Афористичность стихотворной Души

   Давайте сначала поговорим о душе, квинтэссенции стихотворения, именно она  и отвечает за новый смысл. Слабые стихи видны невооруженным глазом. Ведь в них нет души. Любое стихотворение, пришедшее от Бога, или искусственно сотканное, но Стихотворение, имеет, несомненно, собственную душу. Этот неотъемлемый признак способен уловить любой человек с развитой способностью понимать поэзию. Что же такое Душа стихотворения?

   Это ни что иное, как его смысл, идея и одновременно способность оказывать на нашу рассудочно-чувственную природу то или иное воздействие. Порой мы видим маленькую скопированную душу, клон или повторение. Несамостоятельное стихотворение вторичной подражательной души. Но иногда открываем нечто Потустороннее и Могущественное, захлёстывающее, облагораживающее или обогащающее нас самих. Способное показать что-то новое в Мире, научить, наконец, провоцирующее меняться.


   Почему компьютер не может писать стихи, Стихи -  в человеческом понимании этого слова? Удачно подобранные из словотеки и ювелирно зарифмованные слова не будут обладать безусловным и необходимом атрибутом – одухотворённости. Тогда как, под воздействием каких причин и вследствие каких законов подобранный по смыслу словоряд в руках Поэта неожиданно превращается в Стихотворение, получает видимую нами душу?

   Со-творение на аквинали нечто сродни колдовству или алхимии. Или рождению ребенка, когда в Мир является новая душа. Подобно родителю, дающему ребёнку плоть, но не душу. Откуда, из какого бардо*  приходит душа,  мы не знаем. Так же и Стихотворение. Или почти так. Мы рождаем идею, которую воплощаем в стихотворные словесные ряды. Стихотворение должно быть ровно таким, чтобы идеально и кристально чисто отражать один смысл.  Например, каке-котоба** , «вертящиеся» слова (или целые строки) – ярчайший атрибут техники японского стиха. Возникающая неоднозначность отнесения центральной фразы (к верхней или, наоборот, нижней части стиха)  расширяет символизм образов, более ёмко кодируя смыслы. Как в геноме вирусов и ряда других организмов один нуклеотид может участвовать в кодировании двух и более генов,  на аквинали отдельное слово, фраза или даже строфа могут участвовать в двух и более смыслообразованиях. Подобная двойная кодировка приводит к глобальному синергизму стихотворения, делая невозможным изъятие его части – без потери стихотворной души. В этом видится приближение к максиме***  художника Карлотти: "Красота - это сумма взаимодействующих элементов, так, что не надо ничего добавлять, отнимать или менять".

   Как писать в стиле аквиналь? В первую очередь, нужно подумать, что можно убавить. Без чего смысл стихотворения может с лёгкостью существовать. Все те нагромождения, которые лишь затуманивают идею, не привносят ровным счетом ничего нового дополнительного для понимания, но с гордостью и самопровозглашённым основанием занимают почётное место наравне со словами-тружениками - эти паразиты - должны нещадно истребляться из произведения. Ведь на их место можно будет поместить новые "смысловые" слова-труженики, что придаст стихотворению неповторимую семантическую нагрузку, вдохнёт в него жизнь. "Мыслям должно быть тесно", ёмко. Каждое слово – золото, несущее образность, перекликающееся с галерей образов, открывающее дорогу в иные плоскости понимания.

   Своей предельно лаконичной формой аквиналь защищает поэта от словоблудия, провоцирует на поиск сути, квинтэссенции стихотворения, отмежевывая шелуху ненужного.  При этом неправильно считать, что убиваются эпитеты, метафоры – вся та красота, которую мы безраздельно отождествляем с поэзией, что остается только сухой голый смысл. Отнюдь нет. Суть, душа аквинали может представлять как раз один необыкновенный эпитет, открытый автором. В этом эпитете – и будет квинтэссенция стихотворения. Лишь она правит балом – и никто иной. Ведь в каждом стихотворении должна быть Идея. Даже в самом маленьком. Неважно какая - онтологическая, гносеологическая, психологическая, аксиологическая (этическая или эстетическая), но должна быть!


______________________

*  Бардо; – буд., состояние нашего сознания, когда видим, слышим, испытываем и помним в одиночку, вдали от коллективного восприятия. Существует шесть таких состояний. Три при жизни: Бардо Утробы, когда мы ожидаем рождение; Бардо Сна, когда во сне мы вспоминаем Себя; Бардо Мистического Озарения, когда наяву мы Себя забываем, но не утрачиваем сознания. Три после смерти: Чикаи Бардо, или Бардо Смертного Часа; Хониид Бардо, или Бардо Кармических Наваждений; Сидпа Бардо, или Бардо Воплощения (очередного рождения).

**  каке-котоба – яп., "вертящееся слово"

*** Максима (от лат. propositio maxima – высший принцип) – всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли, краткое изречение.


Рецензии