Урок истории

      

Даша стояла у окна и слушала презентации своих учеников. Это был седьмой класс средней школы. Дети подготовили рассказы о мифах Древней Греции. Было видно, что ребятам это очень нравилось! Они должны были выбрать один из мифов или одну из легенд, прочитать, обсудить в своей группе (обычно группа состояла из четырёх человек) и оригинально представить выбранный сюжет классу.
Первая группа была самая бойкая. Она состояла из четырёх умненьких мальчиков, которые очень любили историю и очень старались! Они выбрали красивейший миф о возникновении времён года, миф о Персефоне. Каждый выучил наизусть свою часть и повторял, готовясь к рассказу. Посередине они держали красивый постер, который сделали сами и на котором разместили персонажей мифа, красиво нарисовав времена года.
Дети начали своё представление. Даша была очень довольна и улыбалась, показывая тем самым, что ученики были на правильном пути. Мальчики, видя одобрение учительницы, старались ещё больше. «Персефона была дочерью Деметры и Зевса» - продолжал один из мальчиков. «Она стала женой Аида, который украл её и унёс в своё подземное царство». Дальше следовал рассказ о том, что Деметра долго искала свою любимую дочь и не могла найти. Она обратилась за помощью к Зевсу. Тот нашёл Персефону и, чтобы успокоить Деметру, решил, что её дочь будет проводить полгода(весну и лето) на Олимпе, а полгода(осень и зиму)— в подземном царстве Аида. «Так и появились времена года!» - хором сказали мальчики, закончив свой рассказ.
Даша сияла от радости! Ей было очень приятно, что её предмет дети так любили! Впрочем, она сама его очень любила и пыталась всячески донести свою любовь до юной публики.
Пока готовилась выступать следующая группа, Даша вдруг вспомнила уроки истории в своей школе. Это было в середине 80-х. Она очень плохо помнила уроки  истории именно Древнего мира, который преподавала теперь сама. Вспомнился большой класс, единственным украшением которого была длинная указка учительницы, которой она чаще угрожала непослушным мальчишкам, чем что-то показывала на карте. На доске всегда была написана дата, - это Даша точно помнила и решила для себя, что тоже будет писать дату на доске каждый день, по-старинке, хотя всё высвечивалось на интерактивной доске, когда утром читали новости школы.
Кстати, Даше нужно было включить «умную» доску, так как следующая группа подготовила свою презентацию в программе Пауа Поинт, то есть нужно было включать компьютер и проектор. Даша разрешала готовить презентации на компьютере. Дети имели право выбора — постер, то есть лист цветного ватмана, на котором ученики размещали картинки и текст, или же компьютерный вариант.
Задвинули шторы, погасили свет, включился экран. Вторая группа начала представлять свой миф. Вернее это был отрывок из Илиады Гомера, в котором рассказывалось про Троянскую войну. Ученики зашли издалека! Прежде чем начать говорить о самой войне, они рассказали удивительную историю о том, как Генрих Шлиман нашёл Трою, в Турции, недалеко от пролива Дарданеллы! Многие до него искали Трою, но только он, изучив все тексты Гомера, смог понять где именно нужно искать Трою. Кстати, Генрих Шлиман был русского происхождения, что Даша не преминула подчеркнуть!
На экране появились слайды — портрет Шлимана, схема Гиссарлыка, холма в Турции, в котором и нашли, под слоями земли и более поздних строений, Трою. 
Ученики продолжили, представив народную версию начала Троянской войны, то есть бегство Елены с Парисом. На экране появились греческие богини Гера, Афина и Афродита. По легенде, на свадьбе Пелея и Фетиды, присутствовали все боги, кроме богини раздора Эриды. Эта последняя, оскорблённая таким пренебрежением, бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». В этот момент, ученики вытащили из сумки большое жёлтое яблоко, на котором было написано фломастером «Прекраснейшей» и пустили по классу. Все девочки оживились, захотев заполучить яблоко. Мальчики начали смеяться. Класс отвлёкся от основного рассказа и Даше пришлось призвать всех к порядку, хотя ей самой очень понравилась идея с яблоком! Молодцы ребята, хорошо придумали! Теперь уж класс навсегда запомнит выражение «яблоко раздора»!
Дети продолжили рассказ о том, как Зевс поручил Парису решить этот спор, а тот отдал яблоко богине любви, так как последняя пообещала ему любовь Елены, прекраснейшей в мире женщины! Елена убежала с Парисом в Трою, а муж Елены, Менелай начал войну против троянцев. Дальше следовали картины с описанием битвы Ахиллеса с Гектором, ну и известной стрелы Париса, пронзающей пяту Ахиллеса, его единственное уязвимое место.  История Троянского коня завершала рассказ ребят.
Слушая и смотря презентацию своих учеников, Даша поймала себя на мысли, что совершенно ничего не помнила о своих уроках истории. Она попыталась вспомнить а проходили ли они вообще Древнюю Грецию, Рим... Ведь это должно было быть так интересно! Она припомнила, что они раскрашивали какие-то карты...и дальше ничего! Всё, что Даша помнила из своего школьного курса истории, это история октябрьской революции, потом коллективизации, от которой, как Даша узнала гораздо позже, пострадали её прадедушка и прабабушка, сосланные в Сибирь, как кулаки, так как у них было две лошади и две коровы.  Как рассказывал отец, отобранные животные, которых передали на попечение в колхоз, сдохли от плохого содержания ещё до того, как прадедушка и прабабушка доехали до Сибири! Хорошо Даша помнила и мучительные уроки про историю КПСС, когда она тщетно силилась понять чем же отличается один съезд от другого и зачем они были нужны её замечательной Родине!
Как странно, подумала Даша, уже никто не говорит про революции и съезды, а Древняя Греция так и осталась Древней Грецией! Как жаль, что так много сил и времени было отдано каким-то странным страницам истории, о которых сейчас все старались забыть!
Некоторое время класс молчал. Включили свет, открыли шторы. Дети начали говорить. Девочка подняла руку и Даша дала ей слово. Семиклассница была поражена насколько яркой и трагичной была история Древних Греков. Даша развила тему и задала вопрос классу о том, какова же значимость древнегреческой культуры для современного мира. Дети отвечали наперебой! -Греки заложили основы всех наук! Примеры? - Архимед, Софокл, Платон, Сократ, Евклид, Еврипид, Аристофан... Их архитектура остаётся непревзойдённой! Они подарили человечеству богатейшую литературу, в которой отражаются исторические события Древнего мира! Своим воображением они раздвинули границы человеческого мышления, показав, что оно не имеет границ!
Да, ученики всё прекрасно поняли! Даша была  на Олимпе от счастья — ведь её цель была достигнута! Она знала, что как бы не сложилась жизнь этих детей, они вынесут из её класса правильные уроки истории!
Прозвенел звонок. Урок истории был окончен. Но только этот урок! А впереди было ещё столько много интересных тем! Даша подошла к окну. Напротив школы находилось здание мэрии. Шёл снег и на ветру мирно развивался канадский флаг.

Монреаль, 5 марта 2013
Из цикла Канадские рассказы.


Рецензии
Госпожа представительница Украинской диаспоры в Канаде,рассказ достоин похвалы,как литературное произведение,но меня покоробила политическая издевательская подоплёка Истории моей Советской Родины,я конечно сочувствую Вашему дедушке в связи с гибелью его личной рогатой собственностью,но придётся смириться,время было тяжёлое,а в нашей современности Европа перешла на использование - конины(!!!)Используя Миф о Троянском Коне - скорей всего в угоду исламу запрещающему использование свинины

Константин Погодин Два   07.03.2013 02:18     Заявить о нарушении
Возвращаюсь к ранее написанной рецензии.У нас с Вами разные взгляды на историю и каждый вероятно останется при своём мнении

Константин Погодин Два   07.03.2013 02:33   Заявить о нарушении
Константин, я Госпожа представительница русской диаспоры в Канаде!
Издевательства не входили в планы моего рассказа и очень жаль, что вы это там в чём-то увидели! А историю КПСС не понимала не одна я!

Евгения Крыщенко   07.03.2013 04:19   Заявить о нарушении
Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лёд. Эдуард Багрицкий
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь,живи в раю!"-
Я скажу:"Не надо рая,
Дайте родину мою" Сергей Есенин Прочтите, Евгения,эти строки Вашим Русским ученикам.С уважением Константин Иванович (прадед - погиб в 1914;
дед - погиб на кронштадтском льду"в1919;отец - погиб в Ленинградскую
блокаду в 1942 -ушёл под лёд "Дороги жизни" доставляя ХЛЕБ ОСАЖДЁННОМУ
ЛЕНИНГРАДУ) - А Вы:"Мифы древней Греции"...В середине 11века,дочь Ярослава Мудрого,княжна Анна стала Французской королевой и Париж воспринимала как большую деревню.привезя с собой Библиотеку в числе книг которой были Древнегреческие авторы и "Велесова Книга"....И если
в 1917году в России было 90% неграмотных то к 1939году Советский многонациональный народ за счет Ликбеза был полностью - грамотным и сознательно воевал с Германским Нацизмом против Освенцима,Треблинки,
Бухенвальда,Бабьего Яра,спасая Чарли Чаплина,Марлен Дитрих и Энштейна
а просвещенные Германские солдаты срезали груди на сувениры у Зои Космодемянской а Вы говорите - ЯБЛОКО РАЗДОРА!Такова РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Константин Погодин Два   07.03.2013 14:56   Заявить о нарушении
Константин, мы говорим о разных вещах с Вами!
Я говорю о том, что где бы мы ни жили, нужно изучать классическую культуры, которой около пяти ысяч лет! В большинстве стран мира греко-римская культура лежит в основе образования, в том числе и в России!(школа, университет - греков и римлян изучают и в литературе, и в философии, и в лингвистике, и в архитектуре...)
А Вы говорите о культуре и истории России! Нас в мире сколько, 6 миллиардов, примерно? И только 200 миллионов россиян знают и интересуются историей России!(Мой дедушка погиб в конц.лагере, солдат советской армии, дядя погиб при защите Брестской крепости...у всех у нас кто-то погиб в этой войне). СССР защищала свою территорию от агрессора! А теперь представьте, канадские добровольцы, которые были совершенно не обязаны подвергать свою жизнь опасности, учавствую в этой далёкой европейской войне, но они пошли, воевали и погибли за дело мира! Здесь они почитаются тоже как настоящие герои! Многие ли знают о Пол Поте, камбоджийском диктаторе, который убил 50% своего населения? У каждой страны своя история, свои трагедии, свои войны, но есть то, что всех объединяет - классические знания, история мира!
Константин, Вы хотите говорить только об истории России, считая это единственно интересной темой, насколько я поняла! Это Ваше право! Читайте тех, кто пишет только о России! Таких ведь подавляющее большинство!
А я пишу о том, что сама пережила - и детство и юность в России, и жизнь в Европе, и жизнь в Канаде!
Всего Вам, Константин, самого хорошего!

Евгения Крыщенко   07.03.2013 16:52   Заявить о нарушении
Да, забыла две важные вещи. Именно греческим монахам мы обязаны проникновению христианства на Русь,(а ведь с юга проникал ислам и если бы не греки, то Россия могла бы сейчас быть исламским государством!) не говоря уже о том, что мы им обязаны русской письменностью, основанной на буквах греческого алфавита!
Удачи!

Евгения Крыщенко   07.03.2013 17:19   Заявить о нарушении
Если Вы читаете эти строки то советую:Присядьте.
Единственным языком человечества на протяжении огромного времени существования человека(от двух миллионов лет назад до пяти тысяч лет назад) являлся ОДИН язык,который с полным основанием может быть назван
ЯЗЫКОМ РУССКИМ!!!!С уважением к теме нашей дискуссии Константин

Константин Погодин Два   07.03.2013 22:53   Заявить о нарушении
Евгения с праздником Вас не поздравляю так как этот праздник задуман как политический (Марш пустых кастрюль)и "учаВствовать"в этом празднике жизни
не обязательно.На этом "Уроке истории" прощаюсь - Константин

Константин Погодин Два   07.03.2013 23:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.