Чоп - Москва
Вдруг в купе залетел майский вихрь,
Закружил нас - две пылких случайности,
Налетел и к рассвету затих.
Ночь сюжеты творила на диво,
Их не грех бы из бронзы отлить:
Я – танцующий трепетный Шива,
Ты – натурщица в стиле Дали.
Чоп – Москва. Госпожа проводница,
Что ж так дико железо скрипит?
Ой, как быстро, как ночь быстро мчится…
Подмосковье. Монашеский скит.
Но у нас есть ещё продолжение:
То, что стало осадком внутри,
Мои чувства – моё отражение,
Если хочешь, спокойно сотри.
Я целую глаза голубые твои.
Свидетельство о публикации №113030907908
Залетел в эСВэ чувственный вихрь,
Закружил нас - две пылких случайности,
Налетел и к рассвету затих."
Дорогой Евгений, не стоит "прощать" себе недоработки. Уверена, что текст этой строфы был испещрен и красным, и зелёным, но Вы решили "перешагнуть", через "замечания" программными указаниями, вместо того, чтобы, увидев их, поработать над стилистикой предложения, и над созданием ясного образа, для того, чтобы вызвать у читателей доверие к автору этих строк. Ведь, в этом случае они снова придут на Ваши страницы, чтобы читать следующие Ваши творения, будучи заворожёнными предыдущими. Все читатели возвращаются на страницы тех авторов, которые вызвали своим творчеством чувства созвучия с их чувствами. В противном случае наши взыскательные, и, как правило, в основном своём большинстве, грамотные или очень грамотные читатели заходят в гости на наши страницы не для того, чтобы увидеть "проколы", которые "царапнули" бы их слух. И им, согласитесь, незачем ломать голову над абривиатурой, и иными стилистичискими недоработками, и так называемой образностью, и "закрученностями". Вы, надеюсь, согласны со мной, Евгений?
"Как всё было волшебно-красиво:
Ночь, как щедрого марта калым,"
Ну, во первых, "калым" - слишком заматериализованный "образ" и весьма сомнительный для поэтического и духовного художественного
содержания, как и его восприятия. Просто, иными словами, тривиальный "образ". Надо искать более возвышенные образы, более яркие, а не мизерные по своей значимости для сопоставимости сравнения, и наполненности смыслом.
А это "волшебно-красиво" нужно было показать наглядно, прежде нарисовав именно волшебную картину конкретного пейзажа, или просто событийного места действия, где игали на переднем плане ваши взаимные чувства, исполненные волшебства. А получилось ли "волшебно-красиво", - пусть читатели оценят, прочитав, нарисованный Вами пейзаж с помошью метафор, образно и медитативно, с оттенком восхищения от взгляда на своё творение, или с ностальгической грустью. То есть следовало прежде создать образ художественного рисунка, а после уже уместно философствовать с помощью метафор и умения показывать глубину пережитых чувств. Я не прочувствовала "чувственный вихрь". Он "залетел" не понятно как и откуда (с каких высот, времён былых чувственных встреч), а уж как "закружил " - мне и вовсе непонятно. Здесь и далее неправильно расставлены знаки препинания. А в стихотворчестве это особенно важно соблюдать, чтобы читатели яснее представляли то, что Вы пытались бы воспроизвести: место встречи в прошлом былом, и ныне, и как(!) - ведь они играют в этом значимую роль.
"Я целую глаза голубые твои" - А эта строка настолько несуразна приставлена в контексте стиха, что и вовсе выглядит оторванной от него. И, к тому же, слово "твои" явно выглядит как инструмент для связки слов с рифмами. Да и слово "голубые" мало придаёт значения для восприятия (серо, невыразительно). Вот, если бы Вы, например, сказали бы: "взгляд, искрящийся блеском голубизны", или: "любуюсь бездонностью голубизны, искрящейся ласковым взглядом"; "или: "в разлёте бровей, соколиных" и тому подобные образы, которые уже претендовали бы на поэтические - а их надо искать, и, связав с контекстом, показать прочувствованно(!)
Есть ряд слов-пустышек, не наполняющих смысловую нагрузку поэтического(!) полотна, к которым нередко прибегают, не утруждающие себя поисками и находками крылатых образов (фраз), а именно: твой, мой, он, она, там, тут, здесь, потому, такой, что,(а это слово особенно часто "лепят" в "стихотворных строках"); или фразы-штампы, слишком часто встречающиеся в любых текстах, наример: "правят бал" и другие (их немало); или прилагательные: красивый, превосходный, прекрасный и т. д. И что?! Вместо того, чтобы нарисовать это нечто красивое, что стало бы значительно действително убедительней.
Вывод. Посудите сами, что в итоге получилось. Я увидела остов или каркас, но без связующих деталей для головы, рук и ног, (четвертованный Вами же...), для незаконченного очертания образа, где бы использовались натурально литературные приёмоы, которых множество.
Для примера, пожалуйста, почитайте на литературном сайте "Свой вариант" Межрегионального Союза писателей Украины (так и набирать, только без кавычек), желательно зарегистрировавшись, можно с фото, чтобы принимать участие в его литературной жизни, стихи Сергея Кривонос, набрав его ИФ в поисковике.
Сайт чистый, без хулиганских выпадов. Мы - региональные редакторы - следим за этим, работая на нём на голом энтузиазме, стараясь размещать на его страницах лучшие творения авторов -современников, и периодически - классиков, особенно тех, кого запрещали в прошлом, и предают забвению в настоящем. Наш сайт доброжелательный и гостеприимный, и, что главное, - чем дальше, тем больше пользуется читательским спросом, в чём Вы, Евгений, сможете убедиться, зайдя в гости на его страницы.
Добро пожаловать, дорогой Евгений, на литературные страницы литсайта "Свой вариант", а заодно и на мои страницы на нём!!!
Прошу Вас, Евгений, не взыщите, пожалуйста. Я уже читала Ваши стихи, и, споткнувшись на этом стихе, больше не заходила.
Пожелание. Дорогой Евгений, относитесь бережно (не бросско, не небрежно) к Вашим творениям, шлифуя их вновь и вновь время от времени (не ленитесь!), не считая того, что Вы обязаны, написав свои стрки, тут же их тщательно выверить с тем, чтобы представить задним видением, как бы со стороны, как же выглядит Ваше творение для восприятия нащих взыскательных читателей.
Это, само собой, разумеется, - ведь, предполагая глупость в
ком-либо, мы, тем самым, расписываемся в собственной. Нельзя недооценивать их критический взгляд при чтении и восприятии наших текстов. Просто необходимо завораживать своих читателей, на обозрение которых мы размещаем свои творения, всеми художественными приёмами, ясностью, стремлением к краткости ("краткость - сестра таланта" - ведь мы не мемуары пишем, а поэтические, высокодуховные, лёгкие, воздушные строки), и правильной стилистической постановкой предложений, с правильной расстановкой знаков препинания, избегая "заезженных" штампов и слов-пустышек.
А для грамотной постановки предложений и расстановки знаков препинания вверху компьютера, есть проверочное окошко под названием СЕРВИС, где укажут на все неточности, не считая подчёркивания красным и зелёным. Пользуйтесь подсказками, не смотря на сбои в указаниях, когда нам иногда не к месту "предлагают" поставить точку или запятую в стихотворном тексте, что в программе не до конца предусмотрены все особенности предложений поэтической направленности.
Желаю Вам, дорогой Евгений, успеха в Вашем творчестве. Вы это можете и сможете преодолеть все трудности в нём - задатки у Вас, довольно не слабые, - они Вас есть. Только трудитесь. "Терпение и труд - всё перетрут"? Ещё раз извините меня, если ненароком Вас "царапнула". С теплом, Алевтина Евсюкова
Алевтина Евсюкова 23.04.2013 08:36 Заявить о нарушении
на страницах других авторов, вероломно напросился к Вам в гости.
И не жалею, я именно хотел такого откровенного разговора с человеком,
в котором почувствовал не только профессионализм поэта, но и желание
помочь дельным советом. Спасибо! Я еще раз перечитаю Ваше эссе-
наставление и выскажусь потом более внятно. Надо всё переварить!:)
Ещё раз Вас искренне благодарю за рекомендации и теплоту слов!
Ваш поклонник, Е.С.
Евгений Сидельников 22.04.2013 21:41 Заявить о нарушении
Доброго Вам сна и ангельских улыбок милых!:)
Евгений Сидельников 22.04.2013 22:42 Заявить о нарушении
моб. тел. 095 300 81 56
До связи.
Ошибка в моём тексте, а правильно:evsukova
Алевтина Евсюкова 23.04.2013 08:40 Заявить о нарушении
Ну, а стёрла я свой коммент (где ваши и мои строфы), спохватившись и решив, что причинила Вам неприятность, огорчив Вас своим менторством, хотя привела свои стрки для наглядности чистоты и ясности слога. Извините меня, Евгений, за горячность выводов ("Я ещё раз - и ... больше не буду...).
С уважением, А. Е.
Алевтина Евсюкова 24.04.2013 14:08 Заявить о нарушении
преграды, не успев появиться дружбе? С благосклонностью,Е.С.
Евгений Сидельников 24.04.2013 14:44 Заявить о нарушении
Не надо на обращать внимание на мои "эскапады", лишь поверьте, они не во зло ни Вам, ни какому-либо другому лицу. И, тем более, не обижайтесь на меня. Я отношусь к Вам с уважением и доверием, как к новому другу. С тёплой улыбкой, А. е.
Алевтина Евсюкова 24.04.2013 14:59 Заявить о нарушении