Я рисую мелодию чувства

Я рисую мелодию чувства на тонких лучах
Неожиданно найденных в замке туманных наитий.
Краска страсти на нежности ласкова и горяча,
Я слегка оттеню этот жар ожиданьем открытий.

Чуть приметным мазком наложу и сомнения тень,
Да вкраплю ненароком слегка озарения блики,
Чтобы Ночь не толкала в забвение прожитый День,
Чтоб не прятались в жизни Любви и Прощения лики.   

20.03.2012

Краткий анализ стихотворения
Тема. Творческий процесс как воплощение чувств и переживаний; созидание внутреннего мира через «живопись» эмоций.
Основная мысль. Чувства и переживания можно «изобразить» как картину: в них есть и яркие краски страсти, и тени сомнений, и блики озарения. Цель этого творческого акта — не дать Ночи (забвению) поглотить прожитый День, сохранить в жизни важнейшие ценности — Любовь и Прощение.
Композиция.
4 строки — зачин: образ «рисования мелодии чувства» на «тонких лучах» наитий.
4 строки — развитие: наложение красок (страсть, нежность, жар, ожидания), добавление тени сомнений и бликов озарения.
2 строки — кульминация и вывод: цель творчества — не дать забвению стереть важные смыслы, сохранить «лики» Любви и Прощения.
Итого: единое развёрнутое высказывание с внутренней рифмовкой и плавным движением мысли.
Тип речи. Лирическое рассуждение с элементами метафорического описания.
Стиль речи. Художественный (поэтический), с ярко выраженной образностью и субъективностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («краска», «жар», «тень», «блики»);
местоимения («этот», «его»);
синтаксический параллелизм («Я рисую…», «Я слегка оттеню…»);
анафора и инверсия, создающие ритмическое единство.
Средства выразительности:
метафоры: «рисую мелодию чувства», «краска страсти на нежности», «тонкие лучи туманных наитий», «Ночь не толкала в забвение прожитый День»;
эпитеты: «ласкова и горяча» (о краске страсти), «туманных» (наитий), «нежно» (о нежности);
олицетворения: «Ночь не толкала», «чтоб не прятались… лики»;
символы: Ночь (забвение), День (прожитая жизнь), Лики (высшие ценности — Любовь и Прощение);
инверсия: «краска страсти на нежности», «чуть приметным мазком наложу»;
перифраз: «лики Любви и Прощения» (вместо «образ Любви и Прощения»);
ассонанс и аллитерация создают музыкальность и ощущение живописного мазка.
Общий тон: созерцательный, утончённый, с оттенком тревожного ожидания и надежды. Стихотворение строится как внутренняя картина, где чувства обретают цвет, свет и тень, а творческий акт становится способом сохранения смысла жизни.


Рецензии