Пушкин в Сочи

         Если у кого-то появилось сомнение в правомерности такого словосочетания, то он будет прав: город был образован через год после гибели великого поэта в месте, которое не было Российским при его жизни, а потому он не мог там бывать.  И всё же есть основание дать это название моему небольшому рассказу, поскольку так называется творческое сообщество, которое вот уже 12 лет существует в знаменитом курортном центре - с момента празднования 200-летнего юбилея Поэта.

         Не так давно мне посчастливилось побывать в Сочи. Я приехал в этот город после 25-летнего перерыва с невесть откуда взявшимся предубеждением: жители из подобных благодатных мест нацелены, если не на обогащение, то, по крайней мере, на выживание за счёт индустрии туризма и лечения. И что даже так называемая культурная жизнь на курорте подчинена той же цели: привлечь как можно больше настроенных на незатейливый отдых приезжающих, чьи интересы ограничены в основном купанием, «поджариванием» на солнце, процедурами, питанием и, если повезёт, курортными романами. Слава Богу, этот миф был развеян не только свежим морским ветром, но и посещением Сочинских органного зала, художественного музея и Пушкинского клуба.
        Недалеко от нашего санатория находился дом-музей певицы, народной артистки СССР В.В. Барсовой. При его посещении я и узнал о существовании Пушкинского клуба. Директор музея Светлана Борисовна Поволоцкая любезно связала меня по телефону с Председателем клуба Ниной Васильевной Никулиной, с которой мы встретились в музее через день. Беседа была продолжительной и очень интересной, во время которой я получил приглашение выступить на очередном заседании клуба. Оно проходило в прекрасном зале литературно-мемориального музея Николая Островского – в здании, подаренном писателю и его семье правительством СССР в 1937 году.
      Скептик мог бы подумать, что групповое обращение к творчеству А.С. Пушкина – это некая блажь людей преклонного возраста, попытка к бегству от всё более жёсткой действительности. Как я убедился, это не так по целому ряду причин. Прежде всего, появление клуба «Пушкин в Сочи» закономерно, поскольку существует неистребимое стремление восприимчивой души переживать связь с культурными корнями. И плодотворное стремление это в Сочи уже имеет свою историю. Например, в 1912 году на собранные средства сочинцы построили в одном из лучших мест города библиотеку имени А.С. Пушкина, которая стала памятником архитектуры.
     Что не менее важно, члены клуба занимаются не только просветительской, но и исследовательской деятельностью. «Делать близким и понятным малоизвестное (а если очень повезёт, то и открыть неоткрытое!) – такую задачу ставим себе мы, члены Пушкинского клуба, на наших занятиях», - пишет его Председатель Нина Васильевна Никулина. И, судя по заседанию, которое я посетил, и по многочисленным публикациям, в том числе и в центральной печати, это им с успехом удаётся. И неудивительно, ибо делают это они профессионально: многие из наиболее активных членов являются признанными литераторами, что подтверждено и членством в Союзе писателей, и опубликованными трудами, интернет-сайтами (посетите, например, сайт И. А. Кресиковой) и т.п. При этом они не впадают в соблазн, как это нередко, к сожалению, бывает в других литературных сообществах, при любом удобном и неудобном случае навязывать присутствующим свои произведения, никак не связанные с основной направленностью собрания. Получается, светлое имя Пушкин притягивает людей одарённых, скромных и порядочных – образует настоящее содружество творческих сил.
      Естественно, как в своё время великий поэт, клубное сообщество не стоит в стороне от проблем современности. Одним из пунктов повестки дня заседания, на котором мне посчастливилось присутствовать, была презентация книги Ирины Александровны Кирпичко «О Сочи и сочинцах – 4». Я увидел, с какой болью участники заседания откликнулись на сообщение автора, в котором указывались изменения в городе, приведшие к заметным климатическим изменениям; и, в то же время, с каким интересом и гордостью принимают они реальные улучшения. Другим примером талантливого отклика на происходящие перемены могут служить многие замечательные произведения братьев Николая и Василия Синельниковых, которые любезно подарили мне свои вдохновляющие книги. Конечно, в этой одной встрече не удалось лично поговорить с каждым из присутствующих, но по тому интересу, который они проявили к обсуждаемым вопросам, к выступлению вашего покорного слуги; по тому, как принимали гостей; какие вопросы задавали, сложилось незабываемое ощущение творческого родства.
        И ещё одна примечательная вещь. На своё заседание члены клуба пригласили школьников, которые не только артистично прочли пушкинские строки, но и рассказали о своём отношении к поэту и его произведениям.
Особо следует сказать о Председателе клуба Нине Васильевне Никулиной. Она не только удивительно тонкий и глубокий поэт и прозаик (убедитесь в этом, заглянув на её странички на сайтах Стихи.ру и Проза.ру), но  и профессиональный журналист, десятки лет плодотворно проработавший на сочинском телевидении. И этот свой профессионализм, как я увидел, во всей полноте использует при подготовке и ведении заседаний Клуба.
      В заключение вот ещё один яркий пример чудесного превращения для меня Сочи и сочинцев. Когда обнаружил в художественном музее небольшую, но очень милую, со вкусом составленную постоянную экспозицию прекрасных работ замечательных авторов, то поинтересовался, каким образом эта коллекция оказалась в Сочи. Работница музея с гордостью поведала, что в смутные 90-е музей направил специалистов для поиска и покупки достойных произведений. Как это мудро в трудные времена заботиться, прежде всего, о состоянии духа! И потому неудивительно, что среди понравившихся мне картин современных авторов, которые экспонировались на тематической выставке в момент моего посещения, было немало работ сочинских художников.
     Если коротко охарактеризовать сочинские встречи, то их можно назвать открытыми и сердечными, что, к сожалению, становится редкостью в нынешние времена.

©Фото. Анатолий Пережогин, 2011


Рецензии