Пряничное милосердие

По мотивам фильма Ларса фон Триера "Догвилль"


Это было давно, в период новоначальности. Несмотря на то, что этому периоду устанавливаются определенные сроки - год, три, пять лет, отголоски умиротворенной радости в сердце, память о том периоде, когда сам Господь носит на руках каждого из тех, кто пришел к Нему с верой, сохраняются в памяти очень долго.
Вместе с чистой радостью сохраняется и горячность, потребность поделиться этой радостью, надежда привести к своей Вере любимых... как часто эта надежда не оправдывается. Потому что только сам Господь может коснуться сердца человека и привести его к вере. В месте с радостью сохраняется и некоторый религиозный максимализм, и состояние это хоть радостно, но не безопасно, так как от него может быть несколько шагов до неверных выводов и заблуждений, до сознания своей избранности и превосходства, а значит - и до корня всякого зла - гордыни.

Зимой я посетила мой любимый и самый дорогой моему сердцу монастырь. Сейчас все изменилось - за последние годы это Святое место привлекло внимание общественности, были вложены большие деньги, проведен ремонт... к счастью, с новыми стенами и одеждами суть осталась прежней... в этом удивительном месте по-прежнему Господь и Божия Матерь очень близко к каждому посетившему этот светлый край. И нередко с нами происходит там то, что мы заслуживаем.

Хотя нередко смысл происходящих событий так и остается неразгаданным.

В то время все еще было "по старому", и монастырь был не защищен ни от странного люда ни от бродячих животных.

На удивление жизнь за стенами монастыря была страшной: разруха, голод, пьянство, наркомания - большинство местных жителей было неверующими и относились к паломникам в лучшем случае с удивлением, в худшем - с глухой злобой.

Руководители паломнических поездок предупреждали "сестрам запрещается ходить по-одной по наступлению темноты" ... в этом был смысл, безусловно, хотя...

Нищих, настойчиво просящих милостыню, было очень много, иногда они встречались практически на каждом шагу, а мелких денег было не много.

И тогда я решила купить пряники, пакет пряников. Это казалось очень удобным. Целый пакет пряников решил бы проблему на все время паломничества - не было бы недовольных и порой злобных взглядов просящих, и денег бы хватило на свечи и на записки в монастыре.

Конечно я купила пряники, и с этим пакетом радостно отправилась в монастырь. Мое "пряничное милосердие" казалось отличной идеей, и я слегка гордилась собой...

На монастырской территории ко мне подошла бродячая собака... она выглядела голодной, уставшей, но настрой ее был не очень решительным... и она могла бы уйти. Однако я, все еще радуясь своему решению проблемы милосердия, решила дать ей пряник. После того как я вынула пряник из пакета и бросила собаке произошло очень неожиданное и неприятное ... со всех сторон ко мне бежали бродячие собаки, их оказалось много, невероятно много... Я боюсь собак с детства, даже добрых. А эти собаки смотрели злыми глазами, глухо рычали... и я поняла, что еще мгновение - и они разорвут меня на части.

Как ни странно, выход был найден - собрав все силы я бросила весь пакет как можно дальше от себя - собаки кинулись на пряники, а я убежала...

Странно, но я мало что поняла и тогда и потом... жизнь научила меня гораздо позже. Научила тому, о чем, видимо говорится в известной русской пословице: "сунь палец в рот - и всю руку откусит". Люди устроены так, что если ты подставляешь свою шею, то на нее непременно сядут. А когда ты это поймешь, не надо так страдать от боли, надо признать свою вину и не мстить, а просто уйти.
Потому что это ты сам подставил свою шею, сам дал себя использовать.

Милосердие выживает тогда, когда добрые дела совершаются Христа ради... об этих делах лучше сразу забыть и не ждать награды от людей и не бояться, что вместо благодарности получишь удар. Милосердие не смотрит на лица, оно смотрит только на руки.

Любое другое милосердие может оказаться в сущности своей высокомерием. И человек, формально творящий добро, может попасть в сети горькой обиды, сердечной боли, и может даже дойти до мести за неоцененные по достоинству дела своей любви.

Но и христианское милосердие в миру требует мудрости, ответственности и осторожности. Прежде всего, творя милосердие нужно понять, не нарушаешь ли ты заповеди. Если ударят по щеке - подставь другую... возможно, это значит, что Бог просит нас прощать личные обиды нашим обидчикам, но не более...

Очень верно сказал Прп. Никодим Святогорец:
 
"Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог – предела и ограничения. Но любовь к ближним должна иметь свой предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих ограничениях, то она может удалить тебя от любви к Богу, причинить тебе большой вред, ввергнуть тебя в пагубу. Воистину, должен ты любить ближнего, но так, чтоб чрез то не причинить вреда душе своей. Делай все дела свои просто и свято, не имея в виду ничего другого, кроме одного благоугождения Богу, и это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов. В делах сих самое важное есть способствование спасению ближних. Но тут нередко вторгается ревность не по разуму, которая ничего не приносит, кроме вреда и ближним и себе".
 
(Невидимая брань. Гл. 19. О благоразумии в делах любви к ближним для мира душевного.


Рецензии
Легко соглашаюсь, всё верно… Хотелось бы сказать многое, времени нет. Но скажу хоть то, что успеваю и что не надо обдумывать.
Тема правослвного милосердия меня очень интересовала с новоначальности, потому что очень раздражали и злили «бедные» цигане, «бедные» пьяницы, «бедные» бомжи-бездельники, «бедные» стреляющие деньги прямо во время богослужения. По началу, сжав зубы я давал всем. Когда научился узнавать мошенников и разгильдяев, ругал их, пытаясь наставить на путь истинный. Злят и теперь похожие на бездомных неблагодарных собак пьяные вонючие бомжи, постоянно обитающие вокруг одного храма. Но это отдельная техническая тема (не душевная), которую можно обсудить в разговорной форме и не хотелось бы тратить на неё скудные писательские ресурсы.
О новоначальности можно говорить много и захватывающе, хотя мы уже и касались этой темы.
О подставлянии шеи – малоизученная в моём сознании тема, но очень важная. Хотелось бы знать чёткие рецепты, как не убивать свою жизнь постоянным угождением окружающим и обстоятельствам. Если топнуть ногой, воскликнув «хватит», то придётся очень радикально изменить свою жизнь, а это нелегко, хотя вроде бы и верно. Чтобы нормально обсудить эту тему надо думать. Чтобы думать, надо отложить другие думания. Пока никак не получается. Из коротких ответов о милосердии один из лучших, как сказал прп. Никодим Святогорец.

Иван Ив 2   15.05.2013 09:37     Заявить о нарушении
Спасибо, что нашел время, Ваня. Ты почему-то очень занят всегда... но, наверное, так лучше для тебя.
Тебе хотелось бы что-то обсудить в разговоре, но ты не забывай, что мы никогда не разговариваем с тобой...

Из проповеди "не смотрите на лица просящих милостыню, только на руки..." Мне кажется это важно.

Из другой проповеди "если тебе сделали добро - запомни. если сделал добро ты - забудь. если тебя обидели - забудь. Если ты обидел - запомни."

Это о том добре Христа ради, ради нашего спасения

А в миру нужно как-то выжить... Для этого приходится учиться говорить "Нет". Но лучше при этом как можно меньше рассуждать, осуждать и обижаться... просто сказать "Нет" и все.

Иначе пряников может не хватить... хотя если бы ЛГ раздавала их по-одному, с каждым пряником ее гордыня и чувство, что она творит миловердие могло бы возрастать... а это очень охлаждает пыл. дал пряник - а тебя хватают за рукав и кричат - еще давай, еще... у тебя же есть еще - отдай все.
тут уж не до горделивого самолюбования...

А если речь идет ни о нищих и собаках, а о людях, лица которых знаешь - о работе и личной жизни, о друзьях и родственниках...

Мне кажется, очень важно уметь говорить нет и знать, в каких ситуациях говорить, ведь негатив будет всегда...

Еще знать, что может быть средством милостыни, а что - нет. Например, любовь между мужчиной и женщиной не может быть милостынью.

Очень важно не обижаться.

Помощь в мире не двунаправлена. Она передается от одного человеку к другому. Поэтому велик соблазн обидеться...

"Ты должен помогать другим людям" (сказала мама)
"А что будут делать эти люди?" (спросил ребенок)
"Они будут помогать другим людям"
"А зачем все так усложнять? Лучше бы люди помогали сами себе"

Часто не могут помочь сами себе. Для этого и устроена в мире эта цепочка передачи Добра. Добро не всегда возвращается, и для христиан лучше, если оно не возвращается...

Пылаева Ольга 1   16.03.2013 21:45   Заявить о нарушении
Снова я согласен с умными словами. Жаль сейчас нет времени и сил так же умно ответить.

Иван Ив 2   17.03.2013 00:20   Заявить о нарушении
Когда же у тебя будут время и силы? у тебя получается жить настоящим?

Пылаева Ольга 1   17.03.2013 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.