Устоялось время неровное
Поиграв с ребятами в салочки,
Мы домой бежали голодными...
Чаще даже, просто для галочки.
Устоялось время неровное.
Стала стать солидной и значимой.
А душа всё та же - не новая
И тоской по детству захвачена.
Далеко за белыми зимами.
Да за лета днями весёлыми
Притаилось детство родимое,
Да с улыбкой шалой, бедовою.
Помню я, как резвые гномики
Из фантазий, не из учебника,
Создавали дивные домики
Для уютных сказок волшебника.
А ночные сны удивительно
Походили на приключения,
И минутки - жадные зрители
Наблюдали за представлением.
Небо было синею птицею.
Дни и ночи были счастливые.
А сама была я царицею -
Наряжалась в платья красивые.
И проснувшись утром с улыбкою,
Выносила радость на улицу.
И была обида не липкою,
Если очень сильно зажмуриться.
А года мелькали мгновеньями.
Сохранились малые капельки
Детства, не считаясь со временем
И его наточенной сабелькой.
Разбрелись по домикам гномики.
И берёзка стала высокою.
А на подоконнике хроменько
Часовые стрелочки цокают.
осень 2009
Анализ стихотворения «Устоялось время неровное»
Тема и идея
Стихотворение посвящено теме взросления и ностальгии по детству. Основная идея — сохранение детских воспоминаний как особой ценности в душе взрослого человека.
Композиция
Произведение имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается образами времени и взросления. Текст делится на несколько смысловых частей:
Воспоминания о детстве
Размышления о взрослении
Контраст между детским и взрослым восприятием
Финальные размышления о времени
Жанр и стиль
Философская лирика с элементами автобиографической исповеди. Автор использует разговорные элементы, что делает текст более искренним и личным.
Художественные средства
Эпитеты: «время неровное», «душа не новая», «улыбка шалая»
Метафоры: «небо синею птицею», «капельки детства»
Олицетворения: «минутки — жадные зрители»
Сравнения: «походили на приключения»
Символика: берёзка как символ роста и времени
Ритмика и строфика
Стихотворение написано свободным стихом с переменной рифмовкой. Ритм меняется в зависимости от настроения текста — от лёгкого и игривого до задумчивого.
Эмоциональный тон
Преобладает ностальгическое настроение, смешанное с лёгкой грустью и светлой печалью. При этом текст сохраняет жизнеутверждающий характер благодаря сохранению детских воспоминаний.
Значение произведения
Стихотворение отражает универсальную тему взросления и сохранения детской чистоты души. Оно затрагивает глубокие струны человеческой души, вызывая сопереживание у читателя.
Свидетельство о публикации №113030201288
Дина Панасенкова 02.03.2013 06:41 Заявить о нарушении