Нет, в синий Космос из земного плена...

Вокруг этой моей статьи об одном стихотворении Николая Старшинова и размере дарования этого некогда довольно известного советского поэта случилась длительная интересная полемика. Многие авторы высказывали свои полярные оценки и размышления.
Почитать всю полемику в рецензиях предлагаю на основной моей страничке:http://www.stihi.ru/2011/09/26/655
Любовь как преодоление земного притяженья

***

Иные  считают, что советский поэт Николай Старшинов был поэтом посредственным.
 Другие не соглашаются: «тонкий лирик».
 А я дерзну причислить его к поэтам высокой пробы, неоцененным по достоинству.
 Вот хоть за стихотворение,совершенно необычное для любовной лирики.Написанное в 1960году – после первого спутника Земли и до полета Гагарина-в стихотворении о  любви  преломилось космическое утро человечества.Вечное чувство обрело новые измерения, новый, невиданный прежде в многотысячелетней истории поэзии о любви образно-метафорический строй. Непривычные сравнения. Читала как-то, что вся европейская лирическая поэзия последних нескольких сотен лет-перепевы образов и метафор, заданных в творчестве поэта-лауреата-Франческо Петрарки. Вся европейская лирика – утверждают некоторые литературоведы-выросла из сонетов Петрарки » На жизнь и смерть донны Лауры». Возможно, сюда необходимо добавить Песнь Песней  и роскошные россыпи восточных поэтов (Омар Хайам, Низами и др.). Но где во всей этой западной, русской и восточной лирике мы найдем Любовь в сопряжении с Космосом-если, и есть, наверное, не столь много.
 А вот Николай Старшинов был одним из первых в этой новой лирической струе.
 И вот этот, на мой взгляд, шедевр-кажется, грешащий нестройностью формы, но, быть может, тем интересней. Любовь здесь сравнивается со »спутником заводным» - после 1957года слово «Спутник» обрело статус символа Страны Советов,«войдя без перевода во все языки мира». Преодоление неразделенной любви-вечный мотив лирической поэзии - здесь сравнивается с преодолением космическим кораблем земного тяготения.Или"земного притяженья".
 А волевое »Но человек хотел, но человек велел!» - квинтэссенция великой и трагической эпохи. Здесь и "скорость света", с которой лирический герой стихотворения отрывается от преодоленной неразделенности. Последняя строка-сравнение с тусклой звездочкой прежней Звезды Первой Величины-снова о любви в космической образности. Очень интересное стихотворение. Хотя повторю: в нем чувствуется несовершенство формы, но мощь и новизна образности все искупает. 
 
 Николай Старшинов

 ***

 Нет, в синий космос из земного плена
 Прорваться не могли земные корабли…
 И я вокруг тебя кружился неизменно,
 Как спутник заводной вокруг родной Земли.

 И все, что у меня имелось дорогого,-
 Все связано с тобой.
 Я, как на божество,
 Молился на тебя. А ты вокруг другого
 Кружилась, как Земля вкруг Солнца своего.

 О,это неизменное круженье!..
 Но человек хотел,
 Но человек велел,-
 Корабль преодолел земное притяженье.
 И я преодолел, и я преодолел…

 И вот лечу вперед. О, эта скорость света!
 Ни губ твоих, ни глаз, когда-то дорогих.
 А ты? Ты мне видна, как тусклая планета,
 Не ярче всех других, не ближе всех других.

 1960


 
 26/09/2011.
 


Рецензии