К вопросу об этике власти

Статья опубликована в газете "Отрадное: вчера сегодня, завтра" "28(43) от 18.12.2012   
Берясь за освещение темы посвященной этике и социальной ответственности власти и государства перед страной и народом, я понимал, что поднятые вопросы не будут простыми. В них найдутся многие неоднозначные аспекты и оттенки, которые даже обозначить в небольшой газетной статье будет сложно, а уж сделать выводы и подавно…
Поэтому я вновь обратился к хорошо знакомому читателям настоятелю Храма Иоанна Милостивого в Отрадном, протоиерею Василию Стойкову. В нашей беседе так же согласились принять участие наш земляк депутат Совета депутатов МО «Города Отрадное», председатель комиссии по социальной политике Михаил Иванов.
Д.Б.: Отец Василий Русская Православная церковь имеет богатый и противоречивый опыт взаимодействия с властью и государством. Этот опыт объединил времена тяжелых испытаний и гармоничного сотрудничества. Государство, при этом, претерпевало кардинальные изменения. Как эти изменения отражались в Церкви?
В.С.: Православная Церковь во все времена оставалась со своим народом, переживала с ним испытания, духовно окормляя своих прихожан, вдохновляла победы. Так, в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил русское войско на битву с татаро-монгольскими завоевателями. В 1612 году святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. В связи с  Отечественной войной 1812 года, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество - ты примешь жизнь и венец на небе». В годы Великой Отечественной войны памятны деяния Святейших патриархов Сергия и Алексия I. Велика роль в становлении новой России и укреплении православия патриарха Алексия II и ныне здравствующего предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла.
 Сказать об этом можно много, но не будем удаляться от выбранной для этой беседы темы. И в этой связи, необходимо сказать, что форма и методы управления государства во многом обусловливаются нравственным состоянием общества. Поэтому Церковь принимает выбор народа или, по крайней мере, не противится ему. Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления. Так Архиерейский Собор Русской Православной Церкви состоявшийся в 1994 году определил свою позицию о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин».  Кроме того, следует отметить, что на Архиерейском соборе 2000 года  были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которой говорится, что «Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством». Поэтому Церковь может обращаться к государственной власти и употреблять свои полномочия, в тех или иных случаях, для блага народа. Более того, в данном документе сказано о необходимости соработничества Церкви и государства в различных областях жизни общества, поскольку верующие являются не только членами Церкви, но и гражданами своего Отечества. На этом основании церковными учреждениями в настоящее время ведется активная совместная работа с представителями различных ветвей и уровней власти в различных направлениях, в том числе в сфере образования и воспитания, благотворительности и социальной работы, сохранения культурного и исторического наследия и др.
Д.Б.: Православие изначально лежало в основе Российской идентичности и государственности, всего комплекса мировоззрения и миропонимания народа.  Можно ли говорить при этом о каких-то фундаментальных основах взаимоотношений народа и власти в православной традиции?
В.С.: Цель Церкви - вечное спасение людей, цель государства - построение их земного благополучия. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти. Государство и власть должны осознавать свое призвание устраивать жизнь народа на началах добра и справедливости, заботясь о материальном и нравственном благосостоянии общества. При этом очень важно, чтобы зернам добра и нравственности, которые зарождаются в душах людей святой верой,  не чинились препятствия для их прорастания и благотоврного воздействия на духовное состояние общества. Работа «государственного человека» сложна и многогранна. В ней не достаточно быть просто честным, следовать закону, не брать взяток. Нужно иметь знания и опыт, слушать и понимать людей, идти на продуманные и оправданные риски, чтобы поддержать и провести в жизнь важные инновации.
Что же может быть критерием в оценке такого сложного и многогранного труда представителя власти?
Таковые, очевидно, неразрывно связаны с жизненным мировоззрением человека, которое помогает сохранить не только себя, как личность, но и способствовать утверждению на земле мира, любви, добра, красоты и справедливости.  Такая оценка возможна, на мой взгляд, в православной этике, которая включает в себя комплекс таких нравственных категорий, как милосердие и сострадание, ответственность и совесть, сознание долга и истинная нравственная свобода, которая утверждает достоинство человека.
М.И.: Отец Василий исключительно точно отметил значение православной этики и нравственности для власти и определил нравственные категории, которые необходимы в работе любого представителя власти, будь то депутат, служащий или специалист администрации, работник правоохранительных органов.
Милосердие и сострадание – определяют  постоянный нравственный образ мыслей и действий человека. Ответственность характеризует  его, как личность, соотносящую свою деятельность с нравственным долгом. У «государственного человека» возможностей для действия  больше, а потому выше и ответственность.
Я сам всю свою жизнь живу в Отрадном, учился, находил свою дорогу в жизни. Отрадненцами остаются моя семья, мои сын, родители и соседи, мои друзья, бывшие недавно дружными ивановскими пацанами…
Как же мне относиться к ним?
Как жить и работать по-другому?
Конечно, пребывая на более высоких иерархических ступенях власти и управления, осознавать свою ответственность, проявлять милосердие и сострадание к людям сложнее, ведь в этом случае речь идет не о друзьях и соседях, с надеждами и чаяниями которых знаком с детства.
И в этом случае выручает только совесть. Как «нравственный компас» человека, она является своеобразной «обратной стороной долга», помогает выбрать верный путь, даже при отсутствии «внешнего контроля» со стороны общественного мнения.
Понять и чтить «нравственный закон внутри себя» не так легко. Но это совершенно необходимо для нашей Родины в целом и каждого человека, в частности. Духовное возрождение, - главная надежда России и начать его необходимо с себя. Нельзя бояться труда, необходимо быть готовым к  учению, в том числе нравственному и духовному.
Д.Б.: Значит, приходящему во власть человеку надо упорно работать над собой, учиться и постигать. В нашей стране мне видится, что значительная роль в этом принадлежит православию и православной церкви. Ведь многие представителя государства и власти исповедую его, находятся в лоне церкви?
В.С.: Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее.
Но и сама власть не вправе абсолютизировать себя, злоупотреблять властью. Как я уже говорил, Русская Православная Церковь не создает политических институтов и партий. Ни в коей мере не учувствует в борьбе за государственную власть. Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Именно в этом «духовно-нравственном поле» находится нива взаимодействия власти и Церкви.
В своем докладе на Архиерейском соборе 2011 года Святейший Патриарх Кирилл отметил целый ряд министерств и государственных ведомств, с которыми сотрудничают представители Церкви. Он также подчеркнул важность диалога и консультации с политическими партиями и общественными организациями, на которых обсуждаются острые социальные проблемы и законодательные инициативы, затрагивающие интересы верующих.
М.И.: В современной России будущее демократии во многом зависит от будущности Православия, от возрождения христианской духовности, высоких эталонов культуры и искусства.
Нам предстоит заново открыть национальные корни наших политических институтов, принципов и норм. Перед новым эшелоном политической элиты стоит сложная задача осознания социокультурной идентичности современных форм политической власти: должен, наконец, образоваться крепкий духовный стержень общественной жизни, на котором будет держаться гражданское общество и строиться политическое государство.
Д.Б.: Отец Василий, по уже сложившейся доброй в конце нашей беседы опять попрошу у Вас краткого напутствия по теме нашего сегодняшнего разговора?
В.С.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский так писал о любви к земному отечеству: «Люби отечество земное... оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное... то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того Отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества». Это означает, что патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он должен проявляться и в защите Отечества от врагов, и в устроении жизни общества, и в труде на благо народа.
Любя и почитая свое земное Отечество, отдавая кесарю – кесарево, а Богу – Божие, мы выполняем повеления, данные нам Господом. Наилучшим заключением к данному диалогу является наставление святого апостола Павла, которое обращено не только к его ученику, но и ко всем нам: «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. За царей и всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу»   (1 Тим. 2. 2)


Рецензии