кто-то скажет на это - слабак... И ситуация, когда за нарочитой грубостью может умышленно скрываться избыточная нежность, подобная ситуация нечасто, но встречающаяся, кому-то и она внове. Это четверостишие им наверняка понравится. А по мне, увы, - не то... и каяться я не люблю, и грубить от любви не стану... не такой я).

 Судьба всё рядышком водила,
 Но даты разлучали нас.
 В конце меня на землю смыло,
 А Вы - богиней на Парнас.
 - (Инверсия тут не из лучших. Мысли сразу в голову ненужные лезут, а что всё судьба водила рядышком? Только потом понимаешь, что всё это лишь для усиления, а не водимый предмет. Рядышком, а почему не рядом? Чем вызвана такая форма - выразить трогательность отношений? Не знаю. Броский образ - даты разлучили нас... но не понятен он мне, честно говоря. Я, конечно, могу нечто себе вообразить, но уж очень это будет надумано.
 А вот меня на землю смыло - возникает вопрос, а с чего может смыть ЛГ на землю? С палубы корабля? С пирса? Очень непонятно. Можно домыслить, что ЛГ остался на земле, где и до этого был, а эту женщину в высшие сферы подняло, но богиня и Парнас так часто употребляются в стихах, что даже значимость свою утратили).

 Через Ла-манш и воды Темзы
 Мой шёпот в дальнем городке:
 "Останься верой и надеждой,
 Чтоб плыть по жизненной реке."
 - (Парнас оказался Лондоном, судя по всему, дальним городком... И шёпот там оказался - а как? Через Ла-манш долетел? Или ЛГ говорящее письмо туда прислал? Или ещё как? Опять же домысливать приходится. А если речь идёт о том, что в дальнем городке сам ЛГ и что-то шепчет, то причём здесь через Ла-манш?
 Мольбы о вере и о надежде - поэтической находкой не назовёшь. Интересно, а если ЛГ не получит того, что ждёт от своей любви, то он по жизненной реке не поплывёт?)

 Могу сделать свой субъективный вывод: Для кого-то ситуация, описанная в стихотворении, представляется романтичной. Читая это стихотворение, читатель переживает какие-то моменты, которые и с ним происходили, когда он плыл по жизненной реке, влюблялся в голос, в глаза, в образный рассказ. Есть даже своего рода поучительность в этой истории - в любовном омуте нужно держаться и, чтобы скрыть свои чувства, то мужчине лучше не грубить...
 Настоящие ценители поэзии это отметили... Похоже, я не вхожу в их число.


Рецензии