Как выглядел Христос?

Евангелие не описывает внешность Иисуса Христа. В Библии только описывается одежда  Христа. Хитон Иисуса (или нижняя одежда) был не шитым, а тканым. Преданию говорит что этот Хитон является рукоделием Пресвятой Богородицы. Древняя Христианская церковь не имела изображения наружного облика Иисуса Христа. Возможно это произошло потому, что первые христиане боялись обвинения в идолопоклонничестве, которые могли исходить со стороны язычников и иудеев. Поэтому в древней церкви применялись символические изображения Иисуса Христа.Господа представляли в виде чаши, двери, якоря, корабля, голубя, виноградной лозы, пастыря и овцы. Но чаще всего Его изображали в виде креста или рыбы.

Христос происходил из рода царя Давида. А представителей этой фамилии всегда отличали изящество , благородство, светлые волосы и глаза, белая прозрачная кожа, тонкие черты лица и мягкий абрис губ. Если бы не удлиненный нос с горбинкой, то потомков Давида можно было бы принять за европейцев. Что же касается роста, то согласно Библии все цари Израильские были высоки - "от плеч на голову выше" среднего человека.
Иисус Христос был безгрешен. Его жизнь была настолько чиста, что он мог спокойно спросить у своих врагов: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). И они не нашлись,даже среди врагов и недоброжелателейни у кого - что ответить, хотя если бы в его характере была хоть какая-нибудь порочная черта, они бы обязательно её упомянули.

Мы читаем об искушениях Иисуса, но никогда не видим, чтобы он исповедовался в каком-либо грехе. Он никогда не просил прощения, хотя своим последователям велел делать это.

Это отсутствие чувства вины за проступки тем более поражает, что никогда еще, ни в какие времена ни у одного мистика, или святого, за всю историю мы не встречаем ничего подобного — наоборот, все они терзаются от чувства совершенного греха, от собственного несовершенства.

Чем больше человек приближается к Богу,к Свету неприступному - тем яснее видит свои пятна, тем  тяжелее ему становится от собственного несовершенства, испорченности и недостатков. Чем ближе человек к источнику света, тем больше он понимает, насколько ему необходимо смыть с себя грязь. Когда сравниваешь себя с порочными - кажешься лучшим в своих глазах.Совсем по- другому обстоит дело если сравниваешь себя со святыми. Видишь что ещё и шагу не сделал к исправлению.

Апостолы Иоанн, Павел и Пётр — люди, с детства привыкшие верить в то, что все люди грешны, — в один голос заявляют о безгрешности Христа: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22).

Пилат, которого нельзя назвать другом Иисуса, сказал: «Какое же зло сделал Он?» Он подразумевал, что Христос невиновен. А римский сотник, бывший свидетелем смерти Христа, сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).

Обратимся к преданию о Его Нерукотворном Образе. Согласно этому преданию Нерукотворный Образ получил Эдесский Авгарь от Самого Спасителя. Сказание о Нерукотворном Образе подробно изложено Иоаном Дамаскиным в его слове об иконах и в его труде под названием “Точное изложение веры”.

 Вот описание одного из очевидцев, видевшего этот Нерукотворный Образ в Генуе, когда он был перенесен из Константинополя в XIV веке. “Образ этот имеет чудесный и величественный вид; на нем отражается Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед Ним. С середины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы, борода черная, но небольшая, брови также черные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой и правильный, усы едва покрывают верхнюю губу, так что губы прекрасно очертанные, виднеются беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет Его, особенно на челе на носу между глазами и на щеках; но с другой стороны легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники признавались что нет никакой возможности нашими красками передать цвет Святого Образа сколько-нибудь сходно с оригиналом”

Перенесение Нерукотворного Образа из Едеса в Константинополь празднуется Святой церковью 16 августа. Помимо Нерукотворного Образа, посланного Господом к Авгарю, существует и другой древний образ известный под именем Нерукотворного Образа Вероники. Предание об этом Нерукотворном Образе говорит о том, что когда Спасителя вели на Голгофу и с лица Его лился кровавый пот то одна из женщин, сопровождавшая Его, проникнутая состраданием, сняла со своей головы платок и дала его Господу, чтобы Он отер Свое лицо от кровавого пота. Как выражение благодарности Господь отпечатал на этом платке черты лица Своего изнуренного страданиями и вернул этой женщине ее платок. Это и есть второй Нерукотворный Образ Спасителя, запечатлевший Его в терновом венце. Предание об этом Нерукотворном Образе является очень древним.

В "Послании к Византийскому императору Феофилу", "Сказании монаха Епифания" и "Письме проконсула Иудеи Публия Лентула императору Тиберию и Римскому сенату". Авторы этих документов, описывая Христа, опирались на впечатления очевидцев, а проконсул Лентул был современником Иисуса. Вот что говорится в донесении проконсула: "Этот человек высок ростом. Важен и имеет наружность полную достоинства, так что внушает взирающему на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздваивающаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие... Речь его обдуманная, верная и сдержанная... это прекраснейший из земнородных".
   
Новые сведения об облике Христа дает научный анализ знаменитой Туринской плащаницы. Туринская плащаница представляет собой сохранившееся до наших дней льняное полотно, в которое был завернут Спаситель после снятия с креста. На этом полотне чудесным образом (способом не известным науке) отпечатался облик Иисуса Христа. Вот отрывок из научного протокола о Его внешности: “Волосы в беспорядке, небольшая борода и усы... Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко стоят друг к другу... Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный; очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева”

В католической церкви этот документ известен под названием “Послание Лептула”. Вот как в нем описывается Христос: “Человек этот среднего роста, с хорошей фигурой и чудесным благородным лицом. Его вид одновременно навивает и любовь и страх. Волосы цвета спелого ореха падают ровно до ушей и далее до самых плечей кучерявятся кольцами, немного светлыми и блестящими; посреди головы они расчесаны на пробор, как это заведено у назореев; лоб ясный и чистый; лицо без морщин и пятен, дышит силой и спокойствием, линии носа и рта безукоризненные, борода густая, того самого цвета, что и волосы, не очень длинная, разделена по середине. Взгляд прямой, пронзительный, глаза сине-зеленые, выразительные, оживленные. В гневе Он страшный, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью иногда плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи Его изящны. В беседе Он серьезный, скромный, сдержанный и к нему по праву можно отнести слова пророка; “Вот наипрекраснейший внешностью из всех сынов человеческих.

Окончательную точку в спорах о соответствии изображения на Туринской плащанице подлинному лику Спасителя поставило исследование, проведенное в 2005 году главным научным сотрудником Государственного Эрмитажа доктором исторических наук Борисом Сапуновым.

Сапунов составил на их основании вербальный портрет Иисуса Христа.

     И вот что получилось.

Рост - около 180 сантиметров. Для своего времени Иисус был очень высоким человеком. Но при этом обладал узкими плечами, держался не совсем прямо, слегка склоняя голову. Кроме того, все три источника говорят о сходстве Иисуса с его матерью. Лицо у него было слегка сужающееся книзу, гладкое, без морщин, с легким румянцем. Нос тонкий, большой, прямой. Брови почти прямые, сдвинутые, черные. Волосы - цвета созревшего лесного ореха, не очень густые, длинные и гладкие до ушей, далее кудрявые, рассыпающиеся по плечам. Борода цвета пшеницы, густая, раздвоенная. Глаза глубоко посаженные, светлые, блестящие, быстро менявшие выражение. Пальцы рук длинные, тонкие.

С этим описанием на руках Сапунов отправился к эксперту-криминалисту Виктору Павлову, сотруднику Санкт-Петербургской криминалистической лаборатории МВД. Эксперту не были известны обстоятельства и суть исследований ученого. Ознакомившись с "материалами дела", он составил фоторобот. И человек на этом "портрете" оказался очень похож на лик Спасителя на Туринской плащанице...

Конец истории? Вряд ли. Иисус играет такую огромную роль в жизни людей, что споры о том, как он выглядел, еще долго не стихнут. Наверное, до тех самых пор, пока человечество не осознает: "счастливы те, кто поверил, не видев Меня"...

Вот так на основании преданий о Нерукотворном Образе Спасителя и навеянный вдохновенными страницами Евангелия возник одухотворенный образ Иисуса Христа - Мудрого Учителя, Царя и Первосвященника в одном лице, указавшего народам мира путь к Спасению. Именно этот светлый и величественный образ Иисуса Христа, озаренный светом Его Великого Учения проходит через века, вдохновляя художников, скульпторов, поэтов и музыкантов на создание шедевров и сияет как солнце, оставаясь чистым и незапятнанным, невзирая на жалкие усилия врагов христианства.


Рецензии
Classy !!! Thanks a lot !

Людмила Акимова   23.03.2013 07:05     Заявить о нарушении
Oh! My joy! Thank you!

Валентина Абаева   06.04.2013 05:11   Заявить о нарушении
Как выглядел Христос?

В отношении внешности и лица Иисуса Христа Евангелие ничего не рассказывает. В Библии только сообщается об одежде Христа. Хитон Иисуса (или нижняя одежда) был не шитым а тканым. Согласно преданию этот Хитон является рукоделием Пресвятой Богородицы. Древняя Христианская церковь не имела изображения наружного облика Иисуса Христа. Возможно это произошло потому, что первые христиане боялись обвинения в идолопоклонничестве, которые могли исходить со стороны язычников и иудеев. Поэтому в древней церкви применялись символические изображения Иисуса Христа. Его представляли в виде чаши, двери, якоря, корабля, голубя, виноградной лозы, пастыря и овцы. Но чаще всего Его изображали в виде креста или рыбы.

Крест означал победу Христа над смертью и грехом, терпение и стойкость с которым Иисус Христос победил сатану во время Его страданий при распятии. По мнению первых христиан рыба тоже являлась символом терпения, так как все свои страдания переносит молча. В области христианского искусства первые изображения Христа появились в виде распятия спустя четыре столетия после Евангельских событий. В области преданий главное место о внешности Спасителя занимает предание о Его Нерукотворном Образе. Согласно этому преданию Нерукотворный Образ получил Эдесский Авгарь от Самого Спасителя. Сказание о Нерукотворном Образе подробно изложено Иоаном Дамаскиным в его слове об иконах и в его труде под названием “Точное изложение веры”. Вот описание одного из очевидцев, видевшего этот Нерукотворный Образ в Генуе, когда он был перенесен из Константинополя в XIV веке. “Образ этот имеет чудесный и величественный вид; на нем отражается Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед Ним. С середины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы, борода черная, но небольшая, брови также черные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой и правильный, усы едва покрывают верхнюю губу, так что губы прекрасно очертанные, виднеются беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет Его, особенно на челе на носу между глазами и на щеках; но с другой стороны легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники признавались что нет никакой возможности нашими красками передать цвет Святого Образа сколько-нибудь сходно с оригиналом” (Труды Киевской духовной академии. 1866г. Стр. 6-9).

Перенесение Нерукотворного Образа из Едеса в Константинополь празднуется Святой церковью 16 августа. Помимо Нерукотворного Образа, посланного Господом к Авгарю, существует и другой древний образ известный под именем Нерукотворного Образа Вероники. Предание об этом Нерукотворном Образе говорит о том, что когда Спасителя вели на Голгофу и с лица Его лился кровавый пот то одна из женщин, сопровождавшая Его, проникнутая состраданием, сняла со своей головы платок и дала его Господу, чтобы Он отер Свое лицо от кровавого пота. Как выражение благодарности Господь отпечатал на этом платке черты лица Своего изнуренного страданиями и вернул этой женщине ее платок. Это и есть второй Нерукотворный Образ Спасителя, запечатлевший Его в терновом венце. Предание об этом Нерукотворном Образе является очень древним.

Новые сведения об облике Христа дает научный анализ знаменитой Туринской плащаницы. Туринская плащаница представляет собой сохранившееся до наших дней льняное полотно, в которое был завернут Спаситель после снятия с креста. На этом полотне чудесным образом (способом не известным науке) отпечатался облик Иисуса Христа. Вот отрывок из научного протокола о Его внешности: “Волосы в беспорядке, небольшая борода и усы... Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко стоят друг к другу... Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный; очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева” (Закон Божий. Составитель протоиерей Серафим Слободской, издание 4-е, стр. 523).

Можно предположить, что чистые идеалы учения Христа выражались Его внешностью. Таким например является нарисованный красками возвышенный и одухотворенный образ Христа написанный Евангелистом Лукой о котором в IX веке сообщает ученик Федора Студита монах Михаил. А знаменитый богослов Иоанн Златоуст на этой основе заявил о том, что Иисус Христос имел прекрасную божественно-одухотворенную внешность. Подтверждением этой точки зрения является такой древнейший источник как отчет Римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. В католической церкви этот документ известен под названием “Послание Лептула”. Вот как в нем описывается Христос: “Человек этот среднего роста, с хорошей фигурой и чудесным благородным лицом. Его вид одновременно навивает и любовь и страх. Волосы цвета спелого ореха падают ровно до ушей и далее до самых плечей кучерявятся кольцами, немного светлыми и блестящими; посреди головы они расчесаны на пробор, как это заведено у назореев; лоб ясный и чистый; лицо без морщин и пятен, дышит силой и спокойствием, линии носа и рта безукоризненные, борода густая, того самого цвета, что и волосы, не очень длинная, разделена по середине. Взгляд прямой, пронзительный, глаза сине-зеленые, выразительные, оживленные. В гневе Он страшный, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью иногда плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи Его изящны. В беседе Он серьезный, скромный, сдержанный и к нему по праву можно отнести слова пророка; “Вот наипрекраснейший внешностью из всех сынов человеческих” (Зенон Косидовекий, “Рассказы Евангелистов”, Киев,1981г., стр. 144).

Вот так на основании преданий о Нерукотворном Образе Спасителя и навеянный вдохновенными страницами Евангелия возник одухотворенный образ Иисуса Христа - Мудрого Учителя, Царя и Первосвященника в одном лице, указавшего народам мира путь к Спасению. Именно этот светлый и величественный образ Иисуса Христа, озаренный светом Его Великого Учения проходит через века, вдохновляя художников, скульпторов, поэтов и музыкантов на создание шедевров и сияет как солнце, оставаясь чистым и незапятнанным, невзирая на жалкие усилия врагов христианства.

Валентина Абаева   09.09.2018 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.