О плагиате говорить не будем. Предисловие к циклу

Александр Булынко
О ПЛАГИАТЕ ГОВОРИТЬ НЕ БУДЕМ
Предисловие к циклу


          Общеизвестно, что плагиат, как умышленное присвоение авторства чужого (в том числе и литературного) произведения, это преступление. Это воровство! Литературное, но все же воровство. Плагиатор – вор! А «Вор, как известно, должен сидеть в тюрьме» (С). Или в КПЗ,  на крайний случай –  в «обезьяннике», до выяснения обстоятельств, плагиат ли это, а может быть что-то иное.
          Слишком много внимания этому явлению было уделено литературоведами, но четкой методики по определению плагиата до сих пор не выработано. Плагиат легко доказуем, пожалуй, только в одном случае, если оба произведения, исходное и производное, абсолютно тождественны, вплоть до пунктуации. Если в производном произведении есть отличия хотя бы в нескольких знаках препинания, у «воришки» есть небольшой, но все же шанс попробовать реабилитироваться. Мол, "мои интеллектуальные старания по новой расстановке запятых (точек, многоточий, тире, восклицаний и вопрошений) смещают акценты и настроения по отношению к исходнику и, в результате, якобы, достигается совершенно иной качественный смысловой результат". Высказывать такому горе-«автору» доводы об обыкновенной редактуре, корректуре и что все это к творческому процессу отнести никак нельзя,  бессмысленно. Все равно он останется на своих позициях.
          К счастью, экземпляры такого подхода к литературному «творчеству» не так часто встречаются и они довольно легко фиксируются с помощью современных программных продуктов.
          Поэтому, о плагиате говорить не будем. Поговорим о других, более распространенных явлениях –  о заимствованиях, подражаниях, литературных влияниях, стилизациях.   Как к ним относиться?
          Действительно, как?  Имеет ли право автор, допустим, начинающий автор, в своих творениях использовать известные, давным-давно озвученные, проговоренные, напечатанные другими художниками образы? Ведь эти образы, как ни крути, состоят (если мы говорим только о литературе) из ранее известных слов, а слова из букв, которых в алфавите, как известно, ограниченное количество. Можно ли с помощью этих известных художественных образов «изобретать» (выражаясь языком патентных правоведов) новые стихотворные конструкции? И в каких случаях их можно признать открытиями, «изобретениями», «полезными моделями» (есть такая форма правовой охраны в техническом изобретательском творчестве), а в каких – это можно и должно отнести к обыкновенному кривлянию, по моему определению «обезьянничеству», что ни к Поэзии, ни к литературному творчеству вообще, на мой взгляд, не может быть отнесено.
          Тема сложная, тем более для меня, не литературоведа. В последующих главах этой «многосерийной» (по моим задумкам) публикации я очень надеюсь на помощь моей читательской  аудитории. Хочется, чтобы разговор по обозначенной теме состоялся серьезный, но искренний, в рецензиях все доводы «за» и «против» излагались в корректной форме, а замечания и предложения носили конструктивный характер.

          Кстати, поздравляю всех авторов сайта с праздником - Всемирным днем Поэзии.

20 марта 2013

===============================
Цикл «Стихирные собеседования».
Статьи, эссе, рецензии


Рецензии
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.