Фенечки и Фетиши

Перевод с украинского.

Лилия Мусихина

Трансформация изначальных культов фетишизма в отдельных культурных сообществах на примере фенечки у хиппи.

Декорирование в прикладном творчестве, несомненно, соотносится с давними религиозными формами. Например, почитая какой-то предмет волшебным, его выделяют из других подобных: разрисовывают, наносят орнамент, у которого тоже магическое значение. Таким образом, декоративно-прикладное искусство связано с фетишизмом - верой в волшебные свойства предмета. К примеру, верили, что стоит нанести на оружие специальные знаки, и оружие будет бить без промаха.

Во многих археологических культурах встречается знак бесконечности, его связывают со знаком воды и ужа, как домашнего охранника. А кое-где в этнографических регионах, таких как Гуцульщина, Лемковщина, Полесье, в которых сохранились ранние верования, писанку со знаком бесконечности кладут в улей, чтобы медосбор был нескончаемым. Об этом обычае пишет Кулжинский в своём фундаментальном труде «Описание коллекции малороссийских писанок Лубенского музея», изданной 1899. В то время этот обычай имелся на Лубенщине. Разумеется, подобное происходило и в более древние времена: люди верили, что стоит на горшок для хранения зерна нанести знак Бесконечник, и зерна хватит надолго.

Известны случаи декорирования вещей или одежды для посвящения предметов или самого себя Божеству или какой-то цели. Например, в фильме «Апокалипсис», снятом Мелом Гибсоном об исчезновении цивилизации аборигенов Южной Америки: людей, предназначенных для жертвоприношения, метили синей краской. Анализируя орнаменты керамики трипольско-кукутенской культуры, Т. Ткачук пришёл к выводу, что таинственные знаки - возможное начало будущего письма, или даже, как считает М. Видейко, послания Божествам, прошения-пиктограммы с просьбами или благодарностями. Таким образом, горшок становился вроде как письмом или открыткой, а его содержимое – Божественным даром.

Также возникли верования в обереги, с их помощью защищают себя и свой дом от враждебных сил. Археологи находят разнообразные обереги в местах древних захоронений. После смерти их не снимали даже при трупосожжении, и в горшках с обгоревшими костями часто находят уцелевшие кольца, браслеты, разнообразные подвески. Часто оберегами служили части тела тотемного животного: когти, клювы, засушенные внутренние органы или высушенные травы. Иногда такие волшебности (или мольфы) носили с определённой целью. Верили, что человек, имеющий сердце ласточки, должен пользоваться вниманием противоположного пола и т.д.

Известна даже специализация знахарей, которые изготавливали обереги-наузы. Интересно, что в комплектацию науза входили ключ и ложка.

В любом социуме возникает хотя бы интеллектуальное сопротивление, которое проявляет себя во внешней культуре, в атрибутике или украшениях. Движение хиппи, зародилось в американском обществе периода вьетнамской войны и органично впитало в себя прикладное искусство и элементы одежды американских индейцев. А также их приверженность к искусственно изменённым состояниям сознания (с употреблением наркотических веществ), элементы полигамности, как остаток первобытных культур отдельных племён. Хиппи органически впитали в себя верование в фетиш и вывели его на новый уровень.

Специфика американского фетишизма состоит в том, что вещь, как считали аборигены, сделанная конкретным человеком, содержит частицу его души. Если же вещь предварительно принадлежала ещё кому-то, то она сохраняет в себе часть души того, кто ею предварительно обладал. Как развитие явлений фетишизма - вера в обереги. Человек боялся Сил Природы, стихий, боялся диких животных и пытался как-то защитить себя... Фетишем (или оберегом, мольфой) мог быть простой камень, палочка необычной формы или кость животного. Нередко обереги становились настоящими произведениями искусства, которые ныне украшают лучшие музеи мира.

Интересные, многоцветные, глубоко символичные фетиши создавало коренное население Америки. На них изображали тотемных животных, священные растения или части тела убитого животного. Индейцы верили, что фетиши могут передать тому, кто их носит, лучшие качества запечатлённого образа. Те, кто обменивался фетишами, становились названными братьями и уже не могли относиться друг к другу враждебно. Поэтому иногда для прекращения межплеменной вражды достаточно было вождям обменяться фетишами.

Хиппи выросли на американской культуре, но отрицали её за нивелирование личности и потребительский характер, поэтому с радостью приняли фетишизм.

Первые хиппи на территории Украины появились во времена холодной войны и периода застоя в Советском Союзе. Причины их появления почти те же, что и в Америке. Молодежь была не согласна с политикой правящей партии, с идеалами советской масскультуры. Это был протест против бездушной политики СССР к интересам конкретного человека. Возникает своя хиппи-мода, стиль поведения, даже Евангелие. Так, американские хиппи своим главным «постулатом веры» считали «Чужой в чужой земле» Р. Хайнлайна, а советские создали «Евангелие от Митьков», так они сами себя называли. Зарубежные хиппи использовали в качестве основного атрибута фенечку, которая аналогична фетишу американских индейцев, а советские Митьки создали свою, основанную на прикладном искусстве славянских народов.

Очень большое значение придаётся изображениям и мотивам из флоры. Их используют в реалистичной или стилизованной форме. Например, вышитые ромашки на клешованных джинсах - одна из визиток хиппи. Не забыли и другие дикорастущие цветы: колокольчики, маки, полевые васильки, одуванчики. Последние символизируют легкость и солнечность, воздушность и красоту жизни даже вдоль заплёванных мостовых. И лишь значительно позже Митьки приняли в свой арсенал фенечек изображение конопляного листа, оно появилось из культуры Раста (растаманов) и является символом состояния изменённого сознания.

Из зоологических символов следует выделить бабочку, она являет собой веру, что безобразное превращается в прекрасное и воздушное. Она всем своим существом отрицает расхожую истину о том, что рождённый ползать летать не может. Птицы на фенечках и на одежде хиппи, как правило, символизируют «перелётность», приверженность к путешествиям «автостопом», отсутствие привязанности к определённому месту. Изображения кошки, собаки, волка - это обычно ассоциативная связь владельца фенечки с изображённым животным. Фенечки с геометрическими орнаментами прочитываются по общим законам чтения пиктограмм с учётом специфики символа в культуре того народа, которому принадлежит создатель предмета.

Читая фенечки, обращают внимание на их цвет. Так, например, белый – это чистота, святость, вера в идеалы. Чёрный - неверие в материалистические блага этого мира, поиск философского покоя и самоуглубления. Красный –жизнь. Оранжевый - яркость, неповторимость, нежелание быть лишь одним из толпы. Жёлтый - солнце и радость. Зелёный - лето, жизнь, ненасилие. Голубой – небо. Синий – глубина. Фиолетовый - сочетание несочетаемого, космос.

Отдельного внимания заслуживает также цветосочетание. Так, все цвета радуги - это пацифизм и терпимость к сексуальным меньшинствам, свобода вероисповедания. Голубой и розовый - сексуальные меньшинства. Чёрный, зелёный, жёлтый и красный - состояние изменённого сознания. Голубой с золотым - роскошь, ненасилие.

В основном для фенечек старались использовать природные материалы, такие, как косточки плодов, древесина, глина. Впрочем, о приверженности хиппи к бисеру есть даже анекдоты. В бисерных фенечках обращают внимание на цвет и орнамент.

Сейчас в качестве фетишей (фенечек) используют нитяные браслеты, украшения из бисера и натуральной глины, расточки, хайратники - всё исключительно ручной работы. У фенечек богатая символика. Они могут рассказать о музыкальных пристрастиях, сексуальной ориентации, отношении к миру того, кто их носит. Как правило, фенечки не снимают, а носят, пока они сами не слетят.

Что касается расточек (украшения для волос), их срезают лишь, когда через нити пробивается волос. У прежних настоящих хиппи фенечками были обвешаны руки до локтей и шея. При дарении фенечки обмениваются пожеланиями и поцелуями. Иногда, как знак особого уважения, целуют и саму фенечку. Старые фенечки сохраняют или сжигают.

Таким образом, очевидно, что фенечка в культуре зарубежных хиппи и наших отечественных Митков являет прямое продолжение веры первобытного человека в фетиш - волшебную вещь, которая способна нести в себе частицу души Мастера. В зависимости от этнической принадлежности создателя, фенечка может прочитываться по-разному. Но всегда вещь несёт информацию о владельце - его жизненную позицию, эстетические и сексуальные предпочтения и т.д. Таким образом, является по сути социальным «маркером».
*3313

Фотомонтаж автора перевода.


Рецензии