Как попасть на Таганку

Летом 72-го года я проходил производственную практику на одном из московских заводов. Впрочем, это только так называлось: «практика». На самом деле нас, владимирских студентов, использовали в качестве бесплатной рабочей силы на шлифовке корпусов подшипников. Надо было набирать их, лежащих навалом в металлических ящиках, и расставлять на двух направляющих, чтобы местный рабочий опытной рукой проталкивал всю эту вереницу к шлифовальным кругам. Работа была грязная, утомительная, но имела определенные плюсы. Во-первых, ногти на руках можно было не стричь: они сами от постоянного соприкосновения с металлом исстирались на добрую треть. Во-вторых, когда выпадала неделя с первыми сменами, можно было вечерами гулять по Москве, а при желании посещать культурные заведения. Надо сказать, что до этой поры я хоть и неоднократно бывал в столице, но всё как-то проездом и с родителями. Теперь же в течение полутора месяцев мог жить в общежитии знаменитого Бауманского училища в Измайлове – предоставленный сам себе.
В первый же вечер я отправился в свободное плавание по жарким московским улицам и площадям. Один. Нет, пытался, конечно,  взять с собой за компанию кого-нибудь из сокурсников, но у тех были важные дела, связанные с вином, картами и другими неотложными вещами. Итак, столичное метро за 5 копеек понесло меня по своим лабиринтам и выбросило на Калининский  проспект. Я зашагал от Арбатских ворот в сторону Смоленской в гуще прохожих и жизни с ощущением нереальности происходящего.  Тем более, что прямо по курсу двигался тогдашний председатель правительства Алексей Николаевич Косыгин. Причем пешком. Немалым напряжением воли я все-таки нашел в себе силы продолжить движение, лишь слегка скосив глаза, в тот момент,  когда столь важная персона прошла всего в двух шагах от меня. И правильно сделал, ибо, соблюдая дистанцию, за советским премьером двигалось несколько людей в штатском. Осторожно оглянувшись вслед уходящему Косыгину, я заметил, что не одинок в своем обалдении: еще одна тетка взирала в ту же сторону. Нет, это была не галлюцинация!
А на следующий вечер я пошёл в московский театр.  Билет был, разумеется, куплен заранее – в одной из касс, что располагаются в метро. Это был не кот в мешке – вполне приличный спектакль – «Трибунал» на Малой Бронной с Львом Дуровым. Причём, куплено было даже два билета – из расчёта на товарища. Но у того оказались более важные  дела (мы об этом уже говорили). И мне требовалось этот лишний билетик продать. Я почему-то был уверен, что у меня его оторвут с руками. Но когда подошёл к театру – обнаружил странную картину: группа людей у входа и у каждого в руках – по билету. Заглянул в кассу: но так и не смог уговорить вернуть мне деньги. Удручённый отвернулся от бесполезного окошка: напротив – у стенки я увидел интеллигентного человека. Присмотрелся: Михаил Козаков! В руках он тоже что-то держал. Ей Богу, мне показалось, что это был билет. Встретился с популярным артистом взглядом и, совсем стушевавшись, вышел вон. Сейчас, попривыкнув к встречам со знаменитостями, я смотрю на них довольно спокойно. Тогда же – ловил себя на странном чувстве: стало быть, этот человек существует и в жизни, а не только по телевизору и в кино!
После Малой Бронной я побывал в «Современнике», «Сатире», «Моссовете»… Но вожделенным светом манила «Таганка». И я отправился туда, где показывали «Гамлета». Лишние билетики начинали спрашивать уже в метро. Даже не снаружи – внутри. Спектакль был самый-самый. Понятное дело – в заглавной роли Высоцкий. Короче – столпотворение! Ах, да я и не рассчитывал попасть на спектакль. Вообще, чтобы достать билет на «Таганку» требовалось стоять в очереди всю ночь. Я на такую жертву был не готов. Зато, завернув за угол, обнаружил «служебный вход». Какие-то люди стояли на ступенечках, покуривая, балагуря. Отдельные лица были узнаваемы: особенно Золотухин с тростью. А вот и Высоцкий в курточке шмыгнул в дверь. А вот он вышел и встал как раз напротив меня, разговаривая с Золотухиным.  В те времена этого мне было более, чем достаточно – и без «Гамлета». Тем паче, что когда актеры, в конце концов, ушли играть Шекспира, служебная дверь распахнулась, и из неё вылетел поэт Евтушенко – в шикарном розовом костюме с голубыми разводами.
Слегка пошатываясь от впечатлений, я подошёл к главному входу. Видимо, спектакль уже начался, но народ продолжал толпиться. И тут передо мной возникла молодая женщина: «В театр хотите?» «Конечно!..» Отведя в сторону, объяснила ситуацию. Они (она с мужем плюс подруга) договорились с театральным электромонтером, что он их проведёт: по три рубля с человека. А если – мы возьмём четвертого? Тогда – по два – согласился мастер. И вот мы уже во дворе, дергаем давно некрашеную дверь: заперта. На крыше появляется монтер: мол, давайте, сюда. Подставляем разрисованный гастрольный ящик. Молодой муж влезает мигом, его жена тоже. Начинаем поднимать подругу – женщину в теле. Верхние тащат за руки, я снизу подталкиваю. Цирк! Наконец, затаскиваем. И меня следом. Идём по крыше, а она жестяная: хрум-бум, бум-хрум!.. Ну, думаю, влип – добром эта авантюра не кончится. Но и отступать некуда: в чердачное окно уже лезем. По железной лесенке спускаемся. Впереди монтер, как Вергилий. Хлам, переходы, повороты… И – люди на пути. В косматых свитерах. Это мы под сценой оказались. Там еще софиты стояли, которые пробивая решётки в потолке, проецировали на лицах персонажей клетчатые тени, давая зрителям понять, что Дания – тюрьма. Мы, как бабочки на свет, лезём на эти осветительные приборы, даже не соображая, что люди в свитерах грубой вязки не какие-то там осветители, а могильщики с Лаэртом (ладно ещё не Золотухин его играл в тот вечер). Короче, этот самый Лаэрт нам говорит: «Ребята, вы или туда или сюда – не мешайте искусству!» Мы так бочком-бочком, мол: всё понимаем, делаем ещё несколько шагов. И тут впереди возникает фойе. Выскакиваем очумелые, и – прямо администраторше в лапы! «Кто такие?!. Откуда?!.  Кто провел?.. Я вот сейчас милицию вызову!» В общем, оказываемся на улице. Глядим, и монтер с нами. «Сорвалось, - говорит, - ребята. Но ничего – в следующий раз обязательно получится». 
А следующий раз случился недельки через две, когда мне у театральной кассы в метро спекулянт  алкогольного типа предложил всего за три рубля билет на «Пугачёва». И я уже на законных основаниях попал в святая святых. Спектакль шел час двадцать без антракта – по таганковски жесткий и громкий. Сцена представляла собой плаху с топорами, по которой сразу же скатывалась отрубленная голова. Высоцкий хрипел монолог Хлопуши и бился о металлические цепи. Даже со своего 19-го ряда партера мне было видно, что живот у него в результате этой экзекуции, – стал красным. После спектакля вновь подошел к служебному ходу. Хмельницкий прямо на улице непринужденно общался с худыми до невозможности француженками из «Комеди Франсез». Они показывали ему на горло, мол, связки не порвали? «Мы привыкшие!» – улыбался чернобородый красавец.
Всего за полтора месяца своей «практики» я посмотрел 17 спектаклей. Доходило до того, что за три дня (пятница, суббота, воскресенье) – по пять штук – с учетом дневных. Как-то попал в «Современник» (спектакль шел в театре им. Пушкина) на венгерскую комедию «Тоот, другие и майор» – сидел на первом ряду. Вещь была уморительнейшая, а зрители угрюмые, и я еле сдерживал себя, чтобы не хохотать на весь зал. Скажем, Гафт произносил свой текст, а в этот момент Табаков вытворял  т а к о е  - что я не знал на кого глядеть! Прямо на сцене сидели несколько музыкантов и иногда по ходу дела начинали играть. Один из них был явно с большого бодуна. Его мутило – мне это с первого ряда было хорошо заметно. Каково было в образе своего персонажа наблюдать этого типа Табакову, который являлся в то время директором «Современника», – одному Богу известно. После перерыва – музыкант исчез.
А попал ли я на «Гамлета»? – спросите вы. Попал, но спустя пять лет, зато – не по крыше и без рытья подкопа. Просто подружился с одним пареньком, а его энергичная мамаша, перезнакомившись с половиной «Таганки», стала снабжать меня контрамарками. Так что оставалось только сесть в электричку, доехать до Москвы, прийти в театр и назвать свою фамилию администратору. Тут я и «Гамлета» посмотрел, и «Галилея», и  «Зори…», и «Доброго человека…»
Пока не закончилась советская власть, я каждый раз будучи в Москве, забегал на какой-нибудь спектакль. Однажды возвращаясь после отпуска из Сочи вместе с попутной ивановской девушкой, предложил ей скоротать время на дневном спектакле в «Сатире» (там показывали очень милую вещь – «Пеппи – длинный чулок»). «Но ведь, говорят, в московские театры очень трудно попасть» – выразила сомнение моя спутница. «Ерунда!..» – сказал я и сам не ожидал от себя такой прыти: буквально за две минуты достал в толпе лишние билетики.
Теперь меня театр, честно признаюсь – не волнует. Я изменился, он изменился. Теперь мы смотрим в разные стороны.
Но – были времена – есть что вспомнить.


Рецензии
Вадим, привет! Вот заглянул на твою страницу и с удовольствием обнаружил, что ты не только прекрасный поэт, но и замечательный эссеист. Очень понравилось про графику и, конечно же, про театр. У меня с Таганкой примерно такие же отношения, с той разницей, что я (в силу возраста) "вышел" на неё вживую уже в 1980-х годах, так сказать, на закате легенды. Моя первая встреча с этим театром состоялась в январе 1986 года. Тогда я специально приехал из Владимира и на удивление легко попал на "10 дней..." Долго потом ходил под впечатлением, даже не столько от спектакля, сколько от самой атмосферы легендарного заведения.
Переехав в Москву, я продолжил эти свидания. Увы, приключений, подобных твоим у меня не было - всё по правилам - через вход.
Сейчас очень горько от того, что эта эпоха ушла. На Таганку (согласен с тобой) я больше не пойду, это точно. Всё изменилось: раскол - уход Любимова - приход нового руководства. В довершение всего - смерть Мастера. Я был на похоронах ЮП - мы хоронили время. Даже (что бывает нечасто) написал в тот же вечер по этому поводу стихотворение. Если хочешь, зайди на мою страничку, там оно есть, называется "Арбатская элегия".
Так вот срезонировало твоё эссе. Спасибо, что разбередил душу, иногда это очень нужно. Здоровья тебе, удачи и творческих успехов!
Твой -

Прокофьев   20.10.2014 20:44     Заявить о нарушении
Привет, Николай!
Рад отклику. Эпоха ушла вместе с советским режимом. Это и был главный соавтор Любимова, а он этого не понял. Суровый соавтор, доведший его до изгнания. Может, надо было перетерпеть. Но тут я Мастеру не судья. А последующее возращение и новый этап - мне были неинтересны. Что касается бурного конфликта с труппой и окончательного ухода - это и вовсе нехорошая история. Правы актеры - не правы - виноват тут Режиссер.

Вадим Забабашкин   21.10.2014 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.