Историческая память

                Историческая память, что это такое? Кто ей обладает, можно ли её утратить и как вернуть историческую память тем, кто её потерял? Попробуем ответить на эти вопросы. Во-первых, что есть историческая память? Очевидно, это не просто память об исторических событиях, фактах из прошлой жизни человечества, страны, народа и пр. (ибо одно лишь знание исторических дат и фактов мало, что меняет в нашем мироощущении); историческая память есть скорее способность видения современных нам реалий глазами ушедших поколений, живая связь с теми, кто давно ушёл в вечность, умение души пропустить через себя опыт минувших веков и соединить его с сегодняшним днём, сопереживание нашим предкам, оставившим эту земную жизнь, и неизвестно, где находящимся ныне. Предвижу, что кто-то возразит: а зачем нам вообще нужно чувствовать свою связь с прошлым, зачем всматриваться глазами прошлого в сегодняшний день, сопереживать тем, кого давно уже нет в живых? Зачем всё это? Но дело в том, что у Бога все живы (конечно, это не аргумент для атеиста, и всё же, кто знает, сегодняшний безбожник, возможно, придёт завтра к вере), а раз так, то прошлое и настоящее – понятия относительные, и в Господе, во Христе, хотим мы этого или нет, и минувшее, и настоящее всегда соединены неразрывной связью, о которой мы чаще всего не подозреваем и не чувствуем её. Когда мы сетуем сегодня на утрату русским народом исторической памяти, понимаем ли, что нельзя вернуть себе историческую память, не обретя веры во Христа, не имея желания и решимости идти за Спасителем, жить с Ним и умереть за Него? Вне Христа, вне Господа нет и не может быть никакой исторической памяти, что нынче и имеет место в России, ибо только во Христе возможно почувствовать связь с героическим прошлым, с духом русского народа, только во Христе нет временных преград, но есть вера, есть подвиг, жертва и всепобеждающая любовь. Во Христе мы преодолеваем время и пространство, способны превозмогать свои немощи и страхи, слабости и грехи и становиться воинами Христовыми, героями и мучениками, верными защитниками Веры Православной и Отечества. Всё великое и святое возможно для нас во Христе, а без Него мы никто и ничто, иваны, родства непомнящие, ополоумевший электорат, обезумевшая толпа, гонимая бесами в бездну разложения и гибели, рассеяне, не желающие знать своего славного прошлого и его беспримерных героев.

                Хотим ли мы вернуть себе историческую память, жить в унисон со своей великой и славной историей, со Христом Спасителем в душе и сердце? Осознаём ли в полной мере, что для Бога нет ничего невозможного, нет таких врагов, которые могли бы противостоять нам? Вряд ли есть у нас такое осознание, судя по тому, что творится вокруг. Не готовы мы и не хотим жить со Христом по Его законам и заповедям, зато все хотим и стремимся жить лучше, богаче и комфортнее. Какая уж тут историческая память, до неё ли?! Но как не может человек прожить без памяти, памяти о том, как его зовут, что с ним происходило, откуда он родом, кто его родители, так же не способен жить и народ, лишённый исторической памяти, ибо он не в состоянии осознать себя, свою индивидуальность в этом мiре, такому народу не на что опереться, у него нет не духовной, ни материальной почвы под ногами, нет, естественно, и будущего. И если человеку, лишённому памяти, уготовано место в доме для умалишённых, то где обрящется народ, утративший историческую память?


Рецензии

Познакомилась с вашей работой "русский национальный характер" Здесь ее не нашла к сожалению. Есть один вопрос - ...Примером тому может служить вся история развития национальных отношений в России в советскую историческую эпоху, несмотря на все присущие им изъяны…"…………………….А АфгаН?! Это был изъян? ВЕДЬ, как отмечал Ф.М. Достоевский, стать истинно русским, - значит стать всечеловеком и ощутить своё братство со всеми племенами и народами земли. - а в целом вопросов не возникло и очень радует то, что с Достоевским оказалась на одном поле в вопросе, что Истинная Церковь будет всечеловеческой Церковью, прежде всего, в том смысле, что в ней исчезнет разделение людей. И вам спасибо за работу. Для меня оказалась полезной.

Ростиславская Галина   12.10.2014 10:52     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Галина. Попробую ответить на Ваши вопросы. Во-первых, Афган - это из области международных отношений, а не межнациональных отношений в России. Во-вторых, Афган нельзя рассматривать исключительно как пагубную международную авантюру. Что касается мысли Достоевского о всечеловеческой Церкви, то он имеет в виду только то, что разделение людей исчезает во Христе. Вообще-то статья была написана лет 16-17 назад, и сегодня некоторые вещи смотрятся иначе и внушают меньше оптимизма.
Спасибо за внимание, с уважением,

Андрей Леонидович Климов   12.10.2014 21:12   Заявить о нарушении
И вам спасибо. Правда, я склонна считать, что Афган исключительно пагубная международная авантюра, а Церковь Достоевского мне более понятна как Место Всечеловеческой Истины. Но это неважно. А ваше мнение меня заинтересовало, потому что на сегодняшний день, говоря в школах о национальном рус. хар-ре, предлагают обратить внимание в том числе и на вашу эту статью. Мне показалось как раз по этой теме у нее не вышел срок годности))) Всего доброго.

Ростиславская Галина   12.10.2014 23:00   Заявить о нарушении